Требования к уровню подготовки
ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ
Утвержден Учебно-методическим советом ГБОУ ВПО ИГМА Минздравсоцразвития России « » ________________2012 г. (протокол № ) | ||
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «онкология»
(интернатура)
Ижевск
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «онкология» (интернатура) разработана сотрудниками кафедры онкологии (заведующий кафедрой – к.м.н., профессор Напольских В.М.) под руководством ректора ГБОУ ВПО ИГМА – д.м.н., профессора Н.С.Стрелкова
Рекомендована к утверждению рецензентами:
1. ____________________________________________________________
(ФИО ученые степень, звание место работы)
2. ____________________________________________________________
(ФИО ученые степень, звание место работы)
Рекомендована ЦКМС ГБОУ ВПО ИГМА Минздравсоцразвития России в качестве основной программы послевузовского профессионального образования в интернатуре « » ………….20…. года
( протокол № …. )
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Состав рабочей группы и консультантов по разработке основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «онкология» | |
Пояснительная записка | |
Требования к уровню подготовки врача-специалиста онколога, успешно освоившего основную профессиональную образовательную программу послевузовского профессионального образования по специальности «онкология» | |
Профессиональные компетенции врача-специалиста | |
Перечень знаний, умений и владений врача-специалиста по онкологии | |
Перечень практических навыков врача-специалиста по онкологии | |
Требования к государственной (итоговой) аттестации | |
Рабочие программы дисциплин (модулей) по специальности «онкология» | |
ОД.О.00 Обязательные дисциплины | |
ОД.О.01 Специальные дисциплины | |
Раздел 1.. «Общие вопросы онкологии» | |
Раздел 2 «Клиническая онкология» | |
ОД.О.02 Смежные дисциплины | |
Раздел 1. «Реанимация и интенсивная терапия» | |
Раздел 2. «Мобилизационная подготовка» | |
Раздел 3. «Организация, экономика и управление здравоохранением» | |
ОД.О.03 Фундаментальные дисциплины | |
Раздел 1. «Клиническая патофизиология» | |
Раздел 2. «Патологическая анатомия» | |
Раздел 3. «Клиническая биохимия» | |
ОД.О.04 Дисциплины по выбору интерна | |
Раздел 1. «Паллиативная помощь в онкологии» | |
Раздел 2. «Реабилитация в онкологии» | |
ОСК.О.00 Обучающий симуляционный курс послевузовского профессионального образования по специальности «онкология» | |
П.О.00 Программа практики послевузовского профессионального образования врачей по специальности «онкология» | |
Учебный план основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «онкология» | |
Список литературы | |
Законодательные и нормативно-правовые документы | |
Тесты, ситуационные задачи, вопросы к зачетам, экзамену |
СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ
по разработке образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «онкология»
№ пп. | Фамилия, имя, отчество | Ученая степень, звание | Занимаемая должность | Место работы |
1. | Вараксин Виктор Васильевич | К.м.н. | Доцент кафедры онкологии | Ижевская государственная медицинская академия |
2. | Напольских Владимир Михайлович | К.м.н., доцент | Профессор, заведующий кафедрой онкологии | Ижевская государственная медицинская академия |
По методическим вопросам | ||||
3. | Дударев М.В. | Д.м.н., профессор | Декан ФПК и ПП | ГБОУ ВПО ИГМА |
4. | Кайдалова И.М. | К.м.н. | Зав. отд. ординатуры и интернатуры | ГБОУ ВПО ИГМА |
5. | Лосева О.И. | Зав. учебной частью | ГБО ВПО ИГМА |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «онкология» (интернатура) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению «онкология» в послевузовском профессиональном образовании врачей.
Актуальность основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «онкология» (интернатура) заключается в оптимальной содержательности и сбалансированности разделов обязательных и иных, предусмотренных программой дисциплин.
Цель послевузовского профессионального образования врача-интерна по специальности онкология―подготовка квалифицированного врача-специалиста онколога,обладающего системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности, получившего сертификат и имеющего юридическое право оказывать специализированную онкологическую помощь населению.
Задачи послевузовского профессионального образования врача-интерна по специальности онкология:
1. Оказание специализированной онкологической помощи в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и полученным сертификатом.
2. Осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм заболевания и факторов риска развития онкологической патологии.
3. Проведение динамического наблюдения за онкологическими больными с необходимым обследованием, лечением, реабилитация.
4. Проведение экспертизы временной нетрудоспособности в соответствии с инструкцией "О порядке выдачи больничных листов" и направление на МСЭ.
5. Ведение утвержденных форм учетно-отчетной документации.
В интернатуру принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» (указывать в соответствии с положениями Приказа МЗ и СР РФ от 07.07.2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»). Обучение ведется с отрывом от основного места работы.
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «онкология» (интернатура) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программу практики.
В рабочих программах дисциплин (модулей) выделяют: а) обязательные дисциплины: специальные дисциплины, смежные дисциплины, фундаментальные дисциплины и дисциплины по выбору интерна; б) факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы, тема − на элементы, каждый элемент – на подэлементы.
Содержание рабочих программ представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.
Элемент в программе – часть темы, объединяющий круг конкретных, достаточно узких теоретических вопросов и практических умений и навыков по специальности, каждый из которых в отдельности представляет собой подэлемент программы. Для удобства пользования программой в учебном процессе каждая его структурная единица индексируется. На первом месте ставится индекс дисциплины (модуля) (например, (ОД.О.00) или (ФД.О.00), на втором – порядковый номер дисциплины (модуля) (например, для специальных дисциплин - ОД.О.01), далее – порядковый номер раздела конкретной дисциплины (например,ОД.О.01.1 – Раздел 1). Далее указываются: порядковый номер темы конкретного раздела (например, ОД.О.01.1.1), номер элемента конкретной темы (ОД.О.01.1.1.1), затем – номер подэлемента (ОД.О.01.1.1.1.1) и т.д.
В программе практики предусмотрены: 1) практика в поликлинике по избранной специальности; 2) практика в стационаре.
Основная цель практики – закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-интерна, и формирование профессиональных компетенций врача-специалиста.
Практика в составе основной образовательной программы послевузовского профессионального образования составляет 63% учебного времени.
Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-специалиста онколога, по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.
Для реализации основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности онкология (интернаура) кафедра располагает наличием: 1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модуля); 2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся; 3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:
- учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
- клинические базы в лечебно-профилактических, научно-исследовательских и других учреждениях Минздравсоцразвития РФ.
В процессе подготовки врача-специалистаонколога (интернатура) обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения (входной контроль). Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения учебной темы. По окончании изучения каждого модуля проводится промежуточный (рубежный) контроль. При этом используются различные формы контроля: решение ситуационных задач, тестовый контроль, защита квалификационных работ, зачеты).
По окончании обучения в интернатуре проводится государственная (итоговая) аттестация, осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель государственной (итоговой) аттестации − выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «онкология».
В конце программы приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. После каждого учебного раздела рабочей программы даны ссылки на номера из общего списка литературы, относящиеся к тематике данного модуля.
При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА ОНКОЛОГА, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОНКОЛОГИЯ»
(интернатура)
Врач-специалист онколог должен обладатьобщекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:
- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности по специальности онкология;
- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального профильного содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;
- способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции по специальности онкология;
- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
Профессиональные компетенции характеризуются:
в диагностической деятельности:
- способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области онкологии;
- способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики предраковых заболеваний и раннего рака;
- способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы онкологических заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при онкологических заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний у онкологических больных;
в лечебной деятельности:
- способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при онкологических заболеваниях и ситуациях, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
- способностью и готовностью назначать онкологическим больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии как профильным онкологическим больным, так и больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению беременности, приему родов;
в реабилитационной деятельности:
- способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;
- способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации онкологических больных (двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса), определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;
в профилактической деятельности:
- способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья (заболеваемости, смертности) взрослого населения и подростков в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;
- способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии онкологических болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;
в организационно-управленческой деятельности:
- способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций по организации помощи больным онкологического профиля;
- способностью и готовностью использовать знания организационной структуры онкологического диспансера, анализировать показатели работы его структурных подразделений проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам с онкологическими заболеваниями.
Формирование профессиональных компетенций врача-специалиста предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений.