Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы гражданской обороны
ТЕМА: Медицинская служба гражданской обороны.
Содержание семинара:
Вступительная часть
МС ГО как предмет преподавания имеет основной задачей подготовку личного состава здравоохранения и широкой врачебной общественности по вопросам медицинского обеспечения населения в условиях войны, в районах стихийных бедствий и крупных аварий.
Таким образом, сложность и специфичность условий обстановки в современной войне вызвали необходимость в создании специальной организации в системе здравоохранения для медицинского обеспечения населения при проведении мероприятий гражданской обороны, а также пострадавших от оружия противника, при стихийных бедствиях и крупных авариях, в разработке особых форм и методов ее работы. Следовательно, создание МС ГО является объективным процессом. Как бы не были велики достижения здравоохранения страны и медицины вообще, они не могут быть в полной мере использованы в условиях войны, если реализация их не обеспечивается применением соответствующих организационных форм.
Анализ людских потерь в войнах XX века показывает, что в ходе военных действий наряду с вооруженными силами огромные потери несет и гражданское население. Так, в годы первой мировой войны потери среди гражданского населения составили 5%, во вторую мировую войны - 48% от общего числа людских потерь. Потери среди гражданского населения увеличивались по мере совершенствования средств нападения. Это видно на примере войны в Корее, где они составили 84%. Во время войны США во Вьетнаме потери среди мирного населения составили 90%, во время военных действий в Чечне (1994-1996гг.) — 95% (Серебряников В.В., Дерюгин Ю.И., 1997 г.).
В условиях войны с применением современных средств поражения потери среди мирного населения могут существенно возрасти, так как новейшие средства доставки позволяют вероятному противнику поражать не только прифронтовые и приграничные районы, но и административно-промышленные объекты глубокого тыла. С учетом указанных обстоятельств, наряду с укреплением Вооруженных Сил, важная роль в системе безопасности РФ отводится мероприятиям гражданской обороны, направленным на повышение устойчивости тыла, сохранение промышленного потенциала страны, защиту населения в условиях военного времени. Медицинское обеспечение населения РФ, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий, возложено на Федеральную медицинскую службу гражданской обороны.
Медицинская служба гражданской обороны создана в соответствии с Федеральным законом РФ от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» и приказа Министерства здравоохранения РФ от 3.07.2000 г. № 242.
МС ГО является общегосударственной службой, которая создается на базе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Методическое руководство созданием и деятельностью МС ГО осуществляет Министерство здравоохранения РФ. Приказы, директивы и инструкции, а также регламентирующие нормативные документы, издаваемые МЗ РФ по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время, являются обязательными для всех организаций и органов исполнительной власти.
Организационная структура и основные задачи федеральной медицинской службы гражданской обороны.
Организационно МС ГО представляет собой систему органов управления, учреждений и формирований, предназначенных для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий. Медицинское обеспечение включает в себя комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, а также мероприятий по медицинскому снабжению формирований и учреждений МС ГО и медицинской защите населения от поражающих факторов современных средств поражения.
На МС ГО возлагаются следующие основные задачи:
· прогнозирование и оценка возможных медико-санитарных последствий применения противником современных средств поражения;
· планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения в военное время;
· подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;
· создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны;
· организация снабжения учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;
· подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;
· участие в подготовке населения и личного состава гражданских организаций гражданской обороны (санитарных дружин) по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным;
· медицинское обеспечение населения при проведении эвакуационных мероприятий;
· оказание медицинской помощи пострадавшим на этапах медицинской эвакуации в целях возвращения их к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;
· организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
· организация и проведение медицинских мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий.
· медицинский контроль за захоронением трупов в очагах массовых потерь населения в военное время.
Выполнение стоящих перед МС ГО задач имеет большое государственное значение и осуществляется в постоянном взаимодействии с МЧС России и его территориальными органами, медицинской службой ВС Российской Федерации, медицинской службой МВД России, другими службами гражданской обороны. МС ГО создается по территориально-производственному принципу и имеет четыре уровня:
· федеральный—включает силы и средства МС ГО на территории всей РФ;
· территориальный— включает силы и средства МС ГО на территории субъекта РФ (области, края, республики в составе РФ);
· местный— включает силы и средства МС ГО на территории города, городского района, сельского округа;
· объектовый— представлен силами и средствами МС ГО организаций (объектов экономики).
На каждом уровне в состав медицинской службы гражданской обороны входят: руководство, органы управления, учреждения, формирования (гражданские организации гражданской обороны).
Медицинская служба гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и ведомственных учреждений и их взаимодействие с медицинской службой гражданской обороны здравоохранения.
К руководству относятся начальники медицинской службы гражданской обороны. Начальником медицинской службы гражданской обороны РФ является первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации. Начальниками МС ГО субъектов Российской Федерации, городов, городских районов являются соответствующие руководители органов управления здравоохранением областей, краев, республик в составе Российской Федерации, городов, городских районов. Начальниками МС ГО сельских округов — главные врачи Центральных районных больниц (главные врачи округов).
Органами управления медицинской службы гражданской обороны являются штатные органы управления здравоохранением и штабы медицинской службы гражданской обороны субъектов РФ, городов, городских районов и сельских округов. Штабы МС ГО создаются при соответствующих начальниках МС ГО для оперативного руководства силами и средствами службы. Состав штаба медицинской службы гражданской обороны определяется приказом соответствующего руководителя органа управления здравоохранением. Начальником штаба назначается заместитель руководителя органа управления здравоохранением. Заместителем начальника штаба МС ГО является начальник Второго управления (отдела) органа управления здравоохранением. Членами штаба МС ГО являются::
• - руководители структурных подразделений соответствующего органа управления здравоохранением
· главный государственный санитарный врач административной территории;
· главные медицинские специалисты;
· главный врач станции переливания крови;
· директор территориального центра медицины катастроф (на федеральном уровне директор Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" является заместителем начальника штаба МС ГО);
· представители комитетов Российского общества Красного Креста;
· руководитель производственного объединения «Фармация;
· руководитель производственного объединения «Медтехника».
· представители других государственных, общественных и частных организаций, привлекаемых к медицинскому обеспечению населения в военное время.
Штаб МС ГО субъекта Российской Федерации имеет городской и загородный пункты управления, а также дублера. Как правило, дублером является штаб МС ГО одного из сельских районов.
Для решения неотложных задач по организации управления силами и средствами службы в особый период заблаговременно создаются оперативные группы из числа сотрудников аппарата управления здравоохранением и центра медицины катастроф. Включение в состав штабов МС ГО руководителей и специалистов территориальных центров медицины катастроф позволяет еще на этапе планирования определить задачи и место органов управления, сил и средств службы медицины катастроф в системе медицинского обеспечения населения в военное время.