Постановка очистительной клизмы детям разных возрастов.

Цель:освобождение нижнего отдела толстого кишечника от кало­вых масс и газов.Показания:задержка стула,отравления,подготовка к операциям,проведение лекарственной клизмы,подготовка к рентгенологическим и эндоскопическим исследова­ниям органов брюшной полости, УЗИ.Противопоказания:воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишеч­ника;неясные боли в животе; выпадение слизистой оболочки прямой кишки; геморрой; кровотечения из прямой кишки.

Оснащение:

• стерильный грушевидный баллон с резиновым наконечником от № 1 до № 9 или кружка Эсмарха в зависимости от возраста ребенка:

-баллон № 1 (30 мл) — новорожденному ребенку;
- баллон № 2 (60 мл), № 3 (75 мл), № 4 (100 мл) — грудному ребенку;

- баллон № 5 (150 мл) — ребенку 1 года;

- баллон № 6 (200 мл) — ребенку 2—3 лет и т.д.;

- детям до 9 лет — до 400 мл, старше 9 лет — 500 мл и более;

• кипяченая вода (температура 28-30 °С);

• стерильный вазелин или глицерин;

• фартук, резиновые перчатки;

• шпатель, марлевые салфетки;

• клеенка, пеленка;

• емкость с дезинфицирующим раствором.

Техника безопасности:не оставлять ребенка без присмотра. Возможные проблемы: беспокойство, чувство страха, отказ родителей от выполнения манипуляции, повреждение прямой кишки.

1. Объяснить маме/ребенку суть предстоящего вмешательства.

2.Вымыть руки, надеть клеенчатый фар­тук, перчатки. 3. Положить на пеленальный стол (кровать) клеенку, сверху пеленку 4. Заполнить грушевидный баллон кипяче­ной водой комнатной температуры — детям старшего возраста, 28—30 °С — детям раннего возраста. 5. Наконечник баллона смазать вазелином с помощью шпателя и марлевой салфетки. 6. Грудного ребенка уложить на пеленальный столик на спину с приподнятыми к верху и прижатыми к животу ногами, детей старшего возраста – на кушетку на левый бок, ноги прижаты к животу. 7. В правую руку взять грушевидный баллон и выпустить воздух. 8. Осторожно без усилий ввести наконечник в анус на глубину 3-5см детям раннего возраста, на 6-8 см детям возраста. Наконечник вводить сначала по направлению к пупку, затем параллельно копчику. 9.Медленно нажимая на баллон ввести воду в кишечник. 10. После введения жидкости левой рукой сжать ягодицы, а правой осторожно извлечь наконечник, не разжимая баллона. 11. Придержать некоторое время (8 -10 мин.) ягодицы сжатыми. 12. У грудных детей испражнения выделяются на пеленку, старших – высадить на горшок. 13. Убедиться, что манипуляция прошла успешно (отделяемое должно содержать фекалии). 14. Подмыть ребенка. 15. Погрузить использованные предметы в емкость с дезраствором.

Промывание желудка детям.

Цель:удалить из желудка токсические вещества (лечебная), подготовить ребенка к некоторым исследованиям (диагности­ческая).

Показания: острые отравления, заболевания желудочно-кишечного тракта, сопровождающиеся накоплением в желудке забродившей пищи, заглатывание большого количества мокроты при патологии органов дыхания, подготовка к некоторым диагностическим манипуляциям.

Противопоказания: ожоги слизистой полости рта и пищевода, рубцовые изменения, сужение пищевода, судороги, заболевания сердечно-сосудистой системы с недостаточностью
кровообращения, осложненные формы язвенной болезни желудка — кровотечение,
перфорация (у детей крайне редко).

Оснащение: желудочный зонд, резиновый фартук (2 шт.), емкость с раствором для промывания 20-22 °, таз для промывных вод, лоток для оснащения, лоток для отработанного материала, марлевые салфетки, шпатель, стерильная емкость для промывных вод, бланк-направление, емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь, резиновые перчатки.

Обязательноеусловие: раствор для промывания не должен быть теплым (будет всасываться) и не должен быть холодным (может вы­звать спазм желудка).

Техника безопасности:промывание желудка ребенку в бессозна­тельном состоянии для предотвращения аспирации жидкости прово­дят только после интубации трахеи, осуществленной врачом.

Этапы Обоснование
1. Объяснить ребенку/маме цель и ход проведения манипуляции Соблюдение права на инфор­мацию. Формирование мотивации к и сотрудничеству
2. Подготовить необходимое оснащение Обеспечение четкости выпол- нения манипуляции
3. Надеть фартук. Вымыть и осушить руки, надеть перчат- Обработать пеленальный столик дезраствором и постелить на него пеленку Обеспечение инфекционной безопасности. Защита одежды от загрязнения и промокания.
4. Усадить и зафиксировать ребенка на руках у помощника: а) ноги ребенка помощник охватывает своими ногами; б) руки фиксирует одной рукой; в) голову — другой, положив ладонь на лоб ребенку Примечание: ребенка младшего возраста можно завернуть в пеленку или просты­ню для лучшей фиксации Обязательное условие, позво­ляющее выполнить манипу­ляцию ребенку.
5. Надеть на ребенка фартук поверх руки фиксирующего   Обеспечение инфекционной безопасности
6. Поставить таз для промывных вод у ног ребенка Защита одежды от загрязне­ния и промокания. Предупреждение загрязне­ния окружающей среды
7. Измерить зондом расстояние до , желудка (от мочки уха до кончика и до конца мечевидного отростка) Соблюдение условия для попадания зонда в желудок  
8. Смочить «слепой» конец зонда в воде Облегчение проведения зонда в желудок
9. Открыть рот ребенку с помощью шпа­теля (если сам не открывает). При необ­ходимости использовать роторасшири тель и языкодержатель. Примечание: для открывания рта взят] шпатель как писчее перо, ввести его ротовую полость, повернуть ребром ] провести по боковой поверхности десе до места окончания зубов, после чег перевернуть его плашмя и резко нажат на корень языка Условие, позволяющее ввести э зонд в желудок и провести манипуляцию
10. Ввести зонд по средней линии языка до метки и указательным пальцем пра­вой руки завести зонд за зубы Примечание: если во время введения зонда ребенок начал задыхаться, каш­лять — немедленно извлечь зонд Профилактика рвоты.   Признаки попадания зонда в дыхательные пути.
11. Присоединить к зонду воронку или шприц Жане без поршня Создание условия для введе­ния жидкости в зонд
12. Опустить воронку ниже уровня желуд­ка (чуть наклонив ее) и налить в нее воду для промывания Вода не уходит в желудок по системе сообщающихся со­судов
13. Медленно поднимая воронку вверх, следить за поступлением из нее жидкос­ти в желудок (вода должна опуститься до устья воронки). Быстро, но плавно опус­тить воронку ниже исходного уровня и вылить содержимое желудка в таз Промывание желудка про­исходит по закону сообщаю­щихся сосудов
14. Повторить промывание до получения «чистой воды» Примечание: а) количество воды для промывания берется из расчета 1 л на год жизни; б) при промывании желудка необходимо следить, чтобы количество введенной и выделенной жидкости были примерно равными Достижение эффективности манипуляции
15. Отсоединить воронку и быстрым дви­жением удалить зонд через салфетку Предупреждение рвоты Обеспечение инфекционной безопасности
16. Прополоскать рот ребенку Обеспечение гигиенического комфорта
17. Передать ребенка маме или положить в кроватку Обеспечение комфортных ус­ловий
18. Собрать желудочное содержимое для исследования в стерильную емкость. Отправить в лабораторию в сопровож­дении направления Выявление причины отрав­ления
19. Весь инструментарий, фартуки под­вергнуть дезинфекции. Снять перчатки, вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности

Взятие мазка на BL

Цель:установить характер бактериальной флоры и чувствительность ее к антибиотикам. Показания: обследование с целью своевременного выяв­ления больных дифтерией, а также носителей токсигенного штамма BL, пациенты с диагнозом «дифтерия» или «диф­терия?»;

Противопоказания:нарушение целостнос­ти слизистых оболочек верхних дыхательных путей.

Оснащение: резиновые перчатки, маска, стерильные пробирки с сухими ватными там­понами (2 шт.), штатив для пробирок, стерильный шпатель в лотке, бланк-направление в лабораторию, стеклограф.

Обязательные условия: забор материала из зева проводить натощак, до орошения или по­лоскания горла; в срочных случаях мазок можно взять в течение дня, но не ранее чем через 2-3 ч после приема пищи.

Этапы Обоснование
1. Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения исследования, получить согласие Обеспечение права на инфор­мацию, участие в исследова­нии
2. Подготовить необходимое оснащение. Выписать направление в лабораторию 3. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки Обеспечение четкости выпол­нения исследования Обеспечение инфекционной безопасности
4. Поставить на инструментальный сто­лик необходимое оснащение (располо­жив по правую руку). Стеклографом промаркировать пробирки «Н», «3» (нос, зев) Создание удобства при прове­дении исследования
5. Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксиро­вать его с помощью помощника: а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует одной рукой; в) голову держит, положив ладонь дру­ гой руки на лоб ребенку Необходимое условие для про­ведения исследования
6. Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован Маркировка «Н» означает «нос»
7. Большим пальцем левой руки при­поднять кончик носа ребенка Обеспечен ие доступа к ел изис-той оболочке носовых ходов
8. Осторожно ввести тампон враща- , тельными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам   Условие, обеспечивающее эффективность проведения исследования
9. Собрав материал, поместить тампон ( в пробирку, не касаясь ее краев Обеспечение достоверности результата исследования
10. Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка. Примечание: ребенку младшего возрас­та открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боко­вой поверхности десен до места окон­чания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него Обеспечение доступа к зеву  
11. Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «3», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован Маркировка «3» означает «зев»
12. Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта Условие, обеспечивающее эф­фективность проведения ис­следования
13. Снять тампоном слизь с небных дужек и миндалин в следующей пос­ледовательности: дужка—миндалина-язычок—дужка—миндалина. Примечание: при наличии пленки в зеве и подозрении на дифтерию — материал собирать на границе здоровой и пора­женной ткани Максимальное скопление диф­терийных палочек отмечается в данных участках
14. Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев Обеспечение достоверности результата
15. Вымыть и обработать антисептичес­ким материалом руки в перчатках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
16. Отправить материал в бактериоло­гическую лабораторию в сопровожде­нии направления (не позднее 3 ч после забора при условии хранения в холо­дильнике) Обеспечение достоверности исследования

Наши рекомендации