Механизмы. Высшие психические функции человека.

2. Цель:

- приобрести и закрепить знания по изучению врожденных форм поведения (безусловные рефлексы и инстинкты) и приобретенного поведения (условные рефлексы), их сравнительной характеристики;

- приобрести и закрепить знания по изучению явления торможения в ВНД, его видов, их характеристик и механизма возникновения;

- приобрести и закрепить знания по изучению классификации, характеристики и методик определения типов ВНД;

- приобрести и закрепить знания по изучению особенностей и адаптивной роли психических функций человека

- приобрести и закрепить знания и навыки по определению частного типа ВНД при помощи предлагаемых методических приёмов.

  1. Задачи обучения:

- сформировать знания об общих принципах организации поведения (врожденных форм и приобретенного), их сравнительной характеристики и значения для приспособительной деятельности организма;

- сформировать знания об условиях и правилах образования, классификации и структурно-функциональной основы образования условных рефлексов;

- сформировать знания о классификации, характеристике и методиках определения типов ВНД, видах и механизме возникновения торможения в ВНД;

- объяснить принцип методик исследования психических функций человека и типа ВНД;

- обучить определению частного типа ВНД при помощи предлагаемых методических приёмов.

4. Основные вопросы темы:

1. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов.

2. Классификация, условия и правила образования условных рефлексов.

3. Механизмы образования временной связи.

4. Явление торможения в ВНД. Виды безусловного торможения.

5. Виды условного торможения.

6. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический

стереотип, его роль для приобретения мануальных навыков в работе врача-стоматолога.

7. Типы ВНД животных и человека (И.П.Павлов), их классификация, характеристика.

8. Учение И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах. Частные типы ВНД.

9. Физиологические основы психических функций человека (внимание, восприятие,

мышление, сознание, речь).

5. Методы обучения и преподавания:

Работа в малых группах: студенты делятся на группы по 6-7 человек и им предлагается составить сравнительно-сопоставительную таблицу по условным и безусловным рефлексам. Критерии таблицы предлагаются самими студентами. После обсуждения в группах студенты должны составить общую таблицу, отражающую все предложенные ими и защищенные критерии. Далее студентам предлагается обсудить в подгруппах условия выработки в эксперименте различных видов условного и безусловного торможения.

Работа в парах: выполнить практические работы по определению частного типа ВНД с помощью предлагаемых методических приёмов, обсудить полученные результаты, сформулировать выводы и запротоколировать.

Решение ситуационных задач.

6. Литература:

Основная:

  1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред.

К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.

3. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске.Под ред. Ю.В.Наточина,В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007- 384 с.

4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.

5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.

6. Полянцев В.А. Нормальная физиология – М., «Медицина»,1989, - 240 с.

Дополнительная:

1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.

2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.

3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.

5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной

работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.

6. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.

7. Контроль:

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1. Что является структурной основой рефлекса?

2. Что такое индифферентный раздражитель?

3. Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?

4. Что лежит в основе Гиппократовской классификации типов ВНД?

5. Что такое динамический стереотип?

6. Сколько видов условного торможения вам известно?

7. Что такое запредельное торможение?.

Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:

1. Что такое сила нервных процессов и каковы методы её определения?

2. Что такое уравновешенность нервных процессов?

3. Как выработать у животного в эксперименте запредельное торможение?

4. Какой тип ВНД наиболее склонен к развитию невротических срывов?

5. Какими структурами коры осуществляется функция речи?

Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:

  1. Докажите, что на ранних стадиях выработки условного рефлекса происходит иррадиация возбуждения в коре головного мозга.
  2. Начиная первые опыты по изучению условных рефлексов, И.П.Павлов построил «башни молчания», в которых находились экспериментальные камеры с абсолютной звукоизоляцией. Однако впоследствии оказалось, что в таких камерах собаки засыпают. Особенно быстро это происходило с собаками-сангвиниками.

Вопрос: В чем причина?

СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Методические рекомендации

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность: 051302 «Стоматология»

Дисциплина: Нормальная физиология

Кафедра/курс: Кафедра физиологических дисциплин с курсом нормальной физиологии

Курс: 2

Наши рекомендации