Биоэтика и деонтология в работе врача-стоматолога
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова
Кафедра Философии и Биоэтики
РЕФЕРАТ по БИОЭТИКЕ на тему: «Соблюдение биоэтических правил в стоматологии»
Выполнила студентка
Группы
Стоматологического факультета
Курса
Эрднеева Цагана
Москва – 2016 год
Содержание
Введение
Стоматологическая этика
Биоэтика и деонтология в работе врача-стоматолога
Заключение
Список литературы
Введение
Медицинская этика (греч. ethika, от ethos обычай, нрав, характер) - это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.
Этические медицинские принципы направлены на защиту прав и интересов пациента, и, казалось бы, они должны быть абсолютно гуманны. Однако в реальной жизни все обстоит не так просто. Медики часто бывают поставлены в такую ситуацию, когда им приходится принимать решения противоречащие правилам медицинской этики. В таком случае врач пытается принять решение, которое причинит меньше зла.
Жизненных примеров очень много. Например, обучение студента на живых людях. Студенты, по своему неумению, могут нечаянно причинить боль пациенту, что противоречит врачебной этике. Однако как можно подготовить высококвалифицированного специалиста без практики на живых людях?! Ни муляжи, ни практика на трупах не смогут подготовить специалиста так, как работа с человеком. Эта этическая проблема неразрешима.
С одной стороны вполне понятно, что молодому врачу надо практиковаться на людях, но мало кто согласится предоставить себя «для опытов».
Неразрешимым остается вопрос о клинических экспериментах на животных. Сотни и тысячи животных погибают при экспериментах, чтобы впоследствии спасти жизнь человеку. Без таких экспериментов, которые влекут за собой огромные жертвы, нельзя опробовать новую методику или лекарство на людях. Это еще одна медицинская этическая проблема.
Сегодня медицинскую деятельность регламентируют многие этические и юридические нормы. Права добровольцев защищают. Принудительное участие в клинических опытах признано противозаконным и неэтичным.
Медицинская этика - развивающаяся область знания. В ее рамках изучаются реальные нравы, бытующие в медицинской среде, в частности отношения медиков с их пациентами, возможные противоречия между ними, конфликты. Все больше внимания этика медицины уделяет изучению нравственно-этических позиций больных. Современный больной - это, как правило, активный пациент, отношение которого к своему здоровью становится все более ответственным, он все чаще стремится участвовать вместе с врачом в принятии решений, касающихся его здоровья. В то же время поведение известной части пациентов имеет нравственные отклонения. Все это послужило причиной для постановки нового вопроса - об "этике больного".
Деонтология (от греч. дЭпн - должное) - учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики.
Цель деонтологии - сохранение нравственности и борьба со стрессовыми факторами в медицине в целом.
Болезни зубов, органов и тканей полости рта человека являются предметом профессиональной деятельности врачей-стоматологов. В настоящее время уже мало кто, даже, несмотря на страх перед зубоврачебным креслом, станет заниматься самолечением. Пациенты у стоматологов будут, наверное, всегда. Именно поэтому специалисты в данной области представляют собой устойчивое сообщество, локальную группу в общем контингенте медицинских работников, причем, данная группа отличается от других подобных не только предметом своей деятельности, но и способами самоорганизации, признаками обособления, корпоративными стандартами поведения. Эти способы, признаки и стандарты с необходимостью включают моральные ценности, вокруг которых координируется стоматологическая деятельность. Но если раньше они описывались в терминах деонтологии или, более широко, в терминах стоматологической этики как подвида медицинской этики, то в наши дни этого явно недостаточно. Современная ситуация в стоматологических науках и на рынке стоматологических услуг требует более глубокого и многовариантного регулирования в моральном отношении. Поэтому правомерно говорить о стоматологии, в целом, как поле приложения принципов и норм биоэтики.
Стоматологическая этика
Стоматологическая этика является частью медицинской этики, выступающей как раздел биоэтики (от греч. bios - жизнь и ethikos - этика, мораль, обычаи) - науки о нравственной стороне жизнедеятельности.
Полем биоэтической регламентации в стоматологии выступают:
- взаимоотношения врача и пациента;
- взаимоотношения внутри профессиональной группы стоматологов;
- взаимоотношения стоматологов с другими группами медицинских специалистов;
- отношения собственности и прибыли в стоматологической практике;
- отношения к новым научным достижениям и критерии их использования в стоматологической практике;
- отношения на рынке лекарств, используемых в стоматологической практике;
- эстетические нормы стоматологической помощи;
- отношение стоматологов к социальным и природным факторам, влияющим на состояние здоровья их пациентов;
- принципы обособления данной профессиональной группы в обществе;
- отношение к власти и законам, действующим в данном обществе;
- взаимоотношения внутри профессиональной группы медицинских работников стоматологической практики;
-моральный статус пациента в отношении своего здоровья и рекомендаций врача.
Этический долг стоматолога - сообщить пациенту о своей ошибке. Необходимо уважать права пациента на самостоятельное принятие решения по поводу дальнейшего лечения у данного стоматолога.
Также на стоматологической консультации недопустимо указывать пациенту, например, на то «Как у него все запущено», или «Кто поставил такую отвратительную пломбу» и т. п. Переводя это в психологию, врач, который чрезмерно критикует работу других, не уверен в своих профессиональных качествах.
Вредные привычки доктора, его небрежность в выполнении манипуляций, неопрятность халата также неблагоприятно сказываются на психологическом состоянии пациента. Ни в коем случае нельзя проводить осмотр грубыми движениями, с сильным звенящим звуком класть инструменты в лоток.
При неблагоприятных показателях состояния полости рта доктор должен корректно прокомментировать их, так, чтобы успокоить пациента и сохранить в нем уверенность в нормализации состояния по окончании лечения. При осмотре и постановке диагноза следует избегать применения сложной медицинской терминологии. Следует терпимо относиться к реакции пациента после сообщения о предстоящих манипуляциях (проявление страха или недоумения).
Долг врача - успокоить пациента и убедить в рациональности выбранного метода лечения.
Доктор должен быть приветлив с пациентом. Проявлять искренней интерес к проблеме, выслушивать и анализировать жалобы, ведь у врача и пациента одна цель - добиться выздоровления.
Стоматологу необходимо помнить, что он не имеет дело с зубами, он имеет дело с людьми, которые заслуживают самого учтивого и заботливого внимания, становятся ею пациентами.
Биоэтика и деонтология в работе врача-стоматолога
стоматология врач пациент биоэтика
Для стоматолога пациент - это самый главный человек в его профессии, часть этой профессии, а не постороннее лицо. Пациент не зависит от врача, врач зависим от пациента. Пациент является целью работы, а не ее помехой. Пациент делает честь своим приходом к врачу. Врач делает ему одолжение, обслуживая его. Пациент не просто статистика, это существо из крови и плоти со своими чувствами и эмоциями. Стоматолог должен качественно и ответственно выполнять свою работу, а не видеть в этом только прибыль.
Однако от денег, во многом зависит эффект лечения. Обязанности врача - суть права больного, сформулировал Н.В.Эльштейн. Сегодняшнее общество, как на Западе, так и на Востоке стало жёсткое и бездуховное, медицина уродливо коммерциализируется.
Как известно, наряду с бесплатной страховой медициной существуют платные виды медицинских услуг. В то же время всё учащаются случаи различных «поборов» с больных, когда врач, работающий в системе страховой медицины, по сути вымогает «благодарность» за лечение и его «качество». Размер гонорара и правомочность требования вознаграждения вперёд, очерёдность оказания неотложной помощи - состоятельному или малоимущему пациенту: увы, такие вопросы обсуждаются сегодня, и немало в настоящее время имеется молодых медиков, которые ухмыляются, услышав слова «долг», «этика», «гуманизм и альтруизм». Наряду с общемедицинской этикой и деонтологией, каждая специальность имеет свои специфические морально-этические особенности. Касаясь вопросов врачебной этики и деонтологии, нельзя обойти вниманием и проблему формирования личности будущего медика, и проблем воспитания врачей уже с первых курсов медицинского учебного заведения.
Требования к личности врача со стороны общества и конкретного пациента бесспорны. Аккуратность, подтянутость, чёткость, доброжелательность, приветливость, точность, обязательность, милосердие - вот качества, которых ждут от каждого врача. От врача-стоматолога особенно ожидают выдержки, умения владеть собой, наблюдательности, решительности, терпения и терпимости. В то же время у некоторых пациентов и в средствах массовой информации складывается уродливое видение стоматолога: он нарочито груб, бескомпромиссно решителен и после трудной операции, выкурив крепкую папиросу, снимает стресс стаканом неразбавленного спирта. Как всё это лживо.
Даже при соблюдении всех этических, моральных и юридических норм любое стоматологическое вмешательство, пусть минимальное и безупречно выполненное, представляет определённую опасность своими не всегда предсказуемыми последствиями.
Прежде всего необходимо учитывать силы больного. Не менее важно учесть силы врача. Молодой горячий врач чаще пойдёт на авантюру, чем его старший коллега. И в этом случае зачастую деонтологические, этические и юридические вопросы хирургического риска разрешить очень непросто.
Важным является деонтологическое требование к правилам поведения врача в его общении с родственниками пациентов. Бескорыстие и самоотверженность, доброжелательность и приветливость врача - качества, не только ожидаемые его пациентами, но и непременное условие личной карьеры врача. Излишняя суровость, раздражённый тон разговора не укрепляют авторитет врача. Внимание к больному - это признак профессионализма.
Стоматолог, обязан быть и хорошим психологом, и хорошим актёром. Нужно чувствовать индивидуальность больного, его темперамент, его настроение и страхи. Нужно так беседовать и общаться с больным, чтобы только от одного разговора с доктором пациент чувствовал облегчение и уверенность. Если больному, - писал В.М.Бехтерев, - после беседы с врачом не становится легче, это не врач. Ещё один серьёзный вопрос во взаимном общении врача и пациента - информация о диагнозе, лечении и прогнозе.. Этические нормы в информировании больного о его диагнозе в то же время не должны входить в конфликт с правами человека, но в этой проблеме много нерешённых вопросов как в нашей стране, так и за рубежом. Больной имеет право знать всё о своей болезни, о необходимости, в конце концов, распорядиться своим имуществом.
Каким должен быть врач?
Страшная черта для врача - равнодушие. Нельзя, писал М.Р.Рокицкий, быть врачом с девяти до пятнадцати. Врач - это круглосуточно, это пожизненно.
При вступлении в отношения «пациент - врач», обе стороны должны руководствоваться рядом принципиально важных моментов. Пациент помимо «хочу, чтобы меня сделали» должен четко представлять: 1. Каким? 2. Зачем? 3. Как? 4. На сколько? (объем вмешательства) 5. Когда? 6. Кто? 7. Цена вопроса? Обе стороны должны найти ответ в процессе общения, порой длительного, прежде чем приступить к вмешательству.
Как правило, вопросов возникает больше у пациента, чем у врача. У стоматолога есть единственный принцип, которым он руководствуется при оказании подобных услуг - не навреди!
Проблемы взаимоотношении врача и пациента, врача и медицинского персонала, пациентов и представителей страховых фирм, врачей и руководителей структур здравоохранения имеют принципиальное значение для повышения эффективности стоматологической помощи.
В ситуации, когда пациент обладает правом выбора лечащего врача, эти проблемы становятся не просто этическими или правовыми, они приобретают ощутимый экономический смысл, что также немаловажно, особенно для начинающих стоматологов - практиков.
С появлением биоэтики нормативная регуляция в стоматологии усложнилась, но, в то же время, появилась возможность с большей степенью уверенности гарантировать пациентам прекрасное обслуживание и эффективное лечение. Контроль этических комитетов за деятельностью лечебных учреждений, работа консультантов по биоэтике, этическое регулирование клинических испытаний - все это позволяет бесконфликтно решать многие вопросы, которые еще недавно требовали юридического вмешательства. Правильно используя этот механизм, можно успешно организовать стоматологическую практику с наибольшей выгодой как для пациентов, так и для врачей, зубных техников, медицинских сестер и администраторов здравоохранения.
Здесь есть и еще одно соображение, которое нельзя не учитывать, когда речь идет о нормативной регуляции в стоматологии. Врач должен быть не только хорошим специалистом, но и образованным человеком. Образованный человек тот, кто может выбрать между хорошим и плохим, правдой и ложью, прекрасным и безобразным, стоящим и бессмысленным.
В то же время, стоматологическая практика не предполагает решения вопросов о жизни и смерти, хотя такие проблемы как трансплантация тканей, клонирование и генная инженерия, имеют к ней непосредственное отношение уже сейчас. Но в том то и важность вопроса, что стоматологические пациенты - это среднестатистические индивиды, которые могут иметь другие соматические нарушения, а могут и не иметь, могут быть психически здоровыми, а могут и не быть, могут быть богатыми и бедными, представлять самые разные профессии, национальности, возраста и религии. Важность применения принципов биоэтики в стоматологии объясняется, в первую очередь, общезначимостью данной сферы медицинского знания и деятельности. Но для того, чтобы нарисовать биоэтический портрет стоматологии как науки и практики, необходимо рассмотреть ее собственную ценностную базу.
Ценности:
с об облегчение и предупреждение интенсивной боли;
с об облегчение и предупреждение менее сильной боли и дискомфорта;
с о сохранение и восстановление функционального состояния челюстно-лицевой области;
с о сохранение и восстановление эстетических параметров внешности пациента;
с о сохранение и восстановление комфортности соматических ощущений пациента.
Все эти ценности важны для стоматолога и пациента, по поводу них существуют определенные профессиональные нормы и, следовательно, вокруг них возникают этические дилеммы стоматологической практики. Хотя, существуют специфические “ценности пациента”, которые зависят от его индивидуальных психофизиологических характеристик и личного опыта, и “ценности врача-стоматолога”, которые связаны с внутренними особенностями его деятельности (например, взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом, личная жизнь и т.п.). Все они имеют значение, но для процесса лечения в моральном плане главной является их “область пересечения”, те ценности, которые являются общими для двух взаимодействующих сторон.
Ее структурирование связано с выделением субъекта, объекта и предмета стоматологической деятельности (как теоретической, так и практической). Субъектом выступает представитель стоматологического сообщества (врач, исследователь, техник, администратор, средний медицинский работник, представитель страховой фирма, осуществляющей услуги на стоматологическом рынке, фармацевт, младший медицинский работник - и другие работники в области стоматологии).
Объектом деятельности является пациент, предметом - патология челюстно-лицевой области. Отклонения от нормы могут быть как объективными, так и субъективными - когда нет видимых изменений, но есть ощущения этих изменений у пациента, вопрос в том, насколько правомерны в этом случае врачебные манипуляции. Возможно, в таких ситуациях показана психотерапевтическая, а не стоматологическая помощь.
Выбор врача во многом зависит от его компетенции. Каждый профессионал обязан обновлять и поддерживать специальные знания, необходимые для того, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности. Любой профессионал обязан брать на себя только те обязанности, которые находятся в пределах его компетентности. Поэтому каждому врачу-стоматологу, на практике, требуется делать заключение по поводу того, имеет ли он достаточную компетентность, чтобы ставить пациенту некоторый диагноз или выполнить некоторую процедуру при данном стечении клинических обстоятельств, в особенности, когда она содержит что-то неординарное.
Серьезную этическую проблему представляет и коммуникация стоматологов между собой и с представителями других врачебных специальностей. Каждая профессия имеет нормы, обычно в значительной степени неявные и не сформулированные, относительно правильного взаимоотношения между представителями профессии. Например, врач-стоматолог мог бы относиться к другим врачам стоматологам как к конкурентам на рынке, или как к бенефициариям в монополии, которую даёт им их особое специальное знание на рынке, или другими способами. Каково идеальное отношение между стоматологами и как оно связано с тем фактом, что они являются представителями одной и той же профессии, а не только конкуренты на том же самом рынке?
Как должен поступить врач-стоматолог в отношении плохой работы другого стоматолога, когда обнаруживает её последствия в полости нового пациента или пациента, который обратился за специализированной помощью. Врач-стоматолог, который обнаруживает плохую работу, мог бы информировать о своём мнении пациента или скрыть это от него, а так же исправить плохую работу другого врача. Как и в других профессиях, обязательства перед пациентом обычно получают сложности таких ситуаций.
Врачу-стоматологу заниматься саморекламой неэтично и не соответствует статусу врача заверяя, что его практика подарит пациенту “голливудскую улыбку”, качественное стоматологическое обслуживание без боли и т.п.
Практикующий врач-стоматолог, намереваясь внести эстетические коррективы во внешность пациента, не должен сообщать ему о его внешней непривлекательности.
Так же врач-стоматолог не должен манипулировать данными об оплате лечения в условиях наличия различных форм медицинских услуг (страховая медицина, частная медицина, льготное лечение и т.п.)
Отказаться лечить пациента с опасной инфекционной болезнью врач-стоматолог не может, так как это входит в его обязательства.
На приеме с несовершеннолетним пациентом принимать решения относительно стоматологической помощи должен опекун.
Врач-стоматолог и персонал клиники должны постоянно обращать внимание пациента на гигиену полости рта. Работа в этом направлении начинается уже на приеме по получению диагностических записей. Пациент смотрит видеофильм о гигиене полости рта, где в качестве декораций используется обстановка в клинике, ему выдаются инструкции по чистке зубов, использованию флоссов и инструкции по полосканию. Пациентов в подростковом возрасте просят появляться у стоматолога для профилактики как минимум каждые шесть месяцев. Взрослым пациентам рекомендуют делать это с трехмесячными интервалами. Гигиена полости рта пациента должна оцениваться в каждое посещение. Если пациент продолжает недостаточно хорошо чистить зубы, врач еще раз обращает внимание, насколько важна гигиена и каковы последствия плохой гигиены полости рта.
Отношения стоматологов с более широким сообществом влекут за собой обязанности относительно соответствующих стандартов для рекламы товаров и услуг. Стоматологи играют важную роль в усилиях общественного здравоохранения по поддержанию здоровья населения также в отношении серьезных эпидемических болезней, подобно инфекции ВИЧ. Индивидуальные стоматологи и стоматологическая профессия в целом также имени обязательства относительно доступа к стоматологическому обслуживанию для людей с неудовлетворенными стоматологическими потре6ностями. Стоматологи также обязаны проявлять определенную социальную активность в тех случаях, когда вырабатывается политика распределения ресурсов здравоохранения.
В конечном счете, содержание обязательств со стороны профессии - результат диалога между профессией и более широким сообществом, которое доверяет ей и ее членам практически с высокой степенью автономии, включая полномочие саморегулирования. В случае стоматологии, этот диалог часто трудно уловим и носит неформальный характер. Кодексы этики, сформулированные профессиональными организациями, государственные законодательства, касающиеся стоматологической практике, обычно формулируют лишь незначительную часть реального содержания. Общество часто занимает позицию пассивной терпимости, а не активного участия в этом диалоге, поэтому основная нагрузка по формулированию и реализации этической парадигмы профессиональной стоматологической деятельности лежит на самих стоматологах, что существенно затрудняет прогресс биоэтики в стоматологии.
Для исхода лечения исключительно важным является характер отношений, который устанавливается при первом контакте пациента с врачом. Только тот специалист может рассчитывать на успех лечения, который учитывает индивидуальные и личностные особенности больного. Пациент чутко прислушивается к каждому слову врача. Он должен постоянно ощущать оптимизм врача, особенно в критические минуты, это помогает ему уверовать в положительный результат проводимого лечения и преодолевать трудности на пути к выздоровлению.
Особенно важна роль профессиональных стоматологических организаций, которые, выступая от имени профессионального сообщества наиболее авторитетно, заставляют прислушиваться к себе. Следовательно, эти организации имеют приоритет в обсуждении проблем биоэтики в стоматологии и в принятии компетентных решений в этой области. Например, стоматологические организации, типа Американской Стоматологической Ассоциации (АСА) и Американская Коллегия Стоматологов (АКС), всегда были очень активны в отношении этических проблем. В их практике часто имели место проблемы, которые сосредоточили внимание многих стоматологов на моральных обязательствах их профессии.
Заключение
Понятие врачебной этики и деонтологии многозначно. Это и отношения с пациентом, базирующиеся и рождающиеся на глубокой обратной связи. Это и контрапункт между больным и обществом, родными, знакомыми, сослуживцами. Очень важно помнить, что врач обладает огромнейшей властью над больным человеком, поскольку пациент доверяет ему свою жизнь. В этой подчас беспредельной власти - одна из волшебных граней привлекательности и величайшей ответственности нашей профессии.
Биоэтика необходима не только потому, что пациенты стали умнее и информированнее, не только потому, что существуют различные стандарты и формы медицинской помощи, не только потому, что рынок лекарств разросся до размеров эдакого монстра, готового уничтожить любого, кто принял решение лечиться. Человек может сам выбирать - врача, лекарство, способ лечения, условия поликлиники или стационара, методы реабилитации и т.п. Главным образом биоэтика необходима как социальная мембрана, через которую проникают в медицинскую практику только те достижения медицинской науки, которые могут принести реальную пользу, и задерживается все то, что, скорее всего принесет вред.
Стоматологическая теория и практика особенно чувствительны к восприятию норм и принципов биоэтики, поскольку имеют дело со всеми категориями населения и тесно связаны со всеми другими областями медицины. Не будет ошибкой сказать, что качество жизни человека в первую очередь зависит от состояния его зубов и полости рта, от эстетичности или не эстетичности его лица, от дикции и улыбки.
Врачи - стоматологи должны обладать широким кругозором, быть разносторонне образованными, мыслящими, не корыстными специалистами и в то же время быть внимательным и сердечным по отношению к пациентам.
“Знающий врач” и “хороший врач” - не синонимы” - Б.Е. Вотчал.
Список литературы
1. Седова Н.Н., Дмитриенко С.В «Ваш бизнес - стоматология (нормативная регуляция в стоматологии)»
2. «Этика врача стоматолога в обществе» П.А. Леус 2006
3. «Деонтология и этика врача-стоматолога: учебно-методическое пособие», издательство «Медпресс» 2001
4. А.В. Анохина «Вопросы профессиональной этики и деонтологии в деятельности врача стоматолога»
5. http://www.medcourse.ru/2011/02/биоэтика-в-стоматологии/
6. http://dentalworld.ru/pro/analitic/70512/