Содержательный модуль 2. типовые патологические процессы

Тема 8. Воспаление

Актуальность темы: Более 50% заболеваний человека имеют в своей основе такой типичный патологический процесс, как воспаление. Врачи практически всех специальностей постоянно встречаются с воспалением. Разнообразие причин, видов и проявлений воспаления затрудняет диагностику, лечение и профилактику, что способствует переходу острого воспаления в хроническое со всеми вытекающими последствиями.

Цель занятия: изучить классификацию флогогенних факторов, их значение в возникновении и действия главного звена патогенеза воспаления - медиаторов воспаления. Выяснить значение альтерации, экссудации, пролиферации. Изучить специфические особенности хронического воспаления в сопоставлении с острым воспалением и общие принципы противовоспалительной терапии.

Задачи:

1. Изучить причины и условия возникновения, механизмы развития воспалительного процесса.

2. Знать классификацию и особенности образования различных видов медиаторов воспаления.

3. Изучить особенности обмена веществ и физико-химических изменений в очаге воспаления.

4. Изучить биологическое значение фагоцитарной реакции при воспалении.

5. Выяснить значение пролиферации в патогенезе воспаления.

6. Оценить влияние нервной и эндокринной систем на воспаление.

Необходимые базовые знания и умения:

1. Понятие о биологически активные веществах.

2. Виды регуляции обмена веществ.

3. Регуляция сосудистого тонуса и проницаемости сосудов.

4. Явление фагоцитоза и его назначения.

5. Роль регуляторных систем организма в течения типовых патологических процессов.

Основные вопросы темы:

1. Воспаление: определение, компоненты, виды.

2. Этиология воспаления. Первичная и вторичная альтерация.

3. Патогенез острого воспаления, стадии.

4. Медиаторы воспаления, виды, механизм действия.

5. Роль нейропептидов, ростовых факторов и циклических нуклеотидов в патогенезе воспаления.

6. Стадии и механизмы сосудистых реакций при воспалении.

7. Экссудация. Виды экссудатов. Причины и механизмы образования экссудата.

8. Эмиграция лейкоцитов, стадии и механизмы.

9. Фагоцитоз, определение, виды, стадии.

10. Определение пролиферации, механизмы пролиферации. Значение пролиферации.

11. Хроническое воспаление. Общая характеристика, особенности системных и местных проявлений.

12. Классификация воспаления. Роль реактивности в воспалении.

13. Значение иммунных процессов в воспалении. Воспаление и аллергия.

14. Принципы противовоспалительной терапии.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Классификация флогогенних факторов..............................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

2. Стадии и значение экссудации в патогенезе воспаления.....................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

3. Заполнить структуро-логичесую схему:

Стадии воспаления

содержательный модуль 2. типовые патологические процессы - student2.ru

Тестовый контроль.Проверка уровня подготовки к занятию с помощью помощью тестов выполняется в компьютерном классе.

Ситуационные задачи:

Задача № 1.Больной 24 лет жалуется на боль при мочеиспускании, повышение температуры тела до 39ºС, боли в суставах и мышцах, плохое общее самочувствие. С участием уролога установлен предварительный диагноз «Острый гонококковый уретрит». Взят материал для бактериологического исследования (гной). Укажите типичный патологический процесс, который имеет место в уретре больного. Укажите общие/системные признаки этого типового патологического процесса. Укажите медиаторы общих/системных проявлений этого типового патологического процесса...........

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

..........................................................................................................................................

Задача № 2. Накопление жидкости в плевральной полости сильно осложнило течение острой пневмонии у больного. Исследование состава жидкости показало большое количество белка и лейкоцитов в ней. Укажите механизмы образования жидкости в плевральной полости больного. Какие медиаторы воспаления запускают механизмы образования и накопления жидкости в плевральной полости хворого.Назовите белки-медиаторы адгезии и эмиграции лейкоцитов из сосудистого русла в плевральную полость больного....................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

....................................................................................................................................................................................................................................................................................

Рекомендуемая литература.

Основная:

1. Патологическая физиология : учебник / Под ред. Н.Н. Зайко и Ю.В.Быця. –К.: Медицина, -2008. –С. 228-255.

2. Патологическая физиология / Под ред. М.Н. Зайко, Ю.В. Быця. –К: Высшая школа.–1995. – С. 211-237.

Дополнительная:

1. Атаман А.В. Патологическая физиология в вопросах и и ответах: Учебное пособие. – К.: Высшая шк., - 2000. – С. 133-147.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник. - 3-е изд.– М.: ГЭОТАР-МЕД., - 2006. – Т.1. – С. 142-201.

3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, В.В. Новицкого. –Томск, 1994. –С. 152-177.

Оценка_____________ Подпись преподавателя _____________

Дата «____» _______________ 20__ р. Подпись студента____________

МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2. ТИПОВЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Тема 9. Лихорадка.

Актуальность темы:лихорадка, как общая терморегуляторная реакция организма на воздействие пирогенных факторов является типовым патологическим процессом, когда в результате инфекционного воспалительного процесса образуются инфекционные пирогены или в результате первичной патологии самого организма (некроз органов, аллергические реакции, гемолиз эритроцитов, асептическое воспаление) образуются неинфекционные пирогены. Это требует поиска первичной патологии и ликвидации ее для уничтожения горячки.

Цель занятия:изучить этиологию и патогенез лихорадки как стереотипной реакции организма на попадание или возникновения первичных пирогенов. Выяснить значение лихорадки как адаптивной реакции организма на патологию (бактерицидный и бактериостатический эффект, потенцирование действия факторов иммунобиологического надзора, активация стресс-реакции) вместе с патогенным влиянием (функциональную перегрузку органов и систем, нарушения обмена веществ, гипогидротация, ацидоз). Указать общие принципы этиотропного, патогенетического и симптоматического лечения лихорадки.

Задачи:

1. Изучить причины возникновения и механизмы развития лихорадки.

2. Изучить особенности обмена веществ и функций организма при лихорадке.

3. Выяснить значение лихорадки для организма.

4. Научить студентов определению характера горячки по температурным кривым.

Необходимые базовые знания и умения:

1. Понятие о пойкило - и гомойотермию.

2. Механизмы температурного гомеостаза.

3. Значение температурного гомеостаза для жизнедеятельности организма.

Основные вопросы темы:

1. Определение лихорадки, ее формирования в онто - и филогенезе.

2. Виды пирогенов. Образование первичных пирогенов при инфекции, асептическом повреждении и иммунных реакциях. Химическая природа и происхождение вторичных пирогенов.

3. Механизмы влияния пирогенов на центр терморегуляции.

4. Стадии лихорадки и изменения терморегуляции.

5. Изменения физиологических реакций организма при лихорадке.

6. Патофизиологические принципы жаропонижающей терапии.

7. Основные различия между горячкой, экзогенным перегревом и другими видами гипертермии.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Защитное значение лихорадки.............................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

2. Патологические проявления лихорадки.............................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

...................................................................................................................................

3. Заполнить таблицу:

Основные признаки Лихорадка Гипертермия
Температура тела      
Патофизиологический механизм      
Механизмы терморегуляции      
Основные причины    
Эффект жаропонижающей терапии    
Прогноз      

4. Указать типы температурных кривых:

содержательный модуль 2. типовые патологические процессы - student2.ru содержательный модуль 2. типовые патологические процессы - student2.ru

А_______________________________ Б___________________________

содержательный модуль 2. типовые патологические процессы - student2.ru

содержательный модуль 2. типовые патологические процессы - student2.ru

В______________________________ Г____________________________

содержательный модуль 2. типовые патологические процессы - student2.ru содержательный модуль 2. типовые патологические процессы - student2.ru

Д__________________________ Е___________________________

Тестовый контроль. Проверка уровня подготовки к занятию с помощью тестов выполняется в компьютерном классе.

Ситуационные задачи:

Задача №1.На основе данных утренней и вечерней температуры построить темпаратурну кривую. Определить тип лихорадочной реакции и указать для каких болезней характерна такая реакция.

Доба
Утр.tº 36,4 36,8 38,4 38,6 38,8 38,5 38,4 37,4 36,3
Веч.tº 36,9 38,3 40,0 40,6 40,5 39,5 39,4 38,5 36,9

Задача №2.На основе данных утренней и вечерней температуры построить темпаратурну кривую. Определить тип лихорадочной реакции и указать для каких болезней характерна такая реакция.

Сутки
Утр. 36,4 36,9 38,2 38,3 38,4 38,5 38,9 38,7 38,5 37,4
Веч.tº 36,9 38,6 39,0 39,4 39,5 39,6 39,7 39,6 39,2 38,2
42°С
41
40
39
38
37
36
Ут веч ут веч Ут веч ут веч ут веч ут веч ут веч ут веч ут веч ут веч
1 сутки 2 сутки 3 сутки 4 сутки 5 сутки 6 сутки 7 сутки 8 сутки 9 сутки 10 сутки

Оценка_____________ Подпись преподавателя _____________

Дата «____» _______________ 20__ р. Подпись студента____________

МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ

Наши рекомендации