Системе. современное учение о регуляторных пептидах
Регуляторные пептиды – биологически активные пептиды, синтезируемые различными по происхождению клетками организм и участвующие в регуляции различных функций; среди них выделяют нейропептиды, которые секретируются нервными клетками и участвуют в осуществлении функций нервной системы.
Однако они обнаружены и за пределами ЦНС в ряде эндокринных желез, а также в других органах и тканях.
В онтогенезе регуляторные пептиды появились значительно раньше "классических" гормонов, т.е. обособления специализированных эндокринных желез. Это позволяет считать, что образование названных групп веществ запрограммировано в геноме раздельно и, следовательно, они являются самостоятельными.
Источниками регуляторных пептидов служат одиночные гормонпродуцирующие клетки, образующие иногда небольшие скопления. Эти клетки рассматривают как начальную форму эндокринных образований. К ним относятся нейросекреторные клетки гипоталамуса, нейроэндокринные (хромафинные) клетки надпочечников и параганглиев, клетки слизистой оболочки гастро-интестинальной системы, пинеалоциты эпифиза. Установлено, что эти клетки способны декарбоксилировать ароматические кислоты-предшественники нейроаминов, что позволило объединить их в единую систему (А. Pearse, 1976), получившую название АРUD-системы (по первым буквам английских слов Amine Precursor Uptake and Decarboxylating system – система захвата и декарбоксилирования предшественников аминов). Большое число пептидов (вазоактивный интестинальный пептид – ВИП, холецистокинин, гастрин, глюкагон) первоначально было обнаружено в секреторных элементах гастроинтестинального тракта. Другие (субстанция Р, нейротензин, энкефалины, соматостатин) были первоначально описаны в нервной ткани. Следует отметить, что в гастро-интестинальном тракте некоторые пептиды (гастрин, холецистокинин, ВИП и некоторые другие) присутствуют и в нервах и в эндокринных клетках.
Существование этой диффузной нейроэндокринной системы объясняют миграцией клеток из единого источника – нервного гребешка, из которого они включаются в ЦНС и в различные области организма, где превращаются в ЦНС – подобные клетки, секретирующие нейроамины (нейромедиаторы) и пептидные гормоны. Это объясняет присутствие нейропептидов в кишечнике, поджелудочной железе, клеток Кульчицкого в бронхах, а также делает понятным возникновение гормонально-активных опухолей легких, кишечника, поджелудочной железы. Апудоциты встречаются также в почках, сердце, лимфатических узлах, костном мозге, эпифизе, плаценте.
Основные группы регуляторных пептидов
(по Krieger)
Наиболее распространенной является классификация регуляторных пептидов, включающая следующие группы:
1) гипоталамические рилизинг-гормоны;
2) нейрогипофизарные гормоны;
3) пептиды гипофиза (АКТГ, МСГ, СТГ, ТТГ, пролактин, ЛГ, ФСГ,
b-эндорфин, липотропины);
4) гастро-интестинальные пептиды;
5) другие пептиды (ангиотензин, кальцитонин, нейропептид Y).
Для ряда пептидов установлена локализация содержащих их клеток и распределение волокон. Описано несколько пептидэргических систем мозга, которые разделяют на два основных вида.
1. Длинные проекционные системы, волокна которых достигают отдаленных областей мозга. Например, тела нейронов семейства проопиомеланокортина расположены в аркуатном ядре гипоталамуса, а их волокна достигают миндалины и околоводопроводного серого вещества среднего мозга.
2. Короткие проекционные системы: тела нейронов расположены нередко во многих областях мозга и имеют локальное распределение отростков (вещество П, энкефалины, холецистокинин, соматостатин).
Многие пептиды присутствуют в периферический нервах: например, вещество П, ВИП, энкефалины, холецистокинин, соматостатин обнаружены в блуждающем, чревном и седалищном нервах. Мозговое вещество надпочечников содержит большое количество препроэнкефалина А (мет-энкефалина).
Показано существование нейропептидов и нейротрансмиттеров в одном и том же нейроне: серотонин обнаружен в нейронах продолговатого мозга вместе с веществом П, допамин вместе с холецистокинином – в нейронах среднего мозга ацетилхолин и ВИП – в вегетативных ганглиях. О функциональном значении этого сосуществования позволяют судить следующие факторы: под влиянием физиологических концентрациях ВИП происходит выраженное увеличение чувствительности к ацетилхолину мускариновых рецепторов в подчелюстной железе котов, а антисыворотка к ВИП частично блокирует вазодилятацию, вызванную стимуляцией парасимпатических нервов.