Классификация функциональных гастроинтестинальных расстройств у детей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К

ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ПЕДИАТРИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

IV КУРСА

Учебная дисциплина Факультетская педиатрия
Модуль №1  
Тематический модуль № 5 Заболевания органов пищеварения у детей
Тема занятия Функциональные и органические заболевания кишечника и билиарной системы у детей
Курс
Факультет II медицинский

Конкретные цели.

· Уметь собирать анамнез у больного с подозрением на функциональные и органические заболевания кишечника и билиарной системы.

· Проводить объективное обследование пациента с учетом возрастных особенностей.

· Интерпретировать полученные данные объективного обследования.

· Анализировать основные синдромы поражения кишечника и билиарной системы у детей.

· Назначать комплекс лабораторного и инструментального обследования при заболеваниях кишечника и билиарной системы.

· Проводить дифференциальную диагностику функциональных и органических заболеваний кишечника и билиарной системы у детей.

· Назначать лечение больному с фунциональными и органическими заболеваниями кишечника и билиарной системы с учетом ведущих синдромов.

Базовый уровень подготовки.

Названия предыдущих дисциплин Необходимые навыки
1. Анатомия Знать анатомию пищеварительной системы. Строение отделов кишечника, жёлчного пузыря и жёлчевыводящих путей а также их возрастные особенности.
2. Нормальная физиология Знать физиологические особенности пищеварения в детском возрасте. Процессы переваривания и всасывания питательных веществ в разных отделах кишечника, процессы образования и оттока жёлчи.
3. Гистология Знать гистологическое строение тканей пищеварительной системы. Строение разных отделов кишечника, жёлчного пузыря и жёлчевыводящих путей а также возрастные особенности.
4. Топографическая анатомия Знать топографическое расположение отделов кишечника, жёлчного пузыря и жёлчевыводящих путей, особенности расположения этих органов в детском возрасте.
5. Пропедевтика педиатрии Уметь собирать анамнез у ребенка и его родителей, оценивать состояние больного, проводить объективное обследование больного с заболеваниями органов пищеварения.

Организация содержания учебного материала.

Функциональными заболеваниями пищеварительной системы называют заболевания, которым присущи изменения какой-либо из функций пищеварительной системы – моторики, секреции, переваривания (мальдигестия), всасывания (мальабсорбция), состояния микрофлоры (дисбиоз), активности иммунной системы при отсутствии органических изменений.

На симпозиуме в рамках гастроэнтерологической недели 23 мая 2006 года в Риме, который спонсировался Американской ассоциацией гастроэнтерологов, была принята классификация и новые критерии диагностики функциональных гастроинтестинальных расстройств (ФГР) у детей (Римские критерии диагностики ІІІ).

Согласно принятой классификации, функциональные гастроинтестинальные расстройства у детей были разделены на 2 группы: G и H. К группе G были отнесены ФГР, которые встречаются у новорожденных и детей раннего возраста, а к группе Н – ФГР, которые встречаются у детей и подростков.

Классификация функциональных гастроинтестинальных расстройств у детей

G. Детские функциональные гастроинтестинальные расстройства: Новорожденные/дети раннего возраста

G1. Регургитация у новорожденных

G2. Синдром руминации у новорожденных

G3. Синдром циклической рвоты

G4. Колики у новорожденных.

G5. Функциональная диарея.

G6. Дишезия у новорожденных.

G7. Функциональный запор

Н. Детские функциональные гастроинтестинальные расстройства:

Дети/подростки

Н1. Рвота и аэрофагия

Н1а. Синдром руминации у подростков.

Н1в. Синдром циклической рвоты.

Н1с. Аэрофагия.

Н2. Абдоминальная боль, связанная с функциональными гастроинтестниальными расстройствами

Н2а. Функциональная диспепсия.

Н2в. Синдром раздражённого кишечника.

Н2с. Абдоминальная мигрень.

Н2d. Детская функциональная абдоминальная боль.

Н2d1. Синдром детской функциональной абдоминальной боли.

Н3. Запор и недержание кала.

Н3а. Функциональный запор.

Н3в. Недержание кала.

Ключевым заболеванием группы функциональных заболеваний кишечника безусловно является синдром раздражённого кишечника (СРК) – одно из наиболее часто встречающихся заболеваний в мировой практике, в том числе у детей. Частота заболевания 8-19% населения.

В настоящее время СРК рассматривают как группу заболеваний, сопровождающихся функциональными нарушениями, при которых боли в животе сочетаются с патологическими изменениями дефекации, частоты и характера стула, метеоризмом, постоянными или периодическими на протяжении 3 и более месяцев.

Классификация.Клиническая классификация, согласно которой в соответствии с доминирующим синдромом заболевания выделяют 3 основных его варианта:

1. Протекающий с преобладанием боли.

2. Протекающий с преобладанием запора.

3. Протекающий с преобладанием диареи.

Этиология СРК во многом до конца не изучена.

Предполагается влияние нескольких групп факторов:

1. Расстройства психоэмоциональной сферы.

2. Моторно-эвакуаторные нарушения.

3. Дисбиотические сдвиги.

Среди факторов, способствующих развитию СРК, выделяют патологию беременности и родов, ранний перевод на искусственное вскармливание, аллергические реакции на продукты питания, гипотрофия на первом году жизни.

Предполагается определённое значение в формированииит СРК генетически обусловленных особенностей нервно-вегетативных реакций, секреторной функции желудка и поджелудочной железы, а также предрасположенности к развитию аллергии. Несомненную роль среди этиологических факторов играет повышенная чувствительность рецепторов стенки кишки к растяжению. Моторика и чувствительность рецепторного аппарата кишечника нарушаются при несбалансированном и нерациональном питании, а также вследствии перенесенных кишечных инфекций, при гельминтозе.

Патогенез.

Основные механизмы патогенеза СРК:

1. Дисфункция центральной и вегетативной нервной систем.

2. Нарушение кишечной моторики.

3. Развитие дисбиоза кишечника.

Воздействие стрессового фактора → выброс нейромедиаторов (КХА, кортикостероиды, серотонин и др.) → нарушение кишечной моторики → изменение состава химуса, обеспечивающего состояние слизистой оболочки и микробиоценоз толстой кишки → изменение тонуса и моторики → срыв механизмов адаптации кишечного биотопа. Таким образом, возникает расстройство регуляции между центральной нервной системой и автономной энтеральной нервной системой, что вызывает нарушение секреции, моторики и повышенное восприятие нервных импульсов.

Клиника СРК.

Наиболее характерные клинические симптомы:

Клинические симптомы Характеристика
1. Боль и /или дискомфорт в животе (локализуются чаще в подвздошной области или в области пупка) - проходят после акта дефекации; - связаны с изменением частоты стула (запорами, поносами или их чередованием; - связаны с измененеием консистенции кала.
2. Изменение частоты стула Чаще, чем 3 раза в день или реже, чем 3 раза в неделю
3. Изменение консистенции кала - жидкий; - твёрдый, «овечий»; - может быть гетерогенный характер кала: вслед за плотным следует кашицеобразный и жидкий.
4. Изменение акта дефекации Чаще запор
5. Императивные позывы  
6. Неполное опорожнение кишки  
7. Дополнительные усилия при дефекации  
8. Выделение слизи с калом  
9. Вздутие живота, метеоризм  
10. Урчание в животе.  

Также присоединяются:

1. Симптомы интоксикации: вялость, повышенная утомляемость, раздражительность.

2. Симптомы вегетативной дисфункции: дисфункции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушения терморегуляции, потоотделения, психопатические расстройства.

3. Симптомы функциональной диспепсии: чувство тяжести и переполнения в подложечной области, тошнота, отрыжка.

Объективное обследование:

1. Астенический тип телосложения.

2. Язык обложен белым налётом.

3. Болезненность при пальпации живота может быть по ходу толстого кишечника, максимально выраженная в области поперечно-ободочной и сигмовидной кишок, урчаний во время пальпации.

Диагностика.

1. Данные анамнеза.

2. Результаты объективного обследования.

3. Ректороманоскопия и морфологическое исследование слизистой оболочки толстой кишки позволяют исключить наличие органической патологии.

4. Ирригография и электроколонография – для оценки кишечной моторики.

5. Копрологическое исследование – для оценки характера пищеварительной и всасывательной функций кишечника.

Наши рекомендации