Проведение научных исследований по инфекционному контролю

Исследовательская работа крайне необходима для развития инфекционного контроля и рекомендуется как неотъемлемый компонент борьбы с туберкулезом. Разработка и реализация приоритетов исследования, в особенности нацеленного на информационную политику, облегчит расширение этой деятельности.

С открытыми вопросами инфекционного контроля, требующие дальнейших исследований, можно ознакомиться в публикации ВОЗ по политике инфекционного контроля от 2009 г. Исходя из этого, необходимо определить перечень исследований и после установления бюджета внедрить в план инфекционного контроля на Национальном уровне.

ГЛАВА 5

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ

В главе обсуждены шесть ключевых вмешательств административного контроля над туберкулезом и даны разъяснения по их реализации с учётом существующей инфраструктуры противотуберкулёзной службы страны.

______________

Административные меры являются наиболее эффективным и экономически рентабельным компонентом инфекционного контроля, поскольку они воздействуют на ключевое звено распространения туберкулеза, сокращая период потенциальной трансмиссивности у заразного больного и вероятность контакта с ним. Из этого следует, что в случае идеальной практики административного контроля вероятность опасной концентрации инфекционного аэрозоля в воздушном пространстве будет минимизирована. Таким образом потребность в дорогостоящих и сложных инженерных средствах контроля окружающего воздуха будет сведена до приемлемого минимума и, тем самым, затраты, связанные с их внедрением и использованием. Поэтому административным мерам принадлежит ведущая роль в контроле над туберкулезом, от результативности которых зависит целесообразность, объем и уровень дополнительных мероприятий – использования механической вентиляции, фильтрующих и дезинфицирующих технологий, а также персональных респираторов.

К мерам административного контроля относят следующие мероприятия:

  1. Сортировка больных;
  2. Изоляция больного туберкулезом в период повышенной заразности (потенциальной трансмиссивности);
  3. Безотлагательное начало адекватного лечения больным с активным туберкулезом с достижением планового завершения курса химиотерапии;
  4. Уменьшение образования инфекционного аэрозоля;
  5. Сокращение времени пребывания больных в лечебно-профилактических организациях здравоохранения;
  6. Профилактика туберкулёза среди работников организаций здравоохранения.

5.1. СОРТИРОВКА– это практика быстрой идентификации контагиозных больных туберкулезом из общего потока больных с целью обеспечения первоочередной диагностики и лечения туберкулеза, а также физического разобщения заразных больных от остальных.

Сортировка, являясь первым мероприятием, имеет ключевое значение в разрыве эпидемиологической цепочки, так как от её быстрого и точного исполнения зависят сроки начала этиотропного лечения и изоляции заразных больных туберкулезом. Поэтому практика надлежащей сортировки, как стандартная мера предосторожности, должна быть внедрена во всех организациях здравоохранения, непосредственно оказывающих лечебно-профилактическую помощь больным, среди которых могут оказаться нераспознанные источники инфекции. При этом ключевая роль в ускорении процесса сортировки принадлежат амбулаторным организациям здравоохранения, как государственного, так и частного сектора, поскольку сначала именно в эти учреждения обращаются заразные больные туберкулезом. Поэтому крайне важно, чтобы медицинские работники амбулаторий проявляли обоснованную настороженность к симптомам туберкулеза.

СИЛА РЕКОМЕНДАЦИИ: сильная. Программа борьбы с туберкулезом должна ориентировать ресурсы, прежде всего, на быструю идентификацию наиболее контагиозных случаев туберкулеза – кашляющих больных с положительным результатом микроскопии мазков мокроты на КУБ, не получающих адекватной химиотерапии. Вместе с тем, приоритетным элементом сортировки должна стать скорейшая диагностика ТБ МЛУ и ТБ ШЛУ посредством использования быстрых молекулярных методов диагностики.

УРОВЕНЬ ДОКАЗАННОСТИ.Уровень доступной доказательной базы недостаточный, причем воздействие оценивают только как часть комплекса мер административного контроля.

ЗАТРАТЫмогут варьировать от минимальных до значительных цифр, диапазон которых зависит от объёма инвестиций в инфраструктуру. Например, как потребность в усилении лабораторной и рентгенологической инфраструктуры, включая ускоренное тестирование на лекарственную чувствительность и обучение работников, а также необходимость создания отдельных мест ожидания в амбулаториях и профильных отделений в стационарах, установку систем вентиляции и т.д.

Наши рекомендации