Проблемы в области здравоохранения и мероприятия по их устранению

В Новороссийске функционирует региональная система здравоохранения, имеющая эффективные и стабильные финансово-экономические и организационные механизмы взаимодействия всех ее участников. Для дальнейшего улучшения состояния здоровья населения необходима практическая реализация мероприятий.

Региональной программы модернизации системы здравоохранения города Новороссийска, финансовое наполнение которой в 2031-2014 годах позволит повысить качество и доступность медицинской помощи населению, улучшить медико-демографическую ситуацию.

Основные задачи Программы:

1. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений.

2.Внедрение современных информационных систем в здравоохранение.

3. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи.

На основе проведенного анализа деятельности системы предоставления медицинской помощи в Новороссийске, а также обеспечивающей ее инфраструктуры определен перечень учреждений здравоохранения, на базе которых запланировано этапное оказание медицинской помощи на территории субъекта. Все лечебно-профилактические учреждения разделены на группы, различающиеся по уровню и диапазону оказываемых медицинских услуг (ЛПУ 1, 2, 3, 4, 5 уровней и 1,2,3, группы для учреждений службы родовспоможения), что будет способствовать, наряду с обеспечением всеобщего и равного доступа к гарантированным государством объемам медицинской помощи со стандартным уровнем качества, повышению на этой основе экономической эффективности работы отрасли.

Для ряда учреждений из этого перечня сформированы мероприятия по осуществлению текущего и капитального ремонта, оснащению оборудованием в соответствии с утвержденными Минздравсоцразвития России порядками оказания медицинской помощи (по профилям) согласно приоритетным направлениям развития системы оказания медицинской помощи, которые будут способствовать улучшению показателей здоровья населения Новороссийска по группам заболеваний с наиболее высокими значениями распространенности и смертности.

В рамках Программы в 2013-2014 годы в целях укрепления материально-технической базы медицинских учреждений города Новороссийска и содержания их основных фондов в 20% учреждений здравоохранения города

планируется произвести выборочный или полный капитальный ремонт помещений, внутренних и наружных инженерных сетей. Решение этой задачи позволит не только поддерживать здания в удовлетворительном работоспособном техническом состоянии, но и создать комфортные и безопасные условия пребывания пациентов и персонала в зданиях учреждений здравоохранения, привести их в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи.

Продолжится внедрение мероприятий по дальнейшему наращиванию объемов и качества медицинской помощи, оказываемой населению в первичном звене здравоохранения. Профилактическое направление определено приоритетным в деятельности первичной медико-санитарной помощи, запланировано дальнейшее расширение деятельности центров здоровья для взрослых и детей, основными задачами которых являются мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье, консультирование и обучение населения навыкам здорового образа жизни, динамическое наблюдение за группами риска, мониторинг показателей здорового образа жизни, внедрение современных медико-профилактических технологий в деятельность учреждений здравоохранения, координация межведомственной работы по укреплению общественного здоровья.

В целях развития и приближения к населению специализированной амбулаторной помощи для проведения эффективного диспансерного наблюдения и реабилитации кардиологических больных, своевременного выявления и направления пациентов, нуждающихся в проведении высокотехнологичных видов лечения, на консультацию в профильные клиники, планируется в поликлиниках центральных районных и городских больниц всех муниципальных районов и городских обеспечить функционирование кабинетов врачей-кардиологов. В 2014 году дополнительно будет организована работа 5 кабинетов врачей-кардиологов.

В целях раннего выявления онкологических заболеваний, своевременной и эффективной маршрутизации онкологических больных в 2014 году планируется открытие 2 первичных онкологических кабинетов в центральных районных больницах. Будут созданы дополнительные условия для обеспечения паллиативной медицинской помощи онкологическим больным.

Кроме того, планируется оснащение учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь больным с онкологическими заболеваниями (организация скрининга), межтерриториальных диагностических центров для обследования лиц с подозрением на онкологические заболевания, необходимым диагностическим оборудованием - эндоскопическим, ультразвуковым, рентгенологическим, а также аппаратами для оцифровки рентгеновских изображений.

В рамках Программы запланировано дополнительное оснащение медицинским оборудованием межрайонных медицинских центров в соответствии с порядками оказания медицинской помощи больным кардиологического, неврологического, онкологического, хирургического профилей, пострадавшим от травм; центров по акушерству и гинекологии, педиатрии.

В 2013-2014 годах получит развитие аритмологическая служба в кардиологии, поскольку нарушения ритма сердца, наряду с острым инфарктом миокарда, являются одной из основных причин смерти при сердечно-сосудистых заболеваниях.

Потребность в оперативном лечении больных с нарушениями ритма сердца составляет более 650 в год, в проведении коронароангиографии - 4000 исследований ежегодно, в хирургической и эндоваскулярной коррекции коронарных сосудов – около 1000 пациентов в год.

В целях удовлетворения потребности населения в специализированной кардиологической, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, сокращения сроков ожидания пациентами лечебно-диагностических мероприятий планируется ,в соответствии со стандартами (стационарные и портативные ультразвуковые аппараты для ультразвукового исследования сердца и сосудов, электрокардиографы, кардиомониторы, ангиограф, лабораторное оборудование; дооснащение реанимационного отделения, в том числе для лечения больных с полиорганной недостаточностью и др.).

Для повышения эффективности проводимых реабилитационных мероприятий больных с сердечно-сосудистой патологией, снижения инвалидности, отделение реабилитации будет оснащено современным физиотерапевтическим и оборудованием для проведения лечебной физкультуры больным, перенесшим острый инфаркт миокарда и операции на сердце.

На 2013-2014 годы определены основные мероприятия, реализация которых повысит уровень выявляемости онкологических больных на первых стадиях заболевания и будет способствовать качественному оказанию специализированной медицинской помощи, что позволит достичь высокого уровня выживаемости больных

В основу модернизации системы предоставления стационарной помощи детям в 2013-2014 годы положен принцип централизации медицинской помощи в межрайонных детских центрах, число которых должно быть доведено до 10 за счет сокращения детских отделений в ряде муниципальных учреждений здравоохранения, с территориальным закреплением муниципальных образований и городских округов с учетом транспортной доступности.

Устойчивость работы и поступательность развития системы здравоохранения определяющим образом зависит от стабильности объемов финансирования отрасли. В 2013-2014 годы планируется совершенствование управления финансовыми потоками отрасли здравоохранения, предусматривающее поэтапный переход к 2015 году на одноканальное финансирование учреждений здравоохранения через систему ОМС, которое должно обеспечить повышение эффективности использования ресурсов и качества медицинской помощи.

Реализация Программы позволит достичь к 2015 году снижения уровня общей смертности населения до 7,4 на 1000 населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни до 70,6 лет. Уровень младенческой смертности не должен превышать 5,3 на 1000 родившихся живыми; уровень смертности населения в трудоспособном возрасте - 254,5 на 100 000 населения соответствующего возраста, в том числе по основным причинам: от болезней системы кровообращения – до 88,0; от онкологических заболеваний – до 59,5; в результате всех видов транспортных травм – до 11,54.

Прогнозируется увеличение удовлетворенности потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения на территории города Новороссийска до 47,8%.

Таким образом, реализация намеченных мероприятий позволит развить систему здравоохранения в городе Новороссийске и будет способствовать укреплению состояния здоровья населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уже более десяти лет национальную политику здравоохранения России именуют «переходной». В этих условиях встает вопрос о роли государства в избрании и проведении в жизнь национальных приоритетов здоровья. Как известно, здоровье человека и общества детерминировано экономической, социальной и политической средой обитания человека и должно наряду с равенством и устойчивым развитием рассматриваться в качестве главного приоритета в процессе принятия политических решений на всех уровнях. Политика укрепления здоровья включает в себя различные методы регулирования социальной среды в нужном для этого направлении. Прежде всего она предполагает наличие «сильного» законодательства.

На устаревшие подходы в системе финансирования сети учреждений исходя из фактических затрат, отсутствие конкуренции и барьеры на пути привлечения частного сектора к оказанию бюджетных услуг акцентировал внимание Президент РФ как в бюджетном послании Федеральному Собранию от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах" так и в Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 г.

В медико-демографической ситуации имеют место определен­ные позитивные сдвиги, результатом которых явилось увеличение ожидаемой про­должительности жизни населения города Новороссийска в 2013 году до 68,98 лет.

Тенденция роста рождаемости характерна как для городской, так и для сель­ской местности. В сельской местности она традиционно выше, чем в городе, соот­ветственно 13,0 и 12,5 на 1000 населения. В 2013 году по сравнению с 2014 годом.

Снижение младенческой смертности произошло практически по всем при­чинам смерти, в том числе от болезней органов дыхания на 80,6%, от состояний перинатального периода - на 54,1%, от врожденных аномалий - на 46,2%, от внеш­них причин - на 1,8%.

В развитии отрасли здравоохранения в 2013 году особое внимание было уде­лено вопросам повышения доступности и качества медицинской помощи населе­нию города на основе реализации Стратегии социально-экономического раз­вития города Новороссийска до 2020 .

Таким образом, реализация намеченных мероприятий позволит развить систему здравоохранения в городе Новороссийске и будет способствовать укреплению состояния здоровья населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. – 2013. – 21 янв. – С. 3-5.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. - № 29. – Ст. 3604.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собрание законодательства РФ. – 2010. - №19. - Ст. 2291.

4. Бурджалов Ф. Э. Реформа здравоохранения в США : (социально-экономические аспекты) / Ф. Э. Бурджалов / / Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - N 10. - С. 44-55.

5. Гильмундинов В. М. Состояние здоровья населения России и причины его ухудшения / В. М. Гильмундинов, Л. К. Казанцева, Т. О. Тагаева / / ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. - 2012. - N 2. - С. 125-143.

6. Докторович А. Б. Развитие социального и человеческого потенциала как ключевая проблема России в XXI веке / А. Б. Докторович / / Россия и современный мир. - 2011. - N 1. - С. 71-80.

7. Колоколов Г. Р. Медицинское право : учебное пособие / Г. Р. Колоколов, Н. И. Махонько . - М. : Дашков и К' , 2009. - 451 с.

8. Лебедев А. А. Превентивная медицина - медицина XXI века / А. А. Лебедев, М. В. Гончарова / / Национальные проекты. - 2010. - N 12. - С. 40-43.

9. http://www.rosvlast.ru

10. http://www.med.cap.ru

[1] Колесников С.И. Время принятия Кодекса законов об охране здоровья скоро придет…// Управление здравоохранением. - №1. - 2011. - С. 8—14.

[2] Долан Э.Д., Линдей Д.Е. Рынок. Микроэкономическая модель.. – СПб., 1992. - С. 92.

[3] Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, ИНФРА-М, 2007. -С.76.

Наши рекомендации