Эталоны ответов к вопросам исходного контроля знаний

  1. Физическое развитие – это процесс роста и созревания, обусловленный морфологическими и функциональными свойствами организма, которые сформировались под влиянием наследственных и внешнесредовых факторов.
  2. Длина тела, масса тела, окружность головы, окружность груди, поверхность тела, половое созревание.
  3. Рост волосяного покрова на лобке и в подмышечных впадинах, развитие грудных желез, возраст первой менструации – у девочек; рост волосяного покрова на лобке и в подмышечных впадинах, мутация голоса, оволосение лица, формирование кадыка – у мальчиков.
  4. Длина тела лежа (до 1 года), стоя и сидя (после 1 года); масса тела; окружность грудной клетки (после 3-х лет – на вдохе, выдохе, в паузе); окружность головы (до 7 лет); степень отложения подкожного жира; степень развития костных образований (после 6 месяцев – зубная формула, ядра окостенения); функциональные признаки физического развития (после 7 лет – спирометрия, динамометрия, становая сила); психомоторное развитие (особенно до 7 лет – держать голову, сидеть, стоять, ходить, координация и пр.).
  5. Биологическое развитие: в младшем школьном возрасте – число постоянных зубов, скелетная зрелость (ядра окостенения), длина тела; в старшем школьном возрасте – вторичные половые признаки, оссификация костей, характер ростового процесса (погодовая прибавка роста).
  6. Центильный метод основан на непараметрическом статистическом анализе. Центиль – это сотая часть вариационной шкалы (выборки). Показатели, попавшие в промежуток с 25 по 75 центили считаются средними, не попавшие в этот промежуток – выше или ниже средних, вышедшие за пределы вариационной шкалы – высокими или низкими. Соответственно этому физическое развитие оценивают как среднее, выше или ниже среднего, высокое или низкое.
  7. Нервно-психическое развитие – это сложный процесс становления психических и локо-моторных функций центральной нервной системы.

8. Головной мозг у новорожденного ребенка имеет относительно большую величину по сравнению с мозгом взрослого человеком. Строение мозга (количество извилин и борозд) у новорожденного такое же, как и у взрослого. Но их развитие и дифференцировка выражены слабо. В возрасте до одного года у детей идет преимущественное деление клеток глии, а дифференцировка клеток достигается к 3 годам жизни. Процесс миелинизации завершается к 3-5 годам постнатального развития.

9. Полное завершение созревания и дифференцировки структур ЦНС завершается к 8 годам.

  1. Сосательный, глотательный, поисковый, мигания глаз, защитный, хватательный, Моро, ползания, автоматической походки и др.
  2. Зрительные ориентировочные реакции, слуховые ориентировочные реакции, эмоции, движения общие, движения руки, речь понимаемая, речь активная, навыки.
  3. Сенсорное развитие (величина, форма), движения, игра, речь понимаемая, речь активная, навыки.
  4. Сенсорное развитие (цвета), движения, игра, речь активная, навыки.
  5. Мышление и речь, моторика, внимание и память (путем выполнения специальных заданий); социальные контакты, психическое здоровье (путем наблюдения и опроса окружающих взрослых людей).
  6. Эмоциональный статус: для детей до 1 года жизни – преобладающее эмоциональное состояние (положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное); для детей после 1 года жизни – настроение (бодрое или жизнерадостное, раздражительное или возбужденное, спокойное, подавленное, неустойчивое, страхи). Вегетативный статус: сон, аппетит, характер бодрствования (активное, пассивное), потливость; наличие болей, не связанных с заболеванием. Психомоторная стабильность: энурез, энкопрез. Особенности личности: взаимоотношения с взрослыми и другими детьми (положительные, отрицательные, отсутствие общения и пр.); моторика и эмоции (уравновешенные, неуравновешенные, возбужденные, заторможенные); вредные привычки (навязчивые движения !!).

Наши рекомендации