II. Задания для обучения студентов по теме в соответствии с указанным уровнем освоения.
Методическая разработка практических занятий для студентов
Практическое занятие № 6
ТЕМА: РОЛЬ ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ В АНТЕНАТАЛЬНОЙ ОХРАНЕ ПЛОДА. ЭКСТРАГЕНИТАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ И БЕРЕМЕННОСТЬ.
Цель занятия:
1. Познакомить студентов с организацией работы женской консультации, принципами диспансерного наблюдения за беременными женщинами, в том числе с экстрагенитальной патологией.
2. Изучить со студентами мероприятия по профилактике хонической плацентарной недостаточности.
3. Заслушать доклады по ЭГП и беременности (анемия, гипертоническая болезнь, сахарный диабет и пиелонефрит)
Базисные знания:
1. Норма беременности (кафедра акушерства и гинекологии, Г.М. Савельева, Акушерство, Учебник, Москва, «Медицина»,2000 г.)
2. Пропедевтика внутренних болезней (кафедра пропедевтики внутренних болезней, А.Л. Гребенев, Учебник, Москва, «Медицина», 2001 г.)
Продолжительность занятия:
4 часа.
Начало 9.00, окончание 12ч 15мин
Место проведения:
Клиническая база кафедры – женская консультация ГКБ №8
Хронометраж практического занятия:
20 мин | Вводное слово преподавателя. Преподаватель объясняет студентам актуальность темы, сообщает цель и план занятия. |
60 мин | Присутствие на амбулаторном приеме беременных. Студенты разбиваются на группы по 2-3 человека. Каждая группа посещает врачебный прием беременных. Студенты участвуют в сборе жалоб, анамнеза жизни, акушерско – гинекологического анамнеза, выясняют особенности течения настоящей беременности, участвуют в объективном осмотре беременной, знакомятся с результатами лабораторного, инструментального обследования, формулируют клинический диагноз, составляют план обследования, подсчитывают сумму факторов риска, дают рекомендации по режиму труда и отдыха, по питанию, гигиене беременной. |
20 мин | Посещение кабинета ультразвуковой диагностики. Оценка протоколов УЗИ, КТГ, НГГ, ДМП. |
60 мин | Заслушиваются доклады студентов по экстрагенитальной патологии при беременности (анемия, гипертоническая болезнь, сахарный диабет и пиелонефрит). В конце докладов преподаватель резюмирует выше сказанное, акцентируя внимание на основных проблемах данной патологии. |
20 мин | Итоговый контроль знаний. Заключительное слово преподавателя. Задание на дом. |
Содержание темы.
Актуальность темы:
Женская консультация – учреждение здравоохранения, которое играет ведущую роль в оказании амбулаторно-поликлинической акушерско – гинекологической помощи. Качество оказания акушерской помощи в женской консультации отражает показатель перинатальной смертности. Он зависит от состояния здоровья беременной и своевременного обнаружения и адекватного лечения нарушений функций плаценты и внутриутробного развития плода.
Эффективность работы женской консультации отражает также показатель материнской смертности, которая чаще всего регистрируется среди беременных с тяжелой экстрагенитальной патологией.
Основные вопросы темы (план занятия):
- Организация работы женской консультации
- Принципы диспансеризации беременных женщин
- Пренатальная диагностика состояния плода и функций плаценты
- Ведение беременных с экстрагенитальной патологией
Учебная карта занятия:
I. Задания для контроля исходных и конечных знаний студентов по теме (переченьвопросов для собеседования):
- Организация работы женской консультации;
- Прегравидарная подготовка женщин с отягощенным акушерским анамнезом, экстрагенитальной патологией;
- Диспансерное наблюдение за беременными (приказ №50)
- Выделение групп риска по перинатальной патологии среди беременных;
- Пренатальная диагностика, методы оценки плода и функций плаценты;
- Основные принципы диспансеризации беременных с экстрагенитальной патологией;
- Показания для досрочного родоразрешения;
- Реабилитация женщин, перенесших тяжелый гестоз;
- Вопросы контрацепции в послеродовом периоде;
10.Основные пути профилактики материнской смертности и перинатальной патологии.
II. Задания для обучения студентов по теме в соответствии с указанным уровнем освоения.
Тесты для самоконтроля
- На каком сроке беременности методом прямой аускультации можно выслушать сердечные тоны плода:
1. 12-14 недель
2. 15-17 недель
3. 18-20 недель
4. 21-23 недель
5. 10-12 недель
- При каком сроке беременности с помощью УЗИ с доплеровским датчиком можно зарегистрировать сердечные тоны плода:
1. 6 недель
2. 8 недель
3. 10 недель
4. 12 недель
5. 4 недели
- С какого срока беременности, считая от первого дня последней менструации, становится «+» мочевой тест на беременность:
1. 3 недели
2. 4 недели
3. 5 недель
4. 6 недель
5. 7 недель
- Сывороточный уровень прогестерона выше 25 нг/мл обычно указывает на:
1. Неполный выкидыш
2. Регрессирующую беременность
3. Эктопическую беременность
4. Жизнеспособную маточную беременность
5. Все вышеперечисленное
- Маточная беременность обычно становится доступной визуализации путем трансвагинальной эхографии на сроке:
1. 2 недели
2. 3 недели
3. 4 недели
4. 5 недель
5. 6 недель
- Сопоставьте лабораторные тесты и цели их применения при дородовом обследовании:
1. Общий анализ крови
2. Общий и бактериальный анализ мочи
3. Определение группы и Rh-принадлежности
4. Определение концентрации глюкозы
5. Кровь на RW и ВИЧ
а. выявление нарушения толерантности к глюкозе
в. выявление анемии
с. выявление урологических инфекций и определение функции почек
д. выявление изоиммунизации
е. опасность ВУИ
- Определение уровня альфа-фетопрпотеина у матери лучше всего выполнять на сроке:
1. 7-10 недель
2. 11-14 недель
3. 15-18 недель
4. 19-22 недели
5. 5-6 недель
- Нормальная беременность продолжается (считать от первого дня последней менструации):
1. 36 недель
2. 38 недель
3. 40 недель
4. 42 недели
5. 34 недели
- При нормальной одноплодной беременности, начиная со срока 16-18 недель до 36 недель, высота стояния дна матки в см., примерно равняется:
1. Половине числа недель беременности
2. Числу недель беременности
3. Двукратному числу недель беременности
4. Четырехкратному числу недель беременности
5. Пятикратному числу недель беременности
10. Физиологическая прибавка массы тела за беременность составляет:
1. 5-6 кг.
2. 10-12 кг.
3. 16-18 кг.
4. 20-22кг.
5. 2-3 кг.
11. К концу доношенной беременности частота сердцебиения плода составляет:
1.80-90
2. 100-110
3.120-160
4. 170-180
5. 190-200
12. Нестрессовый тест считается положительным, когда частота сердечных сокращений плода увеличивается после движения плода:
1. Да
2. Нет
III. Инструкция для самостоятельной работы студентов в родильном доме.
В процессе самостоятельной работы студент должен соблюдать следующие требования:
1. Соблюдать правила внутреннего распорядка отделения.
2. Неукоснительно следовать принципам медицинской этики и деонтологии при общении с больными и медицинским персоналам
3. Выполнять инструкцию по технике безопасности в процессе работы (контакт с биологическими материалами, работа с медицинской аппаратурой)
IV. Образец оформления отчета о самостоятельной работе студента: схема истории родов
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
- Медико – генетическое консультирование женщин группы высокого риска по перинатальной патологии.
- Принципы диспансерного наблюдения беременных с ЭГП.
Вопросы по теме, выносимые на экзамен:
- Перинатология. Определение. Задачи.
- Роль женской консультации в профилактике осложнений беременности и родов.
- Антенатальная охрана плода.
- Медико генетическое консультирование в акушерстве.
- Перинатальная охрана плода и новорожденного. Роль перинатальных центров в перинатальной охране плода.
- Перинатальная заьолеваемость и смертность. Пути профилактики.
- Современные методы оценки состояния фетоплацентарной системы.
- Исследование околоплодных вод для оценки состояния плода.
- Значение УЗИ в акушерстве.
10. Адаптационные изменения при физиологической беременности. «Норма беременности».
11. Беременность и роды при пороках сердца. Влияние на плод.
12. Беременность и роды при заболеваниях почек и анемии. Влияние на плод.
13. Беременность и роды при сахарном диабете. Влияние на плод.
14. Беременность и роды при гипертонической болезни. Влияние на плод.
Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:
- Сбор анамнеза жизни, в том числе, акушерско-гинекологического.
- Оценка течения настоящей беременности.
- Осмотр, наружное акушерское исследование.
- Тазоизмерение, измерение ВДМ и ОЖ.
- Аускультация сердцебиения плода.
- Оценка результатов лабораторного и инструментального исследования беременной.
- Обоснование клинического диагноза.
- Подсчет суммы факторов риска по перинатальной патологии.
- Составление плана лечения и диспансерного наблюдения
Темы рефератов и сообщений:
- Беременность и роды при заболеваниях ССС
- Беременность и роды при заболеваниях почек.
- Беременность и роды при анемии.
- Беременность и роды при сахарном диабете.
- Беременность и роды при заболеваниях щитовидной железы.
Литература:
Основная:
- Учебник «Акушерство» под ред.Г.М.Савельевой М.»Медицина»,2000г. 816 стр., с. 24-29, с 115-185.
Дополнительная:
1.Клинические рекомендации Акушерство и гинекология, выпуск 2, М. «ГЭОТАР-Медиа», 2006г. стр. 1-25, стр.155-175
- И.С.Сидорова, И.О.Макаров Течение и ведение беременности по триместрам. М., Медицинское информационное агенство,2007г.,стр.298.
- Руководство по амбулаторно-поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии. Гл. редакторы: акад.РАМН В.И.Кулаков, профессор В.Н.Прилепская, профессор В.Е.Радзинский. М. «ГЭОТАР-Медиа», 2006г.,стр.1030.
Методическая разработка практических занятий рассмотрена на заседании кафедры от
«___» _____________ 20___ г. (протокол №___)
Заведующий кафедрой _______________________________Долгушина В.Ф.