Тема практического занятия: Анатомо-физиологические особенности и методика клинического обследования органов пищеварения (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация).
Место: учебная комната в гастроэнтерологическом отделении.
Профессиональная ориентация студентов. В последние годы наблюдается роста патологии органов пищеварения у детей и подростков. Органы пищеварения ребенка имеют ряд морфологических и функциональных особенностей, без учета которых не могут быть правильно оцененные результаты клинического обследования и поставленный клинический диагноз. Знание анатомо-физиологических особенностей травной системы дают возможность организовать рациональный пищевой режим и уход за ребенком. В работе врача важное значение имеют практические привычки с методики обследования травной системы. Распознавание основных симптомов поражения обеспечивает раннюю диагностику патологии травного канала и позволяет выбрать диагностические алгоритмы. Постановка клинического диагноза базируется на основе четкого знания симптоматики поражений травной системы, которая имеет значение для своевременного начала лечения.
План проведения занятия
№ | Элементы практического занятия | Время (минуты) |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Проверка присутствующих. Оглашение темы и цели занятия и его актуальность. Входной контроль и его анализ. Теоретический разбор материала относительно анатомо-физиологических особенностей и ембриогенеза органов пищеварения. Демонстрация методики клинического обследования пищеварительной системы у детей. Распределение больных для курації . Самостоятельная курация больных. Разбор больных. Подпись протоколов. Выводы и конечная оценка знаний и умений студентов и задания для самостоятельной подготовки к следующему занятию. | 5 мин 15 мин 15 мин 10 мин 5 мин 15 мин 10 мин Итого: 80 мин |
Перечень теоретических вопросов:
1) Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей разного возраста и их клиническое значение.
2) Методика клинического обследования больного с патологией органов пищеварения:
а) опрашивание;
б) особенности осмотра: положение в кровати, осмотр ротовой полости, кожи, осмотр живота, участки анального отверстия, испражнений;
в) поверхностная и глубокая методическая пальпация кишечника, желудка, печени, поджелудочной железы;
г) болевые зоны и точки поджелудочной железы;
д) симптомы при холецистопатиях у детей;
е) особенности перкуссии, определение границ печени за Курловым;
ж) особенности аускультации кишечника.
Методика проведения практического занятия:
• После проверки присутствующих и объявление темы занятия с подчеркиванием ее актуальности преподаватель проводит письменный входной контроль знаний.
• Теоретический разбор материала.
• В палате отделения преподаватель демонстрирует методику клинического обследования больного с патологией травной системы.
• Преподаватель распределяет больных для самостоятельного обследования, дает задание.
№ | Задача | Указания преподавателя студентам | Примечание |
1. 2. | Собрать анамнез у больного с патологией пищеварительной системы. Провести объективное обследование пищеварительной системы. | Алгоритм сбора анамнеза • Анамнез болезни: а) начало заболевания; б) первые клинические симптомы; в) проводилось ли лечение, которыми препаратами? г) динамика заболевания д) жалобы больного моментом курирования • Анамнез жизни: а) ход беременности у матери; б) ход родов; в) состояние здоровья ребенка в период новорожденности и грудного возраста; г) заболеваемость ребенка; д) наличие аллергических реакций; е) наследственность больного. Алгоритм практической работы студента 1) осмотр больного: положение в кровати, осмотр ротовой полости, осмотр живота; 2) поверхностная и глубокая методическая пальпация кишечника, желудка, печени, поджелудочной железы; 3) болевые зоны и точки поджелудочной железы; 4) симптомы при холецистопатиях у детей; 5)перкуссия, определение границ печени за Курловым; 6)аускультация кишечника. | Необходимо задавать вопрос, которые касаются травной системы. Необходимо указать факторы риска развития заболевания травной системы. Обследование больного проводить с учетом возрастных особенностей ребенка. |
• Преподаватель проводит разбор больных
• Преподаватель проводит исходный контроль знаний студентов по данной теме с использованием ситуационных клинических задач.
9) Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задачу для самостоятельной подготовки к следующему занятию.