Исследование слюны, мочи, пота и потожировых выделений

Исследование слюны. Установление наличия слюны в пятнах ос­новано на выявлении в них пищеварительного фермента амилазы, который содержится не только в слюне, но и в других его выделе­ниях, а также в крови человека. Однако исключительно высокая активность фермента в слюне, по сравнению с кровью и другими выделениями позволяет при соблюдении определенной техники исследования добиться полной специфичности метода. Количество исследуемого объекта, достаточного для обнаружения в нем амила­зы, зависит от давности пятна, поскольку по мере увеличения вре­мени хранения пятен слюны активность амилазы снижается.

Изъятие и упаковка пятен, напоминающих следы слюны, производится так же, как и при обнаружении пятен, похожих на кровь. Наряду с вещественными доказательствами для направления в судебно-медицинскую лабораторию изымаются образцы слюны и крови и экспериментальные окурки подозреваемых и потерпевших.

Исследование мочи. Пятна, образованные мочой, в ультра­фиолетовых лучах дают слабое беловато-голубоватое свечение. Оно помогает эксперту выявить подозрительные на пятна мочи участки и доказательными методами установить ее присутствие. Доказательным методом установления мочи в пятне считается метод тонкослойной хроматографии, основанный на выявлении креатинина и мочевины.

Групповая принадлежность мочи в пятнах определяется теми же методами, что и при исследовании пятен крови и других выделений.

Вывод о группе мочи и возможности ее происхождения от определенного лица делается на основании всех данных иссле­дования с учетом степени выделения антигенов системы АВО (Н) у подозреваемого или обвиняемого.

Исследование пота и потожировых выделений. В качестве ори­ентировочного исследования на присутствие следов пота реко­мендуется осмотр предметов одежды в ультрафиолетовых лучах. При этом пятна пота и потожировых выделений часто дают го­лубоватую флюоресценцию.

Доказательным методом на наличие пота является реакция на аминокислоту серин, содержащуюся в нем в значительном количе­стве. Реакция на серин достаточно чувствительна, причем положи­тельный результат может быть получен с кусочками материала в 5—10 мг для свежих пятен пота и в 15 мг — для старых следов.

В экспертной практике в настоящее время групповое диф­ференцирование следов пота ограничено лишь системой АВО (Н), причем для решения вопроса о возможности его происхож­дения от определенного лица учитываются не только групповая принадлежность крови и степень выделительства этого лица, но и сила выраженности групповых антигенов в его поте.

51.3. Исследование других выделений организма человека (мекония, сыровидной смазки, около­плодной жидкости, молока, молозива, кала, выделений из влагалища)

Исследование этих выделений производится при расследова­нии уголовных дел, связанных с детоубийством, криминальным абортом и т.п. Выделение их на вещественных доказательствах осуществляется в основном цитологическими методами — путем обнаружения в исследуемом пятне клеточных элементов, харак­терных для того или иного выделения.

Пример

Заключение судебно-медицинского исследования вещественных доказательств

15 октября 1997 г., я, нижеподписавшийся, судебно-медицинский эксперт Катий А.В. на основании постановления следователя 123-го отделения милиции г. М. старшего лейтенанта юстиции Артамоновой Н.М. от 12 октября 1997 г. № 422 произвел исследование «помарок» темно-зеленого цвета на пеленке по делу гражданки С. от 30 сентября 1997 г. № 489 с целью установления: 1) не являютсяли помарки темно-зеленого цвета на пеленке следами первородного ка­ла; 2)если да, то какого возраста был плод и былли он жизнеспособным.

Наружный осмотр. Присланная пеленка завернута в бумажный пакет, со­ответствующим образом упакована и опечатана. Размеры ее 100х20 см, с под­шитыми краями из хлопчатобумажной ткани. На пеленке в виде густых мазков темно-зеленого цвета разбросаны сухие «помарки», слегка лоснящиеся. Кое-где по помаркам рассеяны одиночно или по 2—5 штук прямые волоконца, присох­шие к пеленке, напоминающие по внешнему виду волоски первородного кала, длиной до 1 см или немного более. Судебно-медицинское исследование. Корочка с помарки вместе с волоконцами, подозрительными на первородный кал, поло­жена в часовое стеклышко с водой для вымачивания. По ее набухании она осто­рожно стеклянной палочкой разделяется на мелкие части, а по вымокании по­следних размещаются в воде до образования однородной нежной взвеси.

При микроскопическом исследовании грубых мазков из взвеси с ма­лым увеличением видны волоски первородного кала, большое количество плоских клеток, а на тонких мазках с более сильным увеличением — овальные, однородные, желтоватые тела (мекониевы тела), изредка кри­сталлы холестерина, жировые капельки, зернистый распад и полоски слизи. Гистологическая картина одинаковая во всех местах помарок.

Заключение эксперта: на основании присутствия мекониевых тел за­ключаю, что помарки на пеленках — следы первородного кала. Принимая во внимание, что в исследуемом первородном кале повсеместно встречаются волоски и плоские клетки кожи, полагаю, что кал принадлежит плоду в возрасте девяти и более лунных месяцев, т.е. близок к доношенности, и следовательно, если не имел врожденной патологии, был жизнеспособным.

Судебно-медицинский эксперт Катий А.В.

Генная дактилоскопия

Данная методика используется в антропологии и медицин­ской генетике. Она начала широко внедряться в практику судебно-медицинской экспертизы только в последние годы. С по­мощью различных гистохимических тестов установлено, что в состав хромосом входят комплексы белка с дезоксирибонуклеиновой кислотой (ДНК). В настоящее время анализ участков ДНК прочно вошел в практику судебно-биологических исследо­ваний для идентификации личности, установления родства, оп­ределения пола. Эти исследования возможны с минимальным количеством материала, даже частично разрушенным, и приме­нимы для любых тканей, из которых можно выделить ДНК. На­пример, кровь, слюну, сперму, их пятна, а также волосы.

Пример («Комсомольская правда», 18 июня 1997 г.).

После землетрясения на Сахалине осталась в живых трехмесячная девочка. Два года после землетрясения О. и А. оспаривали отцовство. Один из пап во время трагедии был в командировке, другой — в больнице. Отцам помогли в лаборатории генной дактилоскопии при бюро Главной судебно-медицинской экс­пертизы Министерства здравоохранения РФ. О. был признан отцом ребенка.

В системе судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения РФ функционирует шесть лабораторий судебно-генетических исследований: в Москве, Новосибирске, Екате­ринбурге, Владивостоке, Казани и Ростове-на-Дону.

Основные вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при исследовании других выделений

1. Имеются ли биологические выделения на исследуемом объекте?

2. Принадлежат ли они человеку или животному (при необхо­димости устанавливают, какому виду животных они принадлежат)?

3. Могут ли биологические выделения принадлежать кон­кретному лицу (с этой целью исследуются группы различных эритроцитарных, сывороточных и ферментных систем)?

Эти вопросы почти всегда интересуют следствие и неизменно ставятся перед экспертом-биологом. С учетом обстоятельств дела судебно-биологическая экспертиза решает и другие вопросы:

1. Какова давность образования следов биологических выделений?

2. Какое количество излившейся биологической жидкости образовало то или иное пятно?

Контрольные вопросы

1. В каких случаях производится экспертиза слюны, мочи, по­та и других выделений биологического происхождения?

2. Какие основные вопросы решаются судебно-медицинской экспер­тизой при исследовании выделений человека?

Наши рекомендации