Предпосылки, сущность и основные направления реформы сестринского дела в России
Сестринское дело является важнейшей составной частью системы здравоохранения, областью деятельности, направленной на решение проблем индивидуального и общественного здоровья населения в меняющихся условиях окружающей среды.
Роль и задачи медсестры определяются историческими, социальными и культурными факторами, а так же общим уровнем состояния здоровья того или иного общества. Как наука сестринское дело опирается на знания, проверенные на практике.
На протяжении нескольких десятилетий в России вопросам сестринского дела не уделялось должного внимания. Развитие сестринских технологий с учетом современной науки в развитых странах привело к отставанию сестринского дела в России.
Реформа сестринского дела в нашей стране началась в 1993 году. На международной конференции "Новые сестры для новой России" была принята философия сестринского дела, положившая начало этому процессу. Постановлением Правительства РФ от 05.11.97 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в РФ" предусмотрено осуществление реформы, направленной на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населения в условиях формирования рыночных отношений.
Сущность реформы заключается в осуществлении необходимых изменений в кадровой политике на основе научно-обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, обеспечения рационального соотношения и партнерства между врачами и сестринским персоналом, возрождению категории младшего медицинского персонала, организации новых видов помощи, связанных не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья. В настоящее время в нашей стране изучается международный опыт, проводится его анализ, коррекция и адаптация к социально-экономическим условиям с учетом традиций народов Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения РФ N 4 от 9 января 2001 года утверждена отраслевая программа развития сестринского дела в РФ, отражающая сущность реформы сестринского дела. Сестринское дело располагает значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями. Сегодня в России около 1,5 млн. средних медицинских работников. Это самая массовая медицинская профессия.
Основными целями и задачами реформы сестринского дела являются:
1. Формирование оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли средних медицинских работников, совершенствование системы управления.
2. Создание новой концептуальной российской модели сестринского дела. В каждой модели отражаются основные принципы первичной медико-социальной помощи (ПМСП). Еще сегодня действует медицинская (традиционная) модель, автором которой является Ф. Найтингейл. В данной модели одним из составляющих элементов является роль медсестры как помощника врача с крайне ограниченной профессиональной самостоятельностью.
3. Внедрение новых технологий в сестринском деле, биоэтических, профессиональных подходов, способных удовлетворить потребность населения в доступной медицинской помощи;
4. Усиление профилактической направленности здравоохранения.
5. Проведение системных преобразований в сестринском деле - в области образования, научных исследованиях, практическом здравоохранении, содействие в создании и развитие профессиональных сестринских ассоциаций.
6. Повышение статуса сестринского персонала как профессионального, так и социального, обеспечение социальной защищенности специалистов сестринского дела и многое другое.
Подготовку специалистов сестринского дела и внедрение сестринского процесса в лечебно-профилактические учреждения относят к первоочередным задачам органов здравоохранения. Для рационального и эффективного использования имеющегося кадрового потенциала важное значение в сложившейся ситуации приобретает формирование государственной политики в области сестринского дела и повышение ответственности органов власти всех уровней за ее реализацию.
В этой связи в контексте Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации разработана Государственная программа развития сестринского дела. Программа была разработана в соответствии с приказом Минздрава РФ от 31 декабря 1997 года N 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации".
Определены следующие направления развития и совершенствования деятельности сестринского персонала:
первичная медико-санитарная помощь с акцентом на профилактическую работу;
лечебно-диагностическая помощь, в том числе обеспечение интенсивного стационарного лечения и ухода;
реабилитационная помощи и медико-социальная помощь хроническим больным, старикам и инвалидам;
медико-социальная помощь инкурабельным больным и умирающим.
Задачи реформированиясестринского дела определяются установленными направлениями развития профессии, а именно:
повышение роли сестер в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев и т.д.,
обучение населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными, расширение участия сестринского персонала в новых формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и др.
В связи с реструктуризацией коечного фонда стационаров по интенсивности лечебно-диагностического процесса важное значение приобретает профилизация деятельности и рациональное использование сестринского персонала. Возрастает потребность в кадрах, умеющих работать на современной медицинской аппаратуре, обеспечивающей мониторинг состояния пациентов, владеющих сестринским процессом, основами психологии, обеспечивающих всесторонний комплексный уход и реабилитацию пациента.
Сокращение длительности госпитального этапа предусматривает интенсификацию сестринского процесса в стационаре и распространение практики ведения планов сестринского ухода и документирование деятельности сестер. Особое внимание планируется уделить формированию административно-управленческого направления сестринского дела, так как определяющая роль в организации всех направлений деятельности сестринского персонала принадлежит руководителям сестринских служб различных уровней.
Сделаны первые шаги в совершенствовании управления сестринскими службами. Введена новая номенклатурная единица - главный специалист по сестринскому делу органа управления здравоохранения субъектов Федерации. Вводится должность заместителя главного врача по работе с сестринскими кадрами, в крупных ЛПУ - несколько должностей главных сестер, а также такая новая единица, как сестра-преподаватель.
Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся дисбаланс в соотношении между врачами и сестринским персоналом ставят на повестку дня задачу реорганизации системы планирования и распределения кадрового потенциала. Эта реорганизация позволит изменить соотношение врач/сестринский персонал в сторону увеличения последнего, с передачей сестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами. С целью обеспечить соответствующий уровень профессиональной готовности и квалификации специалистов, гарантирующий качество предоставляемых населению медицинских услуг, выдвигается задача создания эффективной системы сертификации и аттестации.
Реформирование здравоохранения не могло не затронуть систему медицинского и фармацевтического образования. От того, по какому руслу пойдут реформы образования, каково будет их наполнение, зависит, какими будут выпуски специалистов с медицинским образованием в 21 веке. Главной целью реформы образования является подготовка совершенно нового поколения специалистов, хорошо знающих свое дело, ориентированных на достижение высоких результатов в охране здоровья населения, воспитанных в духе лучших традиций и достижений отечественной и мировой культуры, способных работать в условиях рыночной экономики и демократического общества.
Принятые в последние годы законы и постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента России по вопросам здравоохранения и образования выдвигают требования повышения качества базовой и последипломной подготовки кадров.
Профессиональное образование. Профессиональный рост специалистов со средним медицинским образованием может способствовать подъему престижа в обществе. Отсюда особое место в условиях реформы здравоохранения занимает система дополнительного профессионального образования.
Минздраву России, одному из немногих ведомств, удалось не только сохранить систему повышения квалификации, но и дать определенный импульс для ее развития. В связи с выходом приказа Минздрава России от 19.08.97 N 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" был пересмотрен перечень направлений дополнительного профессионального образования, новый перечень был утвержден приказом Минздрава России от 05.06.98 N 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием".
Перед системой профессионального образования стоит задача обеспечить дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребностей населения и рынка услуг. Важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи населению является развитие государственной системы многоуровневой подготовки сестринских кадров. Система включает четыре профессионально-образовательных уровня, каждому из которых соответствует обязательный минимум содержания и продолжительности подготовки по специальности:
базовый уровень в колледжах и училищах;
повышенный уровень в колледжах;
высшее сестринское образование в вузах;
послевузовское образование (интернатура, ординатура и аспирантура).
Высшее образование. Особое место в условиях реформы здравоохранения и повышения престижа сестринской специальности как в отрасли, так и в обществе в целом занимает высшее сестринское образование. Решение всех вопросов по реформированию системы подготовки сестринских кадров осуществлялось на основе предложений практического здравоохранения. В 1995 г. впервые в России двухмиллионное звено медицинских работников пополнилось новыми молодыми специалистами - медицинскими сестрами с высшим образованием. В том же году в России защищена первая докторская диссертация по проблемам подготовки сестринских кадров, эту работу выполнила декан факультета высшего сестринского образования Медицинской академии им. И.М. Сеченова Г.М. Перфильева.
Однако потребность практического здравоохранения в использовании сестринского потенциала реализуется не полностью, так как остается несовершенной правовая основа деятельности специалистов сестринского дела, механизмов ее регулирования, средств и методов социальной защиты. В качестве приоритетного направления развития медицинской науки Министерство здравоохранения Российской Федерации рассматривает развитие научных исследований в области сестринского дела и смежных с ним дисциплинах.
Научные исследования призваны обеспечить практику новейшими разработками и идеями. Отсутствие системных научных исследований в области сестринского дела не позволяет, в частности, дать обоснованных рекомендаций по рациональному использованию кадровых ресурсов.
Таким образом, можно заключить, что среди направлений реформирования сестринского дела в России четко наметились те моменты, которые были предложены ВОЗ еще в 70-е годы и по неизвестным причинам не приняты в нашей стране, а именно:
- сестринский процесс,
- многоуровневая подготовка специалистов,
- менеджмент,
- сестринские исследования.
Лекция 2.1.3. Философия сестринского дела. Биоэтика.
Философия (от греч. люблю и мудрость, любовь к мудрости) - это форма духовной деятельности человека, в которой находят свое отражение вопросы целостной картины мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Из философии мы заимствуем формы мышления, другие философские категории (причина, сущность и т. д), без которых не может обойтись ни одна наука.
Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, которые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсуждаются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры.
На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля - 14 августа 1993 года в Голицино, вводятся новые термины и понятия в сестринское дело. Согласно международной договоренности, философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях:
1. Пациент.
2. Сестра, сестринское дело.
3. Окружающая среда.
4. Здоровье.
Пациент - человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.
Сестра - специалист с профессиональным образованием, разделяющая философию сестринского дела и имеющая право на сестринскую работу.
Сестринское дело - часть медицинского ухода за пациентом, его здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.
Окружающая среда - совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, в которых протекает жизнедеятельность человека.
Здоровье - динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации, средство жизни.
Основными принципами философии сестринского дела являются: уважение к жизни, достоинству, правам человека. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.
Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом и ответственность общества перед медицинской сестрой. Общество обязано признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать, поощрять его через издания законодательных актов.
Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы с пациентом.
Сестра, разделяющая принятую философию, принимает на себя следующие этические обязанности (правильно или неправильно мы поступаем):
говорить правду; делать добро; не причинять вреда; уважать обязательства других; держать слово; быть преданной; уважать право пациента на самостоятельность.
Согласно теории сестринской философии цели, к которым стремится сестра, т.е. результаты ее деятельности, называются этическими ценностями (идеалами):
профессионализм; здоровье; здоровая окружающая среда; независимость; человеческое достоинство; забота (уход).
Философия сестринского дела определяет и личные качества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра - добродетели, определяющие что является добром, а что злом в людях: знание; умение; сострадание.
Этические принципы определяют Этический Кодекс медсестры в каждой из стран, в том числе и в России, и являются стандартами поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры. Этический Кодекс медсестер России принят на III Всероссийской конференции по медсестринскому делу в июне 1996 г., рассмотрен Этическим комитетом России и одобрен Минздравом в апреле 1997 года, вступил в действие. Президентом Ассоциации медсестер России является Валентина Саркисова, г.Санкт-Петербург.
Цель сестринского дела - укрепление, сохранение здоровья и предотвращение заболеваний, планирование и оказание помощи во время болезни и реабилитации с учетом всех составляющих здоровья для обеспечения максимальной физической, психической и социальной независимости человека от болезни и окружающих. Цель современного сестринского дела - так организовать сестринскую помощь, включить в план своей работы такие мероприятия и так выполнить их, чтобы, несмотря на болезнь, человек и его семья смогли реализовать себя, повысить качество жизни.
На медицинскую сестру возложены четыре служебные функции или задачи.
Первая: состоит в обеспечении и руководстве сестринской помощью, будь то содействие, профилактика, лечение, реабилитация или поддержка отдельных лиц, семей или группы. Эти функции наиболее эффективны, если они осуществляются, как серия логических шагов, известных в качестве процедуры сестринского дела.
Из этого следует: "пациентом" медицинской сестры являются не только конкретный человек, но семья и группы людей, а сестринская помощь эффективна и безопасна.
Второй функцией является обучение больных, клиентов и персонала медико-санитарной помощи.
Для успешного выполнения плана сестринской помощи медицинская сестра должна привлечь человека, семью и близких ему людей к активному участию в сестринском процессе. Она должна оценить уровень их знаний, желание к сотрудничеству, возможности и условия для обучения.
Таким образом, медицинская сестра, выполняя вторую - обучающую функцию, выступает как учитель человека, семьи, групп людей принципам и соблюдению здорового образа жизни, профилактики заболеваний, приемам само и взаимопомощи. Как главная или старшая медицинская сестра она обучает других медицинских сестер новым методам сестринской помощи. Соблюдение медицинской сестрой принципов этики, не унижения достоинства тех, кого она обучает, является важным условием достижения положительного результата задач обучения.
Третья функция медицинской сестры - работа в качестве эффективного члена бригады медико-санитарной помощи.
Сотрудничество с больным, семьей, родственниками, персоналом своего подразделения при передаче смены, дежурства, при обсуждении состояния и проблем больного - важный компонент эффективной и безопасной сестринской помощи. Необходимо сотрудничество и с другими учреждениями и службами, например, социально-психологической помощи. Так, медицинские сестры больницы и поликлиники могут обсуждать план сестринской помощи при выписке больного домой, целесообразность подключения к выполнению плана социального работника, психолога и работника коммунальных служб, что способствует преемственности в работе, её качеству и безопасности.
Четвертой функцией является развитие практики сестринского дела, что предполагает:
научные исследования,
использование новых методов работы,
расширение знаний, развитие практики сестринского дела и образования, определение наиболее актуальных направлений научных исследований,
использование при проведении научных исследований принятых культурных, этических и профессиональных стандартов.
Направлениями исследований могут быть:
проблемы физические, психические и социальные, связанные со здоровьем человека, его семьи и группы лиц;
вопросы организации, планирования и работы служб сестринской помощи, рационального использования ресурсов здравоохранения, положения медицинских сестер в обществе;
научное обоснование необходимости внедрения в практику новых методов и технологий сестринской помощи, программ и учебных планов многоуровневой системы подготовки специалистов сестринского дела;
разработка стандартов и нормативов сестринской практики и образования, что поможет научно обосновать критерии точности диагностики проблем пациента, сестринских диагнозов, качества и эффективности работы медицинской сестры и сестринской службы.
Cестринская деонтология
Сестринская деонтология - наука о долге сестры перед пациентом и обществом, ее профессиональном поведении, является частью сестринской этики.
Наш соотечественник А.П. Чехов писал: "Профессия медика - подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это".
Сестре и врачу доверяется самое дорогое - жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством. К сожалению, и сейчас встречаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого. Эти явления недопустимы. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.
Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и оценить изменения в физическом и психическом состоянии пациента.
Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную стабильность.
Культуру поведения сестры можно разделить на два вида:
1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.
2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид.
Основными качествами сестры, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:
Скромность - простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе.
Справедливость - самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что два начала справедливости это: "Никому не вредить и приносить пользу обществу".
Честность - должна соответствовать всем делам медицинского работника, стать основой его повседневных помыслов и стремлений.
Доброта - неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека.
Хороший человек - это прежде всего такой человек, который относится доброжелательно к окружающим его людям, понимает их горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, помогает и словом, и делом.
Что такое внешняя культура сестры?
1. Внешний вид. Основное требование к одежде - чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают личность сестры, степень ее заботы, внимания к пациенту. "Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных" (Гиппократ).
Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгое исполнение профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к сестре, у которой взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медсестра должна держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.
2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь сестры должна быть четкой, негромкой, умеренно эмоциональной, вежливой. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: "бабулька", "голубушка". Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: "диабетик", "язвенник", "астматик", так говорить неэтично.
Бывает, что речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры как бы отгораживают сестру от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, у пациента вызывают негативную реакцию.
Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:
1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.
2. Сострадание.
3. Доброжелательность.
4. Бескорыстие.
5. Трудолюбие.
6. Учтивость.