Порядок направления больных на медико-социальную экспертизу 4 страница
1. 38 Организация лечебно-профилактической помощи детям. Работа детской больницы. Документация, показатели деятельности.
Один из важнейших вопросов современной педиатрии в нашей стране – это охрана здоровья детей, которая основывается на общих принципах организации лечебно-профилактической помощи: доступности, бесплатности, участковости медицинской помощи, применении диспансерного наблюдения, последовательности амбулаторной и стационарной помощи, этапности медицинского обеспечения.
В основу участкового принципа положено деление территории населенных пунктов на участке таким образом, чтобы на одном участке проживало не более 800 детей в возрасте до 15 лет, из них до 100 детей 1-го года жизни. Медицинская помощь детям предоставляется участковым педиатром и медицинской сестрой.
Этапность и последовательность медицинского обеспечения – это оказание медицинской помощи детям в определенном порядке. Сначала ребенка обследует участковый врач с привлечением (при необходимости консультаций) специалистов узкого профиля. Для дальнейшего обследования и лечения ребенка направляют в районную или городскую больницу, далее – в областную больницу. При необходимости медицинская помощь может быть оказана в центрах охраны материнства и детства и научно-исследовательских институтах. Последним этапом помощи детям является реабилитационно-оздоровительные учреждения (санатории и курорты).
В нашей стране для оказания медицинской помощи создана мощная сеть детских лечебно-профилактических учреждений. Во всех областных центрах и больших городах дети получают общую и профильную помощь в многопрофильных детских больницах. В состав этих лечебных учреждений входят кардиологическое, пульмонологическое, гастроэнтерологическое, нефрологическое и другие отделения, а также отделение интенсивной терапии и реанимации, отделение патологии новорожденных, отделение выхаживания недоношенных детей и тому подобное.
Ведущим учреждением в оказании лечебно-профилактической помощи детям является детская поликлиника. Работает поликлиника с участковым принципом. Работа врача и медицинской сестры на участке включает непрерывное динамическое наблюдение за детьми, начиная с рождения, оказания медицинской помощи детям с острыми и хроническими заболеваниями, диспансеризацию детей из групп риска, детей, перенесших острые заболевания, и детей с хронической патологией.
Врачи-педиатры проводят профилактические и противоэпидемические мероприятия, направленные на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития детей, на снижение заболеваемости и смертности, подготовке и проведении прививок. Кроме того, важным аспектом деятельности врача-педиатра и медицинской сестры является санитарно-просветительная работа и правовая защита детей.
Эффективные профилактические мероприятия на участке начинаются еще до рождения ребенка. Участковая медицинская сестра осуществляет дородовый патронаж беременной в течение 10 дней после получения уведомления о беременной из женской консультации. Она проводит беседу о значении режима дня и питания женщины для развития плода и процесса родов. Вторично медицинская сестра посещает будущую мать на 32-й неделе беременности с целью определения подготовленности семьи к появлению ребенка, наличия необходимого для ухода за новорожденным, рассказывает об особенностях его поведения, вскармливания и развития. Врач-педиатр посещает беременную конце беременности только в случае необходимости.
Большое значение в снижении заболеваемости и детской смертности имеет организация обслуживания ребенка после выписки из родильного отделения. Первый патронаж новорожденного ребенка врач-педиатр и медицинская сестра проводят в течение первых 3 дней после получения уведомления. Цель первого посещения – определить состояние здоровья ребенка, оценить его физическое и нервно-психическое развитие. Особое внимание следует обратить на поведение ребенка (возбуждение или вялость), активность сосания, состояние кожи (бледность, желтуха, цианоз, сыпь, уплотнения) и пупочного кольца. После тщательного обследования ребенка дают оценку ее состояния, уточняют группу здоровья, намечают оздоровительные мероприятия, составляют план дальнейшего наблюдения за ребенком. Также во время первого посещения необходимо ознакомить мать с правилами вскармливания, купания и ухода за новорожденным, ухода за грудью, техникой сцеживания грудного молока. В течение 1-го месяца педиатр должен трижды осмотреть новорожденного, ребенка из группы риска – не менее чем 4 раза. При повторных посещений новорожденного ребенка участковый педиатр и медицинская сестра убеждаются в правильном ее развития.
Особое внимание следует уделить таким детям: недоношенным, близнецам, детям, находящимся на искусственном вскармливании, детям, перенесших асфиксию, родовую травму; больным рахитом, гипотрофией, анемией, диатез, детям, которые часто болеют острыми респираторными заболеваниями. Эти дети относятся к группе повышенного риска, под * ложатся клиническому обследованию вместе со специалистами (невропатологом, окулистом, хирургом, отоларингологом и др.). По индивидуальному графику.
В поликлинике на ребенка оформляется “Карта индивидуального развития ребенка”, которую ведут до наступления 15-летнего возраста. В ней отмечают даты посещений, возраст ребенка, динамику физического и психического развития, особенности вскармливания, нарушения ухода, данные о заболевании.
Дальнейшее наблюдение здоровых детей 1-го года жизни участковый врач-педиатр и медицинская сестра осуществляют ежемесячно в поликлинике. Врач оценивает физическое и нервно-психическое развитие ребенка, состояние различных функциональных систем детского организма. Назначает мероприятия по профилактике наиболее распространенных заболеваний (рахит, анемия и др.). Здоровых детей от 1 до 2 лет педиатр осматривает 1 раз в квартал, от 2 до 3 лет – 1 раз в 6 мес.
В дальнейшем проводится плановая регулярная диспансеризация в поликлиниках. На основании данных обследования, показателей антропометрии и лабораторных исследований врач определяет для каждого ребенка группу здоровья, поскольку от этого зависит объем необходимых лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий. Распределение детей по группам здоровья производится следующим образом. К первой группе относятся дети, не имеющие отклонений в функциональном состоянии основных органов и систем. Острые заболевания у них возникают редко и имеют легкое течение. Физическое развитие детей соответствует возрасту. Ко второй группе относятся дети с функциональными изменениями со стороны одного органа или системы, а также дети 1-го года жизни с отягощенным акушерским анамнезом (гестоз, осложненное течение родов, многоплодная беременность и др.), недоношенностью без выраженных признаков незрелости, неблагоприятным течением раннего неонатального периода . Эти дети часто болеют острыми заболеваниями, процесс выздоровления имеет затяжной характер. В основном они имеют нормальное физическое развитие, но возможны незначительные отклонения в виде дефицита или избытка массы тела. Вероятное отставание нервно-психического развития. К третьей группе относятся дети с хроническими заболеваниями или врожденными аномалиями развития органов и систем в стадии компенсации. Имеющиеся функциональные и патологические изменения основных органов и систем, но без клинических проявлений. Дети редко болеют интеркуррентные заболевания, но ход их усложняется легким обострением основного хронического заболевания. Физическое и нервно-психическое развитие этих детей соответствует возрасту, могут иметь место дефицит или избыток массы тела, низкий рост. Дети четвертой группы имеют хронические заболевания или пороки развития в стадии субкомпенсации, функциональные нарушения одного или нескольких патологически измененных органов или систем. При интеркуррентных заболеваний происходит обострение основного хронического заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия или с затяжным периодом выздоровления. Дети могут отставать в нервно-психическом и физическом развитии. Пятая группа объединяет детей с хроническими заболеваниями или врожденными пороками развития в стадии декомпенсации, что приводит инвалидность ребенка. Имеющиеся врожденные функциональные нарушения патологически измененных органов или систем. Наблюдаются частые обострения основного хронического заболевания.
Участковый педиатр устанавливает сроки проведения профилактических прививок и иммунобиологических проб согласно последним инструкциям. Важно правильно отобрать детей для проведения профилактических прививок. Перед проведением прививок педиатр должен тщательно собрать анамнез и осмотреть ребенка и при необходимости провести подготовку ребенка к прививке.
Диспансеризация детей старшего возраста – это динамическое наблюдение и организация лечебно-оздоровительных мероприятий среди детей с выявленной патологией. Все данные о выявленной патологии врач заносит в “Контрольной карты диспансерного наблюдения”, намечает в ней объем и характер необходимых мероприятий, направленных на предупреждение рецидивов заболеваний, фиксирует количество осмотров в течение года.
На педиатрическом участке большое внимание уделяется санитарно-просветительской работе, которая включает индивидуальные и групповые беседы о воспитании здорового, гармонично развитого ребенка, систематическое санитарно-гигиеническое воспитание родителей и других членов семьи, пропаганду здорового образа жизни.
В медицинском обслуживании детского населения важное место занимают стационары, где больным детям оказывается высококвалифицированная медицинская помощь. Детская больница может иметь отделения общего и специализированного профиля, учитывая специфику местных условий, особенности заболеваемости, возрастной состав детей. При организации детских стационаров учитывается, что подавляющее большинство острой патологии у детей имеет инфекционную природу. Учитывая это, доказана необходимость создания условий максимального отделения детей, чего достигают путем организации боксовой или напивбоксовои системы отделений и применение принципа одномоментного заселения палат.
В любом отделении ребенок находится под присмотром врача-ординатора, работа которого заключается в сборе анамнеза, проведении клинического обследования и инструментального исследования, установлении диагноза, лечении ребенка, определении плана реабилитационных мероприятий. При необходимости к обследованию ребенка привлекаются специалисты узкого профиля, работники научных учреждений.
Каждому ребенку назначается индивидуальный режим с учетом тяжести патологии, возраста ребенка, изменения его поведения, количества кормлений. Все это фиксируется в “Истории стационарного больного”, которая оформляется при поступлении ребенка в стационар. Направление детей на стационарное лечение может быть плановым (по направлению участковых педиатров) или экстренным (при самообращению или направления службой неотложной или скорой медицинской помощи).
Соблюдение необходимого для ребенка режима, выполнение назначений возможно только в случае четкой скоординированной работы медицинского персонала отделения. Все необходимые данные о течении болезни, изменения в состоянии ребенка, выполнение назначений врача сообщает медицинская сестра, ее работа должна быть хорошо продуманной, четко отрегулированной и согласованной с действиями других сотрудников, чтобы обеспечить максимально непрерывное наблюдение за больными детьми.
Основные функциональные обязанности палатной медицинской сестры состоят в выполнении назначений врача, проведении туалета больных детей, измерении температуры тела, кормлении детей, наблюдении за их досугом и сном, организации прогулок, помощи врачам при обходе. Во время обхода сестра получает от врача четкие указания об изменении назначений и режима для каждого больного ребенка.
Особое внимание медсестра уделяет строгому соблюдению санитарно-противоэпидемического режима в отделении, осуществляет контроль за работой младшего медицинского персонала. Она размещает больных в палатах по виду заболеваний, возрасту и полу, следит за цикличностью заполнения палат и соблюдением распорядка дня. Особого внимания требуют тяжелобольные дети. Очередная медицинская сестра следит за дыханием, пульсом, состоянием полости рта, глаз, кожи таких детей, удобно вкладывает, переворачивает, берет их на руки, фиксирует любые изменения в их состоянии, меняет пеленки и белье. В случае ухудшения состояния тяжелобольного ребенка она должна немедленно вызвать врача и до его прихода оказать неотложную медицинскую помощь.
Медицинская сестра следит за правильностью организации питания больных детей, которое должно соответствовать возрасту, характеру заболевания, индивидуальным вкусам ребенка. Даже незначительные нарушения в кормлении могут вызвать ухудшение состояния здоровья.
С детьми постарше проводят воспитательную, а в некоторых стационарах, где пребывание детей длительное, – и учебную работу, которая входит в лечебно-охранительного режима и существенно влияет на эмоциональный тонус ребенка, ускоряя процесс выздоровления.
Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются: непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни; преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям; этапность в лечении — поликлиника, стационар, санаторий.
К типовым учреждениям, оказывающим лечебно-профилактическую помощь детям, относятся: детские городская и областная больницы, специализированные детские больницы (инфекционные, психиатрические, туберкулезные, ортопедо-хирургические, восстановительного лечения), диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, учреждения по охране материнства и детства (дома ребенка, родильные дома, молочные кухни), детские бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, санатории, специализированные санаторные учреждения круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля.
Детская городская поликлиника в районе деятельности обеспечивает: организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское наблюдение за здоровыми детьми, профилактические осмотры, диспансеризация, профилактические прививки); лечебно-консультативную помощь на дому и в поликлинике, в том числе специализированную медицинскую помощь, направление детей на лечение в стационары; лечебно-профилактическую работу в дошкольных учреждениях и школах; проведение противоэпидемических мероприятий совместно с центрами ГСЭН. Детская поликлиника (поликлиническое отделение) оказывает медицинскую помощь детям до 14 лет включительно. Оказание лечебно-профилактической помощи детям предусмотрено непосредственно в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях, школах.
В детской городской поликлинике должны быть предусмотрены следующие помещения: фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами; кабинеты педиатров и других врачей-специалистов; кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка); отделение восстановительного лечения; лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры, массажа, процедурный, прививочный и др.); регистратура, гардероб и другие вспомогательные помещения, холлы для ожидания; административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках).
Одним из первоочередных организационных мероприятий в детской поликлинике должно быть создание отделения здорового ребенка, в состав которого входят кабинеты по профилактической работе. Основными задачами кабинета здорового ребенка являются пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход); санитарное просвещение родителей в вопросах гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии.
Основной фигурой, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детям, является участковый педиатр. На участке по нормативам должно быть 750—800 детей до 14 лет включительно, в том числе 40—60 детей первого года жизни. Нагрузка участкового педиатра составляет: 5 человек на 1 час приема в поликлинике, 7 — при профилактических осмотрах и 2 — при обслуживании на дому.
Основные задачи участкового педиатра: снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей. Функциональные обязанности педиатра складываются из следующих разделов:
— профилактическая патронажная работа (дородовой патронаж, осмотр новорожденного в первые 3 дня после выписки из роддома, ежемесячное наблюдение детей первого года жизни и т. п.), профилактические осмотры детей, углубленное обследование детей перед школой и т. д.;
— санитарно-просветительная работа среди детей и их родителей (обучение отцов и матерей формированию у детей установки на здоровый образ жизни и др.);
— противоэпидемическая работа (проведение прививок, выявление и регистрация инфекционных заболеваний, наблюдение за очагом инфекции, мероприятия по реабилитации реконвалесцентов инфекционных заболеваний и др.);
— лечебная работа (лечение на дому детей с острыми заболеваниями и обострениями хронических заболеваний, прием в поликлинике и др.).
По основной форме (№ 1) отчета о деятельности лечебно-профилактического учреждения вычисляются следующие показатели: укомплектованность штатов; нагрузка на врачебную должность (среднее число детей на участке); показатель участковости.
Деятельность детской поликлиники оценивается по данным отчета-вкладыша “О медицинской помощи детям”, первичной медицинской документации:
— показатели организации патронажа — дородового (отношение числа детей, матери которых посещались медицинской сестрой, к числу новорожденных) и послеродового (отношение числа новорожденных, находившихся под наблюдением в первые 3 дня после выписки из родильного дома, к числу новорожденных);
— систематичность наблюдения детей в возрасте 1, 2 и 3 лет (отношение числа детей, наблюдавшихся систематически, к общему числу детей);
— доля детей, находившихся на грудном вскармливании;
— индекс здоровья детей различных возрастных групп;
— заболеваемость новорожденных и повозрастная заболеваемость (на 1000 детей);
— показатели перинатальной и младенческой смертности;
— удельный вес профилактических осмотров детей в поликлинике;
— выявляемость острых и инфекционных заболеваний в поликлинике;
— удельный вес активных посещений детей педиатром на дому;
— полнота охвата детей профилактическими осмотрами по возрастным группам;
— выявляемость заболеваний при профилактических осмотрах;
— летальность на дому;
— эффективность диспансерного наблюдения детей;
— доля детей, имеющих нарушения осанки, снижение остроты зрения и др.
Особенности работы по оказанию стационарной помощи детям.
Виды стационарной лечебной
и восстановительно-профилактической помощи
Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику при наличии направления и подробной выписки из истории развития ребенка о начале заболевания, лечении и результатах анализов, проведенных в поликлинике. Кроме того, должны быть сведения о развитии ребенка, о всех перенесенных соматических и инфекционных заболеваниях; справка из центра ГСЭН об отсутствии контакта с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и школе (срок действия справки — 24 ч); справка о прививках.
Приемное отделение детской больницы должно быть оснащено боксами (боксы должны иметь 3—4% от общего числа коек). Наиболее удобными для работы являются индивидуальные боксы Мельцера — Соколова, которые включают в себя предбоксник, палату, санитарный узел, шлюз для персонала. В небольших больницах при отсутствии боксов для приема детей должно быть предусмотрено не менее 2—3 палат.
Основная задача современной больницы — восстановительное лечение, которое включает диагностику заболевания, лечение, неотложную терапию и реабилитацию.
Детская больница имеет в своем составе следующие основные структурные подразделения: отделение приема и выписки больных; клиническое отделение; изоляционно-диагностическое отделение; вспомогательные отделения и службы; административно-хозяйственные службы.
Отделение приема и выписки больных осуществляет: медицинский осмотр, первичную диагностику и сортировку поступающих детей; изоляцию детей, имевших контакт с инфекционными больными; оказание первой неотложной помощи; санитарную обработку; учет движения больных; справочно-информационное обеспечение. Изолированный прием каждого ребенка легче всего проводить при наличии в приемном отделении боксов. Каждый бокс имеет 1 или 2 койки. Общее число боксов в приемном отделении соматической больницы планируют из расчета 5% от числа коек в стационаре. Палаты для детей в возрасте до года боксируются. В каждом боксе размещается по 1—2 койки, а в палате для детей старших возрастов — не более 4 коек. Матери в боксы допускаются только в часы кормления детей; они участвуют также в организации прогулок детей, проведении массажа под контролем медицинского работника. Существующими нормативами предусматривается полезная площадь в отделении на 1 больного 6 м2. На 1 врача-ординатора приходится до 20 детей.
В детских больницах опасность внутрибольничных инфекций значительно выше, чем в больницах для взрослых. Для предотвращения заноса возбудителей инфекционных заболеваний в стационар игрушки и книги для детей принимают только новые, не бывшие в употреблении. При выявлении ребенка с острым инфекционным заболеванием в отделении устанавливается карантин на срок инкубационного периода для данного заболевания.
При заполнении палат соблюдают принцип одномоментного приема больных в палату с тем, чтобы вновь поступающих больных не помещали в палаты, в которых находятся выздоравливающие дети. В больницах, имеющих в своем составе хирургическое отделение, в настоящее время создаются отделения (палаты) анестезиологии и реанимации.
Во многих детских стационарах и специальных лечебных центрах осуществляется реабилитационно-восстановительное лечение. В стационаре должны проводиться воспитательная работа с детьми с учетом их возрастных особенностей, создаваться соответствующий лечебно-охранительный режим.
В стационаре завершается первый этап реабилитации и восстановительного лечения — клинический. Далее следуют второй этап — санаторный и третий этап — адаптационный, который проводится в санаториях и амбулаторно-поликлинических учреждениях.
1. 39 Организация лечебно-профилактического обслуживания детей в дошкольных учреждениях и школах.
Для оказания лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных учреждениях и школах созданы педиатрические отделения. В их задачи входят контроль за санитарно-гигиеническими условиями, режимом учебной работы и трудовым воспитанием, охрана здоровья детей и снижение их заболеваемости, улучшение их физического воспитания и закаливания в дошкольных учреждениях и школах. Сотрудники таких отделений проводят плановые профилактические осмотры в ДДУ и школах. Врачи детских воспитательных учреждений осуществляют диспансерное наблюдение за больными детьми, занимаются их оздоровлением: контролируют чередование занятий и отдыха, питание и физическое воспитание дошкольников и школьников. Они оказывают медицинскую помощь детям, посещающим ДДУ и школы. Медицинское обслуживание детей в дошкольных учреждениях. Для обеспечения наиболее благоприятных условий пребывания ребёнка в дошкольном учреждении важна чёткая преемственность в работе участкового педиатра и медицинских работников детского дошкольного учреждения. Лечебно-профилактическая помощь детям в дошкольном учреждении организуется детской поликлиникой, на территории обслуживания которой оно находится. Основными задачами детских поликлиник по медицинскому обслуживанию детей в дошкольных учреждениях являются систематический контроль за состоянием их здоровья, обеспечение всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на воспитание здоровых, физически крепких детей. Для руководства и контроля за организацией медицинского обеспечения детей в дошкольных учреждениях в поликлиниках создаются специальные отделения здорового детства, в состав которых входят врачи и медицинские сестры, работающие в дошкольных учреждениях и школах.
В дошкольных учреждениях силами медицинских работников этих учреждений и детской поликлиники должны быть обеспечены детям консервативное лечение хронических заболеваний ЛОР-огранов, санация зубов, противоглистное лечение, занятия корригирующей гимнастикой и лечебной физкультурой. Для профилактики инфекционных заболеваний в детском учреждении предусматривается принцип групповой изоляции. Общение допускается между детьми старших групп во время прогулок и проведения праздников при отсутствии карантина в группах.
Ежедневный утренний приём детей проводится групповыми медицинскими сестрами или воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей, осматривают у детей зев и кожу, измеряют температуру тела (в ясельных группах всем детям, в дошкольных — по показаниям). При наличии признаков заболевания ребёнок в детское учреждение не допускается. Больные дети лечатся на дому участковыми педиатрами и врачами-специалистами детской поликлиники. При направлении в дошкольное учреждение детей после перенесённого заболевания участковый педиатр даёт справку с указанием диагноза, длительности заболевания, проведённого лечения, сведений об отсутствии контактов с инфекционными больными.
При выявлении инфекционного заболевания непосредственно в группе больной ребёнок немедленно изолируется до прихода родителей или, в случае необходимости, госпитализируется; в группе вводится карантин.
Профилактические прививки детям проводятся в соответствии с планом, составленным врачом совместно с медицинской сестрой. Прививкам подвергаются только практически здоровые дети, перед прививкой ребёнок должен быть обязательно осмотрен врачом. Родители должны быть поставлены в известность о предполагаемых прививках. Сведения о прививках заносятся в историю развития ребёнка и карту профилактических прививок.
1. 40 Женская консультация и стационар родильного дома. Основные показатели деятельности.
у Женская консультация - организация диспансерного типа, может быть как самостоятельным организацией, так и структурным подразделением родильного дома, поликлиники, медсанчасти, больницы и т. д. ЖК взаимодействует с акушерско-гинекологическим стационаром, перинатальным центром, взрослой и детской поликлиникой, центром планирования семьи и репродукции, станцией скорой и неотложной медицинской помощи и другими ЛПО (медико-генетической службой, консультативно-диагностическими центрами, кожно-венерологическими, противотуберкулезными диспансерами и др.).
Задачи женской консультации:
- профилактика акушерской патологии и оказание квалифицированной амбулаторной акушерской помощи женщинам во время беременности и в послеродовом периоде, подготовка к родам, грудному вскармливанию.
- профилактика гинекологической патологии и оказание квалифицированной амбулаторной гинекологической помощи женщинам, девочкам и подросткам.
- диспансеризация женского населения. Подготовка к беременности женщин из группы резерва родов (ГРР).
- проведение мероприятий по контрацепции.
- обеспечение женщин правовой защитой в соответствии с законодательством охране материнства и детства.
- проведение мероприятий по повышению знаний санитарной культуры населения в области охраны репродуктивного здоровья, профилактики материнской и перинатальной заболеваемости и смертности.
Структура женской консультации: предусмотрено наличие следующих подразделений:
1. управление
2. регистратура
3. кабинеты: a) участковых акушеров-гинекологов; б) врачей-специалистов (терапевт, стоматолог)
4. операционная с предоперационной
5. процедурные кабинеты для: a) влагалищных манипуляций; б) внутривенных и подкожных вливаний
6. стерилизационная
7. диагностическая служба: а) эндоскопический кабинет; б) кабинет УЗИ; в) лаборатория
8. кабинет для психопрофилактики и занятий «Школы матерей»
9. кабинет контрацепции (планирования семьи)
10. социально-правовой кабинет.
В число помещений женской консультации входят вестибюль, гардероб для больных и персонала, туалеты для женщин и персонала, кабинет сестры-хозяйки, хозяйственные и служебные помещения.
Организация работы женской консультации.
1. В крупных городах лучшая по показателям работы ЖК выделяется как базовая, которая кроме обычной работы выполняют функции акушерско-гинекологического поликлинического консультационного центра. В ней оказываются все виды специализированной акушерско-гинекологической помощи (лечение гинекологических заболеваний в детском возрасте, бесплодного брака, эндокринных заболеваний и др.)