Усвоить знания, необходимые для принципиального

понимания механизмов процессов:

1) функционирования рецепторного, проводникового и коркового отделов сенсорных систем;

2) переработки информации на различных уровнях переключения сенсорных систем;

3) взаимодействия сенсорных систем.

4) инстинктивной, условнорефлекторной и психической деятельности;

5) интегративной деятельности и состояний мозга: мотиваций, эмоций, памяти, сна и др.;

6) целенаправленного поведения.

Получить представление о клинико-физиологических

методах исследования функций сенсорных систем:

1) слуховых пробах Вебераи Ринне;

2) аудиометрии;

3) ольфактометрии.

4) густометрии.

5) эстезиометрии,

6) выработке условного рефлекса; определения типа ВНД; определения объема кратковременной слуховой памяти; определения динамики вегетативных функций при эмоциональных воздействиях с помощью установки BIOPAС; определения объема, переключаемости и устойчивости внимания.

ЗАНЯТИЕ № 1 (10)

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Общие свойства сенсорных систем. Физиология зрительной и слуховой сенсорных систем.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

1. Понятие органа чувств. Представление об основных и вспомогательных структурах органа чувств.

2. Понятие анализатора с позиций учения И.П. Павлова.

3. Понятие сенсорной системы. Соотношение понятий «сенсорная система» и «анализатор».

4. Понятие периферического (рецепторного) отдела сенсорной системы, рецептора. Классификации рецепторов.

5. Функциональные свойства и особенности рецепторов.

6. Функциональные свойства и особенности проводникового отдела сенсорной системы.

7. Специфический и неспецифический пути распространения возбуждения от рецепторного отдела сенсорной системы к корковому.

8. Функциональные свойства и особенности коркового отдела сенсорной системы. Функциональные отличия нейронов, входящих в состав различных корковых зон. Представление о моно- и полимодальности нейронов, о механизме взаимодействия сенсорных систем.

9. Зрительная сенсорная система. Общая морфологическая и функциональная характеристика ее отделов.

10. Механизмы рецепции и восприятия цвета. Основные виды нарушения восприятия цвета.

11. Поле зрения и острота зрения. Методы их определения.

12. Понятие рефракции, аккомодации и адаптации глаза. Механизмы этих процессов, их аномалии (астигматизм, близорукость, дальнозоркость, пресбиопия).

13. Слуховая сенсорная система. Общая морфологическая и функциональная организация ее отделов.

14. Механизмы рецепции и восприятия звука.

15. Понятие бинаурального слуха, его механизм и значение.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

А. ОСНОВНАЯ

1. Физиология человека (под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф.), М., Медицина, 2003, с. 541-561.

2. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов (под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М.), М., Медицина, 2006, с. 518-564.

3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М., Изд. Центр «Академия», 2011, 336 с.

СХЕМЫ ПРОТОКОЛОВ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

РАБОТА № 1. Определение поля зрения.

(«Практикум …», работа № 6.3, с.233)

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Освоить метод определения поля зрения.

Пространство, видимое глазом при фиксации взгляда в одной точке, называ­ется полем зрения. Определение поля зрения проводится для каждого глаза отдельно с помощью периметра Форстера.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

(Полученные данные внести в таблицу)

Направленность Поле зрения правого глаза, градусы
Для белого цвета Для зеленого цвета
Вверх    
Вниз    
Вправо    
Влево    

Схема периметрического снимка полей зрения

Вверх

Усвоить знания, необходимые для принципиального - student2.ru

Влево Вправо

Вниз

ВЫВОД:(Сравнить величину полей зрения для белого и зеленого цветов. Объяснить причину их различий).

Наши рекомендации