Фразеологические обороты о теле человека
Методические рекомендации для самостоятельной работы
Под руководством преподавателя
Тема №16
Правила переработки медицинского текста.
Тема №17
Составление различных видов плана к медицинским текстам.
Тема №18
Составление конспектов к научным текстам.
Тема №19
Оформление цитат в медицинском тексте.
Тема №20
Составление аннотаций к медицинским текстам.
Тема №21
Анализ структуры справочно-библиографического описания в медицинском тексте.
Тема №22
Составление реферата по специальности.
Тема №23
Соблюдение норм современного русского языка в диаде «врач-больной»
Тема №24
Требования к образцовой речи
Тема №25
Выразительность речи врача
Тема №26
Чистота речи врача
Тема №27
Соблюдение орфоэпических и акцентологических норм врачом
Тема №28
Речевой этикет
Тема №29
Деловой этикет
Тема №30
Речевое поведение в системе специальной коммуникации.
ЗАНЯТИЕ №16
І. Тема: Правила переработки медицинского текста.
II. Цель: закрепить сформированные компетенции компрессирования, определения видов компрессии текста-первоисточника, основных правил компрессии текста.
III. Задачи:
· Когнитивно-языковая компетенция: закрепить сформированные умения компрессировать текст-первоисточник.
· Операционально-речевая компетенция: сформировать и развить навыки различать виды компрессии.
IV. Форма проведения:самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя
V. Задания по теме.
Задание 1. Прочитайте высказывания и раскройте их смысл. Выразите собственную точку зрения.
· И жизнь врача останется такой же, как и сегодня: трудной, тревожной, героической, возвышенной. (Андре Моруа)
· Нравственное развитие врача-практика поможет ему сохранить то душевное равновесие, которое даёт ему возможность исполнить священный долг перед ближними и перед родиной, что и будет обуславливать истинное счастье его жизни. (С.П.Боткин)
· Медицина есть царица наук, ибо здоровье, безусловно, необходимо для великого и прекрасного (Ф.П.Гааз).
· Не признавать медиков могут и люди образованные, отрицать же медицину могут только неучи.
(П.Буаст).
· Всякое дело совершенствуется овладением техники. Всякий навык достигается упражнением. (Гиппократ)
Задание 2. Прочитайте. Определите основную мысль текста. Подумайте, какие качества вам следует развить, чтобы стать врачом по призванию. Выделите в нём основную и второстепенную информацию.
Давайте подумаем, какими качествами должен обладать человек, который собирается стать врачом. Конечно, он должен любить людей. Потому что дело врача – облегчать страдания и спасать от смерти больных. Врачу нужно быть смелым. Ведь ему первому приходится идти туда, где свирепствует губительная эпидемия, например, чума. Он должен не бояться ухаживать за такими больными, от которых сам может заразиться смертельной болезнью. Врач призван служить здоровью каждого человека и всего народа. По своей природе врачебная профессия является творческой. Призвание врача требует, чтобы он выполнял свои обязанности, следуя голосу совести и руководствуясь принципами врачебной этики. Нужно, чтобы врач всегда оставался спокойным, хотя бы внешне, чтобы правильно сделать операцию и хорошо перевязать больного или раненого даже во время шторма в море, землетрясения, под артиллерийским обстрелом. Спокойствие и уверенность врача передаются больному и помогают ему выздороветь.
Врачу необходимо быть внимательным и чутким. Невнимательному врачу больной не поверит, а любое неосторожное слово врача может так напугать его, что он потеряет веру в выздоровление.
Врач должен быть самоотверженным, ведь всегда на посту. Его могут вызвать к больному в любое время дня и ночи или даже тогда, когда он сам болен, но идти больше некому.
Без призвания к медицине нельзя заниматься ею с глубоким осознанием высокой ответственности за жизнь больного человека, готовностью пойти ради него на подвиг, самопожертвование. Сердечность, способность к состраданию лежит в основе призвания к врачебной деятельности.
Человечность должна быть основным достоинством студента-медика. Люди, не способные чувствовать чужую боль, не пригодны к гуманной профессии врача. Они не принесут больному ожидаемой улыбки друга, теплоты сердца, не заглянут в душу, не успокоят волнений. И не потому, что не хотят: они не умеют это делать, выше их сил уловить, понять и облегчить душевные страдания больного.
Врач должен быть любознательным и трудолюбивым. Он должен все время расширять свои знания, чтобы применять современные способы лечения и пользоваться новейшими открытиями медицины. Пригодность студента к избранной профессии измеряется трудом. Нельзя ведь хорошо лечить, стать уважаемым в народе врачом без потребности постоянно и добросовестно трудиться.
Задание 3. Прочитайте текст. Объясните его название. Выполните послетекстовые задания.
Фразеологические обороты о теле человека
Самой выдающейся частью тела является голова. Именно с ней связано большинство фразеологических оборотов. Волосы встают дыбом и голова идет кругом от избытка и разнообразия этих выражений. Если попытаться совместить некоторые из них, то можно составить некий идеал человека. Он должен быть с царем в голове, ни при каких обстоятельствах не вешать нос, не болтать попусту языком, держать ушки на макушке. У такого идеала толпы поклонников и поклонниц будут виснуть на шее, строить глазки и хлопать ими же.
Язык – вещь гибкая, и какие только выражения не взбредают нам в голову. Что мы только с несчастной головой не делаем – и на отсечение ее даем, и кружится она у нас, и варит, и висит над ней что-то, все, чему не лень. В голову можно вбить все, что угодно, можно свалить с больной головы на здоровую. Каша в голове от такого количества вариантов!
Чтобы не ударить в грязь лицом, стоит упомянуть и о других частях этой самой головы. Мы говорили о голове в целом, а теперь рассмотрим частности: органы зрения, речи, слуха и «нюха». Им тоже не сладко.
Разуйте глаза, не хлопайте ими, не таращьте глаза, не сверкайте ими, смотрите во все глаза, да так, чтобы искры из глаз посыпались!
Можно впиться глазами в органы «нюха». Не стоит воротить носом, а лучше держите нос по ветру, тогда сможете утереть нос своим конкурентам! Именно на носу у нас висит много проблем, именно дальше него мы ничего не видим, его можно даже повесить. Но кто-то и здесь бровью не поведет. Тогда тащим за уши дальше. Господь нас наградил ушами для того, чтобы мы их держали на макушке и смешили ими дураков. Верьте своим ушам, иначе не видать вам успеха, как своих ушей.
Особо непослушных мы возьмем за горло и потащим в дебри фразеологизмов. И не стоит нам становиться поперек …шеи, а то мы ведь можем взять вас горлом и стать вам на ваше, опять же, горло. Многие уже сыты по горло, а у кого-то маковой росинки во рту не было; кто-то капли в рот не берет, а кто-то заливает себе все глаза. Можно набрать в рот воды и сидеть, но тогда жизнь пройдет мимо. Но лучше вовремя сдержать язык за зубами, а когда можно, то чесать им, сколько не жалко.
До седых волос можно говорить о голове, но мы пойдем дальше глядеть сквозь пальцы на наши руки. Плечом к плечу, лицом к лицу жить будет не скучно, да и вынести плечи могут все, если свалится беда вам на голову или на плечи, то вы ее с плеч долой! И порядок. По пальцам можно пересчитать многое, но не фразеологические обороты о руках. В руках может и гореть, руки можно опустить, протянуть, наложить, замарать; существуют разные весовые категории рук – легкие и, что характерно, тяжелые. Положа руку на сердце, скажу честно, что попадаться человеку лучше всего под веселую и легкую руку, жар загребать хорошо чужими руками, свои все-таки жалко, родные ведь.
Не обводя вас вокруг пальца, перейдем к ногам. Встанем грудью за ноги и со всех ног кинемся перечислять возможности опорно-двигательного аппарата – можно в ноги кланяться, валиться с ног, шагать в ногу. Не попадайтесь на глаза тем, кто встал сегодня с левой ноги. Есть еще люди, которые не с той ноги родились. Но их единицы. Не рекомендуется зимой ходить на босу ногу, иначе можно остаться без ног. Желаю вам жить на барскую ногу и не терять почву из-под ног.
Много тут еще вертится под ногами оборотов, но мы со всех ног пойдем дальше. Так что, давай Бог ноги!
Не стоит отбиваться руками и ногами от обилия фразеологических оборотов, так как мы их употребляем очень активно, даем волю всему – от кулаков до языка, можем намять бока или крепко за них взяться.
Итак, теперь можно убедиться в том, что фразеологические обороты о человеческом теле актуальны всегда и применимы во всех сферах нашей жизни.
1.Выпишите из текста фразеологизмы с ключевым словом нос. Подберите к ним соответствующие выражения на родном языке.
2.Выпишите из текста фразеологизмы с ключевым словом глаза. Подберите к ним соответствующие выражения на родном языке.
3.Выпишите из текста фразеологизмы с ключевым словом голова. Подберите к ним соответствующие выражения на родном языке.
4.Выпишите из текста фразеологизмы с ключевым словом ноги. Подберите к ним соответствующие выражения на родном языке.
5.Опишите устно ситуации, в которых можно использовать любой из этих фразеологизмов.
Задание 4. Прочитайте. Выпишите из текста каждую отрасль медицины с краткой характеристикой.