Требования к уровню подготовки

ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

  Утвержден Учебно-методическим советом ГБОУ ВПО ИГМА Минздравсоцразвития России « » ________________2012 г. (протокол № )    
     
     

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «онкология»

(интернатура)

Ижевск

Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «онкология» (интернатура) разработана сотрудниками кафедры онкологии (заведующий кафедрой – к.м.н., профессор Напольских В.М.) под руководством ректора ГБОУ ВПО ИГМА – д.м.н., профессора Н.С.Стрелкова

Рекомендована к утверждению рецензентами:

1. ____________________________________________________________

(ФИО ученые степень, звание место работы)

2. ____________________________________________________________

(ФИО ученые степень, звание место работы)

Рекомендована ЦКМС ГБОУ ВПО ИГМА Минздравсоцразвития России в качестве основной программы послевузовского профессионального образования в интернатуре « » ………….20…. года

( протокол № …. )

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Состав рабочей группы и консультантов по разработке основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «онкология»
Пояснительная записка
Требования к уровню подготовки врача-специалиста онколога, успешно освоившего основную профессиональную образовательную программу послевузовского профессионального образования по специальности «онкология»
Профессиональные компетенции врача-специалиста
Перечень знаний, умений и владений врача-специалиста по онкологии
Перечень практических навыков врача-специалиста по онкологии
Требования к государственной (итоговой) аттестации
Рабочие программы дисциплин (модулей) по специальности «онкология»
ОД.О.00 Обязательные дисциплины
ОД.О.01 Специальные дисциплины
Раздел 1.. «Общие вопросы онкологии»
Раздел 2 «Клиническая онкология»
ОД.О.02 Смежные дисциплины
Раздел 1. «Реанимация и интенсивная терапия»
Раздел 2. «Мобилизационная подготовка»
Раздел 3. «Организация, экономика и управление здравоохранением»
ОД.О.03 Фундаментальные дисциплины
Раздел 1. «Клиническая патофизиология»  
Раздел 2. «Патологическая анатомия»  
Раздел 3. «Клиническая биохимия»  
ОД.О.04 Дисциплины по выбору интерна
Раздел 1. «Паллиативная помощь в онкологии»  
Раздел 2. «Реабилитация в онкологии»  
ОСК.О.00 Обучающий симуляционный курс послевузовского профессионального образования по специальности «онкология»
П.О.00 Программа практики послевузовского профессионального образования врачей по специальности «онкология»
Учебный план основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «онкология»
Список литературы
Законодательные и нормативно-правовые документы
Тесты, ситуационные задачи, вопросы к зачетам, экзамену

СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ

по разработке образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «онкология»

№ пп. Фамилия, имя, отчество Ученая степень, звание Занимаемая должность Место работы
1. Вараксин Виктор Васильевич К.м.н. Доцент кафедры онкологии Ижевская государственная медицинская академия
2. Напольских Владимир Михайлович К.м.н., доцент Профессор, заведующий кафедрой онкологии Ижевская государственная медицинская академия
По методическим вопросам
3. Дударев М.В. Д.м.н., профессор Декан ФПК и ПП ГБОУ ВПО ИГМА
4. Кайдалова И.М. К.м.н. Зав. отд. ординатуры и интернатуры ГБОУ ВПО ИГМА
5. Лосева О.И.   Зав. учебной частью ГБО ВПО ИГМА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «онкология» (интернатура) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению «онкология» в послевузовском профессиональном образовании врачей.

Актуальность основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «онкология» (интернатура) заключается в оптимальной содержательности и сбалансированности разделов обязательных и иных, предусмотренных программой дисциплин.

Цель послевузовского профессионального образования врача-интерна по специальности онкология―подготовка квалифицированного врача-специалиста онколога,обладающего системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности, получившего сертификат и имеющего юридическое право оказывать специализированную онкологическую помощь населению.

Задачи послевузовского профессионального образования врача-интерна по специальности онкология:

1. Оказание специализированной онкологической помощи в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и полученным сертификатом.

2. Осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм заболевания и факторов риска развития онкологической патологии.

3. Проведение динамического наблюдения за онкологическими больными с необходимым обследованием, лечением, реабилитация.

4. Проведение экспертизы временной нетрудоспособности в соответствии с инструкцией "О порядке выдачи больничных листов" и направление на МСЭ.

5. Ведение утвержденных форм учетно-отчетной документации.

В интернатуру принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» (указывать в соответствии с положениями Приказа МЗ и СР РФ от 07.07.2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»). Обучение ведется с отрывом от основного места работы.

Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «онкология» (интернатура) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программу практики.

В рабочих программах дисциплин (модулей) выделяют: а) обязательные дисциплины: специальные дисциплины, смежные дисциплины, фундаментальные дисциплины и дисциплины по выбору интерна; б) факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы, тема − на элементы, каждый элемент – на подэлементы.

Содержание рабочих программ представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.

Элемент в программе – часть темы, объединяющий круг конкретных, достаточно узких теоретических вопросов и практических умений и навыков по специальности, каждый из которых в отдельности представляет собой подэлемент программы. Для удобства пользования программой в учебном процессе каждая его структурная единица индексируется. На первом месте ставится индекс дисциплины (модуля) (например, (ОД.О.00) или (ФД.О.00), на втором – порядковый номер дисциплины (модуля) (например, для специальных дисциплин - ОД.О.01), далее – порядковый номер раздела конкретной дисциплины (например,ОД.О.01.1 – Раздел 1). Далее указываются: порядковый номер темы конкретного раздела (например, ОД.О.01.1.1), номер элемента конкретной темы (ОД.О.01.1.1.1), затем – номер подэлемента (ОД.О.01.1.1.1.1) и т.д.

В программе практики предусмотрены: 1) практика в поликлинике по избранной специальности; 2) практика в стационаре.

Основная цель практики – закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-интерна, и формирование профессиональных компетенций врача-специалиста.

Практика в составе основной образовательной программы послевузовского профессионального образования составляет 63% учебного времени.

Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-специалиста онколога, по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.

Для реализации основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности онкология (интернаура) кафедра располагает наличием: 1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модуля); 2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся; 3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:

- учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;

- клинические базы в лечебно-профилактических, научно-исследовательских и других учреждениях Минздравсоцразвития РФ.

В процессе подготовки врача-специалистаонколога (интернатура) обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения (входной контроль). Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения учебной темы. По окончании изучения каждого модуля проводится промежуточный (рубежный) контроль. При этом используются различные формы контроля: решение ситуационных задач, тестовый контроль, защита квалификационных работ, зачеты).

По окончании обучения в интернатуре проводится государственная (итоговая) аттестация, осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель государственной (итоговой) аттестации − выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «онкология».

В конце программы приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. После каждого учебного раздела рабочей программы даны ссылки на номера из общего списка литературы, относящиеся к тематике данного модуля.

При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА ОНКОЛОГА, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОНКОЛОГИЯ»

(интернатура)

Врач-специалист онколог должен обладатьобщекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности по специальности онкология;

- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального профильного содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

- способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции по специальности онкология;

- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

Профессиональные компетенции характеризуются:

в диагностической деятельности:

- способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области онкологии;

- способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики предраковых заболеваний и раннего рака;

- способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы онкологических заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при онкологических заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний у онкологических больных;

в лечебной деятельности:

- способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при онкологических заболеваниях и ситуациях, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;

- способностью и готовностью назначать онкологическим больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии как профильным онкологическим больным, так и больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению беременности, приему родов;

в реабилитационной деятельности:

- способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;

- способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации онкологических больных (двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса), определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;

в профилактической деятельности:

- способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья (заболеваемости, смертности) взрослого населения и подростков в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;

- способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии онкологических болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;

в организационно-управленческой деятельности:

- способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций по организации помощи больным онкологического профиля;

- способностью и готовностью использовать знания организационной структуры онкологического диспансера, анализировать показатели работы его структурных подразделений проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам с онкологическими заболеваниями.

Формирование профессиональных компетенций врача-специалиста предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений.

Наши рекомендации