Оценка умения студентов проводить определение серовара микроорганизма

ЗАНЯТИЕ 14. Иммунитет и его проявления. Серологические реакции.

Контрольные вопросы:

1. Иммунный ответ при бактериальных инфекциях.

2. Особенности иммунного ответа при токсических инфекциях.

3. Особенности иммунного ответа против внутриклеточных паразитов.

4. Механизмы ускользания бактерий от иммунных реакций организма.

5. Серологические реакции с использованием метки: прямая и непрямая реакции иммунофлюоресценции (РИФ), иммуноферментный анализ (ИФА), радиоиммунный анализ (РИА).

6. Принцип постановки иммуноблоттинга.

Самостоятельная работа студентов:

1. Техника постановки РИФ, ИФА и РИА.

2. Учет ИФА для диагностики клещевого энцефалита.

3. Cхема постановки иммуноблоттинга.

4. Выбор тем реферативных докладов к занятию №16.

ЗАНЯТИЕ 15. Антивирусный иммунитет. Гиперчувствительность.

Контрольные вопросы:

1. Антивирусный иммунитет и его особенности.

2. Феномен вирусной гемагглютинации.

3. Методы обнаружения антигемагглютининов (РТГА).

4. Определение вируснейтрализующих антител в реакции нейтрализации (РН).

5. Классификация и патогенез разных типов аллергических реакций. Понятие о ГНТ и ГЗТ.

6. Роль аллергических реакций разных типов в развитии побочных эффектов серотерапии инфекционных заболеваний.

7. Роль ГЗТ в инфекционном процессе и нестерильном иммунитете.

8. Механизмы кожных аллергических реакций на инфекционные аллергены.

Самостоятельная работа студентов:

1. Учет РГА и РТГА, поставленной с целью идентификации вируса гриппа.

2. Учет РТГА, поставленной с целью определения титра антител в сыворотке больного гриппом.

3. Учет РН при титровании вируснейтрализующих антител в сыворотке крови больного полиомиелитом (метод цветной пробы).

4. Учет ИФА для определения наличия вируса клещевого энцефалита в клеще.

5. Изучение диагностических препаратов – аллергенов.

Оценка умения студентов проводить серологическую идентификацию выделенной чистой культуры микроорганизмов и серологическую диагностику (определение диагностического титра антител и нарастание титра антител в парных сыворотках больного).

Оценка умения студентов анализировать результаты методов экспресс-диагностики (ИФА, РИА, РИФ, ПЦР).

ЗАНЯТИЕ 16. Иммунобиологические препараты.

Контрольные вопросы:

1. Типы вакцин. Получение живых, убитых, субъединичных и рекомбинантных вакцин. Контроль их безвредности, реактогенности и иммуногенности.

2. Получение и контроль анатоксинов. Понятие об адьювантах.

3. Диагностические препараты, содержащие антигены (диагностикумы, эритроцитарные диагностикумы, антигены). Получение и применение.

4. Диагностические сыворотки: виды и способы получения. Способ получения адсорбированных агглютинирующих сывороток по Кастеллани.

Самостоятельная работа студентов:

1. Реферативные доклады по темам занятия.

2. Изучение набора вакцин.

3. Изучение наборов бактериальных и вирусных диагностических препаратов (диагностические сыворотки, диагностикумы, антигены, бактериофаги).

Тема 17. «Основы серопрофилактики и серотерапии. Сыворотки, иммуноглобулины, их получение, применение. Осложнения при применении сывороточных препаратов»

Контрольные вопросы:

1.Понятие о серотерапии и серопрофилактике инфекционных заболеваний

2.Иммуноглобулины и лечебные сыворотки: классификация, состав, принципы получения и применения.

3.Получение и контроль антитоксических сывороток.

4.Меры профилактики анафилактического шока при лечении больных антитоксическими сыворотками или гетерологичными иммуноглобулинами.

Самостоятельная работа студентов:

1. Реферативные доклады по темам занятия.

2. Изучить правила введения гетерологических сывороточных препаратов.

3. Изучить список основных препаратов, применяемых для пассивной иммунизации, их характеристику.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ЗАНЯТИЮ №15-17

  1. Бактериальные и вирусные препараты.-Томск, 1971.
  2. Бактерийные, сывороточные и вирусные лечебно-профилактические препараты. Аллергены. Дезинфекционно-стерилизационные режимы поликлиник. Справочник практического врача. Под ред. Н.А. Озерецковского и Г.И. Останина.-С.-Петербург.-1998.-366 с.

3.Иммунобиологические препараты для профилактики, лечения и диагностики инфекционных заболеваний: Учебное пособие / Е.П. Красноженов, М.Р. Карпова, И.Н. Ильинских и др.; Под ред. Е.П. Красноженова, Т.Л. Мирютовой.-Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2007- 223с.

  1. Ройт А., Дж. Бростофф, Д. Мейл. Иммунология.-М.: «Мир», 2009.-581 с.
  2. Федоров Ю.В., Федорова Т.С., Одинцов Ю.Н., Красноженов Е.П., Пехенько В.Г., Мирютова Т.Л., Ильинских И.Н., Карпова М.Р., Косицина Л.А., Козлова Ю.Г. Основные иммунобиологические препараты для профилактики и лечения инфекционных заболеваний (Справочник) Томск, 1996.-127с.

ЗАНЯТИЕ 18. ИТОГОВОЕ по разделу «ИНФЕКЦИЯ И ИММУНИТЕТ».

ЗАНЯТИЕ 19. Генетика бактерий и вирусов

Контрольные вопросы:

1.Генетическая система бактерий. Нуклеоид, плазмиды, транспозоны; их функции и свойства.

2.Генетическая система вирусов. Типы вирусных нуклеиновых кислот и особенности их репликации. Понятие о позитивном и негативном РНК-геноме. Фенотипическая и генотипическая изменчивость вирусов.

3.Перенос генетического материала бактерий. Конъюгация, трансдукция и трансформация.

4.Фенотипическая и генотипическая изменчивость бактерий. Модификации у бактерий и вирусов. Мутации и репарации. Значение мутаций и репараций в эволюции микроорганизмов.

5.Методы изучения генома бактерий. Применение генетических методов в диагностике инфекционных заболеваний. Полимеразная цепная реакция (ПЦР).

Самостоятельная работа студентов:

1. Реферативные доклады по темам занятия.

Наши рекомендации