Для дистанционного обучения

В последние годы все больше говорят об использовании компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы ДО, что связано, в свою очередь, с возросшими возможностями технических средств связи. В пользу подобной основы для различных моделей дистанционного обучения говорят следующие факторы, обусловленные дидактическими свойствами этого средства информационных технологий:

- возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема и любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);

- хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т. д.;

- доступ к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Internet, работы с этой информацией;

- организация электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио- и видеоконференций;

- запрос информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции;

- возможность перенести полученные материалы на свою дискету, распечатать их и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.

Дистанционное обучение врачей

Дистантное повышение квалификации медицинских работников возможно, но, по известным причинам, полностью удаленное обучение организовать невозможно. Схема обучения может быть построена по типу очно-заочной клинической ординатуры, когда обучаемый занимается самоподготовкой по основному месту работы и периодически (2 раза в год) приезжает на очный этап обучения.

Элементы ДО могут повысить эффективность (и доступность) повышения квалификации, а также снизить затраты на нее.

Организация ДО врачей включает следующие основные моменты:

- принятие нормативных актов о дистанционном повышении квалификации врачей;

- определение курсов, по которым будет производиться дистанционная подготовка;

- разработка учебных планов курсов;

- формирование групп обучаемых;

- назначение ответственных за ДО и использование сетевых информационных ресурсов в лечебных заведениях;

- рассылка печатных материалов по тематике курсов;

- базовый контроль знаний участников группы;

- периодически при помощи E-mail производится рассылка материалов, содержащих ссылки на рекомендуемую литературу, список теоретических знаний и практических навыков по теме, вопросы для самопроверки;

- получение, анализ и ответы на вопросы обучаемых;

- несколько раз за цикл обучения производится промежуточный контроль знаний при помощи тестирования;

- краткосрочный семинар и сдача выпускных экзаменов.

По оценкам экспертов, материальные затраты лечебных учреждений, связанные с подготовкой специалистов по такой системе, сокращаются примерно в 10 раз (за счет расходов на проживание слушателей в гостинице, потерь из-за отрыва от работы и т. д.).

Основными проблемами являются оплата скоростных каналов и недостаточная компьютерная грамотность врачей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прогресс – великая вещь: многое, о чем мы читали в научной фантастике, было недостижимо техническими средствами тех лет. Если посмотреть назад лет на 40-50, то тогда только зарождались большие ЭВМ. Задачи, которые они выполняли тогда за несколько часов, сейчас обычный «Пентиум» делает за несколько секунд. Около 15 лет назад компьютеры стали более доступными. 286-й был верхом совершенства и, самое главное, он мог помещаться на рабочем столе, а не занимать комнату. За последние 10-15 лет скорости работы выросли во много раз, а миниатюризация поражает воображение. 10 лет назад об Internet знали избранные (да и назывался он не так) — сейчас это обыденность и "суровая необходимость". Что прослеживается? Развитие идет в геометрической прогрессии. Предположения самых отчаянных фантастов при таком темпе развития очень скоро станут реальностью.

Какой из этого можно сделать вывод? За прогрессом не успеть, если им не заниматься самому. Еще 5 лет назад, прочитывая компьютерные периодические издания, можно было понимать все. Теперь же отдельные материалы вызывают чувство собственной неполноценности. К чему этот разговор?

Дело в том, что не стоит заниматься несвойственным себе делом. Встречаются врачи, которые пишут программы. Однако это совершенно не обязательно! По нескольким причинам. Во-первых, программированием должны заниматься специально обученные люди – программисты. Во-вторых, все уже написано до нас. Главное теперь ориентироваться в том многообразии программного обеспечения, которое существует, и уметь выбрать нужную программу для решения поставленной задачи.

Поясним на примере: несколько лет назад один врач загорелся идеей автоматизированной истории болезни. На тот момент доступных готовых решений не было. Взяв в руки клавиатуру и загрузив в компьютер программу MS Access, он стал делать базу данных. К работе подключилось еще несколько студентов-медиков. Было потрачено много времени на разработку базы и программирование. Но в один из вечеров, бродя в Internet, этот врач наткнулся на готовую работающую электронную историю болезни, которую разработчики за небольшую сумму готовы были адаптировать к задачам конкретного Лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). Работа над этим проектом прекратилась.

Если бы время, потраченное на разработку, было потрачено, например, на обдумывание алгоритмов, то пользы, возможно, было бы больше.

Подведем итог вышесказанному. Давайте заниматься своей профессиональной деятельностью, а ПК использовать, как устройство, облегчающее работу.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айламазян А.К., Гулиев Я.И. Разработка информационных систем лечебно-профилактических учреждений: проблемы и решения // Тез. докл. Международного форума «Информатизация процессов охраны здоровья населения – 2000». – М., 2000.

2. Айламазян А.К., Гулиев Я.И., Комаров С.И., Малых В.Л., Моро­зов В.Ю. Информационные системы в медицине: проблемы и ре­шения // Программные системы: Теоретические основы и приложе­ния / Под ред. А. К. Айламазяна. – М.: Наука. Физматлит, 1999. – С. 162-168.

3. Белышев Д.В., Гулиев Я.И., Назаренко Г.И., Полубенцева Е.И., Хаткевич М.И. Опыт разработки и внедрения информационной системы поликлиники в контексте построения единого информа­ционного пространства комплексного медицинского центра // Тр. междунар. конф. «Программные системы: теория и приложения», ИПС РАН, Переславль-Залесский, май 2004: В 2 т. / Под ред. С.М. Абрамова. – М.: Физматлит, 2004. – Т. 2. – С. 83-102.

4. Боровиков В.П. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов (2-е издание, +CD). – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.: ил.

5. Венедиктов Д.Д., Григорьев А.И., Казанов В.А., Кобринский Б.А., Крейнес М.Г., Леванов В.М., Логинов В.А., Тимин Е.Н., Шафранский И.Л., Шифрин М.А. Телемедицинские технологии в здра­воохранении России (Обзорная справка). 2002. – http://www. telemed.ru/whatis/laws/gdsprav.html

6. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и ма­шине. – 2-е изд. – М.: Сов. радио, 1968. – 326 с.

7. Воробьёв П.А. Вопросы стандартизации медицинских услуг. Сооб­щение 1: Концепция и объекты стандартизации // Клинич. герон­тология. – 1995. – №2.

8. Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум (2-е изд.). – СПб: Питер, 2002. – 480 с.

9. Гаспарян С.А. Классификация медицинских информационных систем // Информационные технологии в здравоохранении. – 2002. – №1.

10. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Пер. с англ. – М., Практика, 1998. – 459 с.

11. Голубева А.П. Автоматизированные системы (исторический очерк) // Проект ТАСИС EDRUS 9702 «Российская Федерация: Поддержка управления системой здравоохранения». – Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, 2001.

12. Гулиев Я.И., Комаров С.И., Малых В.Л., Осипов Г.С., Пиме­нов С.П., Хаткевич М.И. Интегрированная распределённая инфор­мационная система лечебного учреждения (ИНТЕРИН) // Про­граммные продукты и системы. – 1997. – №3.

13. Емелин И.В. О стандартах электронного обмена медицинскими документами // Компьютерные технологии в медицине. – 1996. – №1. – С. 44-48.

14. Емелин И.В. Стандарт электронного обмена медицинскими изоб­ражениями DICOM // Компьютерные технологии в медицине. – 1996. – №3.

15. Емелин И.В. Интеграция стандартов медицинской информатики // Кремлёвская медицина. Клинический вестник. – 2000. – № 4.

16. Емелин И.В., Перов Ю.Л., Серегин Ю.С., Эльчиян Р.А. Концеп­ция построения открытых медицинских информационных систем // Кремлёвская медицина. Клинический вестник. – 1998. – № 1.

17. Ермаков Д.Е. Средства представления структурированных дан­ных в медицинской информатике // Информационные технологии в здравоохранении. – 2003. – № 3-4. – С. 30-32.

18. Ермаков Д.Е., Лапшин М.А. Исследование вариантов передачи данных в распределённых информационных системах // Медицин­ская картотека. – 2002. – № 10.

19. Кобринский Б,А. Информатизация здравоохранения России – на пути к интегрированным системам // Информационные технологии в здравоохранении. – 2000. – № 2.

20. Концепция информатизации здравоохранения России (утвержде­на МЗ РФ 29.06.92). – http://www.pedklin.ru/InformZdrav/ Concepcia.html

21. Мамаев А.Н. Анализ качественных значений в медицинских исследованиях. – Барнаул, Изд-во АлтГУ, 2006. – 52 с.

22. Медведев О.С., Столяров И.Н. Телемедицина: обзор современного состояния и перспективы развития в России // Вестник РФФИ. – 1999. – №4.

23. Муратова Е.Ю. Стандартизация в медицине (отечественный и за­рубежный опыт) // Проблемы оценки качества медицинской помо­щи: Сб. науч. тр. – СПб., 1996. – С. 46-50.

24. Мыльникова И.С. Что такое «стандарты качества», или ещё раз об объектах стандартизации в медицине // Главный врач. – 1996. – №1.

25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999.

26. Подлен С.А., Панова В.П., Якимов О.С. Стандартизация в сфе­ре медицинских услуг и медицинского страхования // Главный врач. – 1995. – № 3.

27. Попов B.C., Горохов А.В., Комаров С.И. Создание единого инфор­мационного пространства многопрофильного лечебно-профилакти­ческого учреждения: проблемы и решения // Тр. междунар. конф. «Программные системы: теория и приложения», ИПС РАН, Пере-славль-Залесский, май 2004: В 2 т. / Под ред. С. М. Абрамова. – М.: Физматлит, 2004. – Т. 2. – С. 133-146.

28. Постановление Правительства Российской Федерации. Основы за­конодательства Российской Федерации об охране здоровья граж­дан, 22.07.1993 N 5488-1.

29. Приказ от 27 августа 2001 г. № 344/76 «Об утверждении концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана её реализации». Министерство здравоохранения Российской Федерации, Россий­ская академия медицинских наук.

30. Рузайкин Г.И. Медицинские информационные системы, или МИС // Мир ПК. – 2001. – № 3.

31. Черников В.П. Что такое телемедицина. Фонд «ТЕЛЕМЕДИЦИ­НА». – http://www.telemed.ni: 9100/

32. Чибухчян А.С., Гулиев Я.И. Универсальное решение интеграции медицинских приборов в информационную систему медицинского учреждения // Тез. докл. Междунар. форума «Информатизация процессов охраны здоровья населения – 2001». – М., 2001. – С. 150-151.

33. Чудновский М.А., Горохов А.В., Пономарчук Т.В. Информатиза­ция экономической деятельности лечебного учреждения в условиях множественности форм финансирования // Тр. междунар. конф. «Программные системы: теория и приложения», ИПС РАН, Пере­славль-Залесский, май 2004: В 2 т. / Под ред. С. М. Абрамова. – М.: Физматлит, 2004. – Т. 2. – С. 187-200.

34. Янковский С. Концепции общей теории информации. – http: //www.inteltec.ru/publish/articles/textan/ibook.shtml, март 2000.

Учебное пособие

ОСНОВЫ

МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ

(учебно-методическое пособие для студентов лечебного,

педиатрического и медико-профилактического факультетов)

Подписано в печать 28.01.2008

Формат 60х90/16. Бумага офсетная.

Печать ризографическая.

Гарнитура Таймс Нью Роман.

Тираж 530 экз.

Алтайский государственный медицинский университет

г. Барнаул, пр. Ленина, 40

Типография ГОУ ВПО «Алтайского государственного

медицинского университета Росздрава»

г. Барнаул, пр. Ленина, 40

Наши рекомендации