Лицензирование деятельности субъектов страхового дела
Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются Федеральной службой страхового надзора Министерства финансов РФ: а) страховщикам на основании их заявлений с приложением:
- учредительных документов (устав страховой организации, протокол учредительного собрания);
- свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- документов, подтверждающих оплату уставного капитала;
- экономического обоснования страховой деятельности (бизнес-план на первый год деятельности, планы по перестрахованию и размещению средств страховых резервов);
- правил по видам страхования (определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договоров, определение объектов страхования и перечня страховых случаев, при которых наступает ответственность страховщика, порядок заключения договоров страхования и уплаты страховых взносов);
- расчетов страховых тарифов;
- сведений о руководителях и их заместителях;
б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений с приложением:
- учредительных документов;
- свидетельства о регистрации;
- справки о размере оплаченного уставного капитала;
- сведений о руководителях и их заместителях.
Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять в пределах определенной территории.
Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства.
Следует подчеркнуть, что деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования не требуют получения лицензии. Рассмотрим более подробно представляемые документы.
1 Устав страховой организации. В соответствии с действующим законодательством устав любой страховой компании должен содержать следующие основные положения:
- организационно-правовая форма страховщика;
- наименование страховой организации и ее местонахождение;
- предмет и цели деятельности;
- размер уставного капитала;
- порядок распределения прибыли и возмещения убытков;
- порядок утверждения положения о страховых резервах, их образовании и использовании;
- организация управления компанией;
- порядок публикации балансов и отчетов, а также осуществления внутреннего контроля и аудита.
В протоколе учредительского собрания обычно указываются учредители страховой компании, предмет и цели ее деятельности, размер и порядок формирования уставного капитала и т.д.
2 Экономическое обоснование страховой деятельности. К документам по обоснованию деятельности страховщика относят:
- бизнес-план на первый год деятельности, содержащий прогноз развития страховых операций;
- план по перестрахованию, если максимальная ответственность по отдельному риску превышает 10% собственных средств страховщика;
- план размещения страховых резервов, подтверждающих возможность выполнения страховщиком своих обязательств, вытекающих из договоров страхования
- баланс страховщика с приложением отчета о финансовых результатах.
Следует иметь в виду, что для получения лицензии на конкретные виды страхования существуют определенные ограничения в отношении уставного капитала и собственных средств компании в зависимости от видов страхования, как это установлено действующим Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Выдачу лицензий на страховую деятельность в настоящее время осуществляет Федеральная служба страхового надзора Министерства финансов РФ. Для получения лицензии и сокращения сроков рассмотрения подаваемых на получение лицензии документов необходимо учитывать следующее.
1 При использовании для получения лицензии на отдельные виды страховой деятельности примерных правил страхования, одобренных федеральным органом страхового надзора, страховая организация должна утвердить их в качестве стандартных и оформить согласно требованиям Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденных приказом Росстрахнадзора № 02-02/08 от 19 мая 1994 г. (в ред. письма от 17 июня 1994 г.). При этом в заявлении излагается просьба о выдаче лицензии на право проведения вида страхования по правилам, полностью соответствующим примерным, с указанием номера и даты приказа (распоряжения) Минфина России. К заявлению прикладываются документы согласно п. 4.1 действующих Условий лицензирования.
2 На лицензирование принимаются документы страховых организаций, не нарушающих требования российского законодательства. Для ускорения прохождения предварительной экспертизы целесообразно представлять справку территориального органа страхового надзора об отсутствии претензий и фактов нарушения действующего законодательства на момент подачи заявления о выдаче лицензии.
3 Не допускается представление ксерокопированных документов, указанных в ст. 4.1.3—4.1.7 Условий лицензирования страховой деятельности. Пакет документов объемом свыше 30 листов (без учета вторых экземпляров правил страхования) должен быть подшит в скоросшиватель. Второй экземпляр документов, подлежащих возврату страховщику, подшивается отдельно.
До принятия решения по имеющимся на рассмотрении в Федеральной службе страхового надзора Минфина России документам на лицензирование страховой деятельности в случае представления дополнительных материалов или нового заявления о выдаче лицензии в зарегистрированный в Федеральной службе страхового надзора пакет документов срок рассмотрения устанавливается начиная с даты поступления последних документов.
4 Заявления на получение лицензии на дополнительные виды страхования принимаются от страховщиков при соблюдении следующих условий:
- наличие полного пакета документов, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии в соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации;
- отсутствие действующих санкций за нарушение законодательства;
- обеспечение финансовой устойчивости и выполнение нормативного соотношения активов и обязательств на последнюю отчетную дату согласно данным баланса, подтвержденного аудиторским заключением.
Бизнес-план на год должен быть составлен исходя из прироста собственных средств, необходимых для развития новых видов страхования.
5 Согласно Условиям лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации один экземпляр правил страхования и структуры тарифных ставок возвращается страховщику с отметкой органа страхового надзора при выдаче лицензии. В случае выдачи лицензии с условием доработки правил путем внесения изменений и дополнений, указанных в письме к лицензии, отметка органа страхового надзора на правилах не ставится. Доработанные правила страховщик представляет в орган страхового надзора в одном экземпляре в установленный срок (в течение месяца с момента внесения изменений). В практической работе следует использовать правила страхования, измененные с учетом указанных в письме замечаний. Порядок внесения по инициативе страховщика иных изменений в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии, определен в письме Росстрахнадзора от 22 марта 1996 г. № 05/1-28р/07 «О порядке внесения изменений и дополнений в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии на страховую деятельность». Таким образом, установленный порядок лицензирования допускает заключение договоров страхования по видам, указанным в приложении к лицензии, на основании правил, согласованных с органом страхового надзора.
6 Согласно статье 32 Закона о страховании лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется па основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с настоящим Законом. Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора: заявление опредоставлении лицензии;
1) учредительные документы соискателя лицензии;
2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
5)сведения о составе акционеров (участников);
6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
8)сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
9)сведения о страховом актуарии;
10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом о страховании, с приложением образцов используемых документов;
11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
12) положение о формировании страховых резервов;
13)экономическое обоснование осуществления видов
страхования.
Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора документы, предусмотренные вышеуказанными пунктами 1, 10-13.
На соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется действие пунктов 9, 10 (в части представления правил страхования по видам страхования) и пункта 11 (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).
Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:
1) заявление о предоставлении лицензии;
2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
3) учредительные документы соискателя лицензии - юридического лица;
4) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера - индивидуального предпринимателя.
Соискатели лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, в дополнение к документам, указанным выше, представляют в порядке, предусмотренном законодательством страны места пребывания иностранных инвесторов, согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации, или уведомляют орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.
При представлении в надлежащей форме всех документов, указанных в настоящей статье, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов.
Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов для получения лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.
Документы, представляемые субъектами страхового дела в орган страхового надзора, должны быть составлены на русском языке.
Лицензия выдается без ограничения срока ее действия, за исключением случаев, определенных Законом о страховании. За выдачу лицензии, ее дубликата, замену лицензии взимается плата с зачислением в федеральный бюджет.
При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения (предписание).
В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном органом страхового надзора.
Действие лицензии ограничивается или приостанавливается со дня опубликования в печатном органе, определенном органом страхового надзора, решения об ограничении или о приостановлении действия лицензии.
Порядок ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности
Важное значение для деятельности страховых компаний имеет норма, предусмотренная п. 4 ст. 30 Закона «Об организации страхового дела в РФ», согласно которой федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью правомочен производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности. При выявлении фактов нарушения законодательства, регулирующего страховые отношения, и недостоверности представленной отчетности федеральный орган страхового надзора имеет право давать страховщикам предписания по устранению указанных нарушений, а в случае невыполнения соответствующих предписаний — приостановить или ограничить действие лицензии данных страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принять решение об отзыве лицензии.
Указанная норма ст. 30 Закона «Об организации страхового дела в РФ» получила развитие в Положении о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 17 июля 2001 г. № 52н.
Согласно п. 4 указанного Положения предписанием является письменное указание Министерства финансов РФ и/или территориального органа страхового надзора, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленное нарушение.
Предписание дается страховщику за нарушения требований законодательства, в том числе:
- осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков в соответствии с законом;
- несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;
- несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и обязательствами;
- нарушение установленных требований о представлении отчетности в Федеральную службу страхового надзора Минфина России и/или ее территориальный орган;
- непредставление в срок документов, затребованных Федеральной службой страхового надзора и/или ее территориальным органом;
- установление факта представления в Федеральную службу страхового надзора Минфина России и/или ее территориальный орган недостоверной информации;
- несообщение в установленный срок в Федеральную службу страхового надзора об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии с представлением подтверждающих документов;
- иные нарушения.
Предписание об устранении выявленных нарушений направляется страховщику. При необходимости копия предписания направляется соответствующим органам исполнительной власти.
При невыполнении страховщиком в установленный срок предписания (непредставлении документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений) Федеральная служба страхового надзора имеет право ограничить или приостановить действие лицензии страховщика до устранения выявленных им нарушений либо принять решение об отзыве лицензии.
Решение об ограничении или приостановлении действия лицензии принимается Федеральной службой страхового надзора Минфина России. Важно иметь в виду, что ограничение действия лицензии означает запрещение страховщику до устранения нарушений, установленных в деятельности страховой организации, заключать и продлевать договоры страхования по определенным видам страховой деятельности или на определенной территории.
Приостановление действия лицензии означает запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования (перестрахования).
Представление страховщиком в установленный срок документов, свидетельствующих об устранении нарушений, послуживших причиной для ограничения или приостановления действия лицензии, является основанием для возобновления действия лицензии.
Непредставление страховщиком в установленный срок документов, свидетельствующих об устранении нарушений, является основанием для принятия решения об отзыве лицензии.
Отзыв лицензии влечет за собой:
- прекращение права юридического лица осуществлять страховую деятельность;
- исключение юридического лица из единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков.
Действие лицензии ограничивается, приостанавливается, возобновляется, лицензия отзывается с момента издания соответствующего приказа Федеральной службой страхового надзора Минфина, если в нем не установлено иное.
Решение об ограничении, приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности может быть обжаловано в установленном Законом порядке.