Механизмы. Высшие психические функции человека.
2. Цель:
- приобрести и закрепить знания по изучению врожденных форм поведения (безусловные рефлексы и инстинкты) и приобретенного поведения (условные рефлексы), их сравнительной характеристики;
- приобрести и закрепить знания по изучению явления торможения в ВНД, его видов, их характеристик и механизма возникновения;
- приобрести и закрепить знания по изучению классификации, характеристики и методик определения типов ВНД;
- приобрести и закрепить знания по изучению особенностей и адаптивной роли психических функций человека
- приобрести и закрепить знания и навыки по определению частного типа ВНД при помощи предлагаемых методических приёмов.
- Задачи обучения:
- сформировать знания об общих принципах организации поведения (врожденных форм и приобретенного), их сравнительной характеристики и значения для приспособительной деятельности организма;
- сформировать знания об условиях и правилах образования, классификации и структурно-функциональной основы образования условных рефлексов;
- сформировать знания о классификации, характеристике и методиках определения типов ВНД, видах и механизме возникновения торможения в ВНД;
- объяснить принцип методик исследования психических функций человека и типа ВНД;
- обучить определению частного типа ВНД при помощи предлагаемых методических приёмов.
4. Основные вопросы темы:
1. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов.
2. Классификация, условия и правила образования условных рефлексов.
3. Механизмы образования временной связи.
4. Явление торможения в ВНД. Виды безусловного торможения.
5. Виды условного торможения.
6. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический
стереотип, его роль для приобретения мануальных навыков в работе врача-стоматолога.
7. Типы ВНД животных и человека (И.П.Павлов), их классификация, характеристика.
8. Учение И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах. Частные типы ВНД.
9. Физиологические основы психических функций человека (внимание, восприятие,
мышление, сознание, речь).
5. Методы обучения и преподавания:
Работа в малых группах: студенты делятся на группы по 6-7 человек и им предлагается составить сравнительно-сопоставительную таблицу по условным и безусловным рефлексам. Критерии таблицы предлагаются самими студентами. После обсуждения в группах студенты должны составить общую таблицу, отражающую все предложенные ими и защищенные критерии. Далее студентам предлагается обсудить в подгруппах условия выработки в эксперименте различных видов условного и безусловного торможения.
Работа в парах: выполнить практические работы по определению частного типа ВНД с помощью предлагаемых методических приёмов, обсудить полученные результаты, сформулировать выводы и запротоколировать.
Решение ситуационных задач.
6. Литература:
Основная:
- Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред.
К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.
3. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске.Под ред. Ю.В.Наточина,В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007- 384 с.
4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.
5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.
6. Полянцев В.А. Нормальная физиология – М., «Медицина»,1989, - 240 с.
Дополнительная:
1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.
2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.
3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.
4. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.
5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной
работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.
6. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.
7. Контроль:
Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:
1. Что является структурной основой рефлекса?
2. Что такое индифферентный раздражитель?
3. Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?
4. Что лежит в основе Гиппократовской классификации типов ВНД?
5. Что такое динамический стереотип?
6. Сколько видов условного торможения вам известно?
7. Что такое запредельное торможение?.
Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:
1. Что такое сила нервных процессов и каковы методы её определения?
2. Что такое уравновешенность нервных процессов?
3. Как выработать у животного в эксперименте запредельное торможение?
4. Какой тип ВНД наиболее склонен к развитию невротических срывов?
5. Какими структурами коры осуществляется функция речи?
Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:
- Докажите, что на ранних стадиях выработки условного рефлекса происходит иррадиация возбуждения в коре головного мозга.
- Начиная первые опыты по изучению условных рефлексов, И.П.Павлов построил «башни молчания», в которых находились экспериментальные камеры с абсолютной звукоизоляцией. Однако впоследствии оказалось, что в таких камерах собаки засыпают. Особенно быстро это происходило с собаками-сангвиниками.
Вопрос: В чем причина?
СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Методические рекомендации
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность: 051302 «Стоматология»
Дисциплина: Нормальная физиология
Кафедра/курс: Кафедра физиологических дисциплин с курсом нормальной физиологии
Курс: 2