Этапы проведения практического занятия. Тема 4. Физиология тканевых элементов нервной системы
Тема 4. Физиология тканевых элементов нервной системы
Мотивация изучения темы: Знание процессов, лежащих в основе деятельности нервной системы (формирование возбуждения в нервных клетках, проведение возбуждения по нервным волокнам и в синапсах ) необходимо для понимания механизмов регуляции и оценки функционального состояния нервной системы при изучении последующих дисциплин и в практической деятельности врача
Цели занятия:
Общая цель: Изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности « лечебное дело» ПК-6, ПК-12, ПК-16, ПК-32
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» -особенности строения и функционирования нервных клеток, законы и механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам, особенности передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе, физиологическую сущность парабиоза.
«Уметь» - анализировать и оценивать функциональное состояние нервных волокон разных типов, объяснять механизм изменения функционального состояния нервных волокон при различных воздействиях в процессе выполнения практического задания и решении ситуационных задач
«Владеть» анатомо-физиологическим понятийным аппаратом
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы
1.Классификация нервных клеток (кафедра анатомии человека; кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии )
2.Структурно-функциональная характеристика нервных и глиальных клеток (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии)
3.Строение нервных волокон и синапсов (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии)
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки:
1.Структурно-функциональная единица нервной системы. Особенности строения и функционирования нервной клетки. Функциональные зоны нейрона.
2. Классификация нервных клеток.
3. Функциональное значение нейроглии.
4. Классификация нервных волокон.
5. Особенности распространения возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам.
6. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам
7. Парабиоз. Фазы парабиоза.
8. Механизм передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе.
9. Свойства химических синапсов.
Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время)
1. Зарисовать схему нервно-мышечного синапса, обозначить его структурные компоненты.
2. Записать последовательно процессы, обеспечивающие передачу возбуждения в нервно-мышечном синапсе.
3. Перечислить основные свойства нервно-мышечного синапса.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие отростки нейрона воспринимают возбуждение?
2. По какому отростку возбуждение передаётся от нейрона?
3. В какой части нейрона возникает потенциал действия?
4. Чем отличается проведение возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам?
5. По какой структуре нервного волокна передаётся возбуждение?
6. Волокна какого типа проводят возбуждения с наибольшей скоростью?
7. Что понимают под функциональной непрерывностью нервного волокна?
8. С какими изменениями на мембране связано явление парабиоза?
9. Как реагирует возбудимая ткань на действие слабого и сильного раздражителя в уравнительную и парадоксальную фазы парабиоза?
10. Какой медиатор обеспечивает передачу возбуждения с нерва на мышцу?
11. Какие ионы способствуют выбросу медиатора из пресинапса?
12. Чем отличается постсинаптическая мембрана электрического и химического синапсов?
13. Как называется постсинаптический потенциал нервно-мышечного синапса?
14. Как изменится лабильность нервно-мышечного синапса при действии антихолинэстеразным препаратом?
Этапы проведения практического занятия
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
Вводная часть занятия | |||
Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 2 мин. | |
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 3 мин | |
Основная часть занятия | 80-90% | ||
Контроль исходных знаний, умений и навыков. Опрос-беседа по контрольным вопросам | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. Коррекция исходного уровня знаний | 30 мин | |
Задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе | 5 мин. | |
Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 25 мин. | |
Оценка результатов СРС | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 5 мин. | |
Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка при решении ситуационных задач и тестового контроля | 15 мин | |
Заключительная часть занятия | 5-10% | ||
Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия | 3 мин. | |
Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 2 мин. |