Тема практического занятия: Анатомо-физиологические особенности и методика клинического обследования органов пищеварения (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация).

Место: учебная комната в гастроэнтерологическом отделении.

Профессиональная ориентация студентов. В последние годы наблюдается роста патологии органов пищеварения у детей и подростков. Органы пищеварения ребенка имеют ряд морфологических и функциональных особенностей, без учета которых не могут быть правильно оцененные результаты клинического обследования и поставленный клинический диагноз. Знание анатомо-физиологических особенностей травной системы дают возможность организовать рациональный пищевой режим и уход за ребенком. В работе врача важное значение имеют практические привычки с методики обследования травной системы. Распознавание основных симптомов поражения обеспечивает раннюю диагностику патологии травного канала и позволяет выбрать диагностические алгоритмы. Постановка клинического диагноза базируется на основе четкого знания симптоматики поражений травной системы, которая имеет значение для своевременного начала лечения.

План проведения занятия

Элементы практического занятия Время (минуты)
1.   2. 3.     4.   5. 6.   7. Проверка присутствующих. Оглашение темы и цели занятия и его актуальность. Входной контроль и его анализ. Теоретический разбор материала относительно анатомо-физиологических особенностей и ембриогенеза органов пищеварения. Демонстрация методики клинического обследования пищеварительной системы у детей. Распределение больных для курації . Самостоятельная курация больных. Разбор больных. Подпись протоколов. Выводы и конечная оценка знаний и умений студентов и задания для самостоятельной подготовки к следующему занятию. 5 мин   15 мин     15 мин   10 мин 5 мин   15 мин   10 мин   Итого: 80 мин

Перечень теоретических вопросов:

1) Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей разного возраста и их клиническое значение.

2) Методика клинического обследования больного с патологией органов пищеварения:

а) опрашивание;

б) особенности осмотра: положение в кровати, осмотр ротовой полости, кожи, осмотр живота, участки анального отверстия, испражнений;

в) поверхностная и глубокая методическая пальпация кишечника, желудка, печени, поджелудочной железы;

г) болевые зоны и точки поджелудочной железы;

д) симптомы при холецистопатиях у детей;

е) особенности перкуссии, определение границ печени за Курловым;

ж) особенности аускультации кишечника.

Методика проведения практического занятия:

• После проверки присутствующих и объявление темы занятия с подчеркиванием ее актуальности преподаватель проводит письменный входной контроль знаний.

• Теоретический разбор материала.

• В палате отделения преподаватель демонстрирует методику клинического обследования больного с патологией травной системы.

• Преподаватель распределяет больных для самостоятельного обследования, дает задание.

  №     Задача   Указания преподавателя студентам   Примечание
1.     2.   Собрать анамнез у больного с патологией пищеварительной системы.   Провести объективное обследование пищеварительной системы.   Алгоритм сбора анамнеза • Анамнез болезни: а) начало заболевания; б) первые клинические симптомы; в) проводилось ли лечение, которыми препаратами? г) динамика заболевания д) жалобы больного моментом курирования • Анамнез жизни: а) ход беременности у матери; б) ход родов; в) состояние здоровья ребенка в период новорожденности и грудного возраста; г) заболеваемость ребенка; д) наличие аллергических реакций; е) наследственность больного.   Алгоритм практической работы студента 1) осмотр больного: положение в кровати, осмотр ротовой полости, осмотр живота; 2) поверхностная и глубокая методическая пальпация кишечника, желудка, печени, поджелудочной железы; 3) болевые зоны и точки поджелудочной железы; 4) симптомы при холецистопатиях у детей; 5)перкуссия, определение границ печени за Курловым; 6)аускультация кишечника.     Необходимо задавать вопрос, которые касаются травной системы.   Необходимо указать факторы риска развития заболевания травной системы.   Обследование больного проводить с учетом возрастных особенностей ребенка.    

• Преподаватель проводит разбор больных

• Преподаватель проводит исходный контроль знаний студентов по данной теме с использованием ситуационных клинических задач.

9) Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задачу для самостоятельной подготовки к следующему занятию.

Наши рекомендации