Формирование коммуникативных навыков
СИЛЛАБУС
Наименование ВУЗа: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова
Кафедра: Русского языка
Дисциплина: Русский язык
Специальность: 051301 «Общая медицина»
Объем учебных часов: 270 часов (6 кредитов)
Курс и семестры изучения: 1 курс, 1-2 семестр
Алматы, 2015 г.
1. Общие сведения:
1.1. Наименование ВУЗа: Казахский Национальный Медицинский университет имени
С.Д. Асфендиярова
1.2. Кафедра: Русского языка
1.3. Дисциплина: Русский язык
1.4. Специальность: 051301 «Общая медицина»
1.5. Объем учебных часов: 270 часов (6 кредитов)
1.6. Курс и семестры изучения: 1 курс, 1-2 семестр
1.7. Сведения о преподавателях:
№ | Ф.И.О. | Должность |
1. | Жанпейс Улбосын Ахметжановна | зав. каф., проф. |
2. | Ботатаева Улжан Акылтаевна | завуч, ст. преп. |
3. | Байбурина Куралай Ахановна | преп. |
4. | Бекпентаева Ляйле Сандыбаевна | ст. преп. |
5. | Бердалиева Тамара Кундызбаевна | ст. преп. |
6. | Даркембаева Роза Джамхановна | доцент |
7. | Ермекбаева Гульзира Садубековна | преп. |
8. | Искакова Нурия Акпаевна | преп. |
9. | Кокенова Закира Конысбековна | ст. преп. |
10. | Котлярова Ирина Васильевна | преп. |
11. | Озекбаева Назым Асылгазиевна | и.о. доцента |
12. | Оспанова Жанат Айхимовна | ст. преп. |
13. | Турысбекова Гульмира Жумакановна | ст. преп. |
14. | Чумбалова Гульмайра Мухамедовна | доцент |
1.8. Контактная информация: г. Алматы, ул. Богенбай батыра 151, учебный корпус №2,
аудитории 123-132, телефон: 8(727) 338 70 90 (внт.7290, 7264).
1.9. Политика дисциплины:
В процессе изучения дисциплины необходимо:
● посещать все занятия (отработка пропущенных занятий принимается с разрешения деканата);
● студент несет ответственность за весь материал, изученный на пропущенном занятии;
●пропущенные по уважительной причине занятия отрабатывать в определенное время, назначенное преподавателем (при наличии письменного разрешения деканата);
● тщательно и систематически готовиться к занятиям;
● не опаздывать на занятия, активно участвовать в учебном процессе;
● все задания практических занятий должны быть выполнены и оформлены соответственно требованиям;
● выполнять задания по СРС на достаточном уровне и сдавать их в установленные сроки;
● студенты, не справившиеся с выполнением заданий рубежного контроля и не набравшие в течение учебного года необходимое количество баллов, к экзамену не допускаются.
Недопустимыми являютсяопоздания и уход с занятий; несамостоятельное выполнение заданий; несвоевременная сдача письменных работ.
2. Программа:
Введение.
Предметом профессиональной деятельности будущего врача общей практики являются оказание квалифицированной медицинской помощи взрослому и детскому населению при наиболее распространенных заболеваниях внутренних органов; оказание специализированной медицинской помощи в форме первичной медико-санитарной помощи; организация и проведение санитарно-гигиенической и противоэпидемической деятельности; планирование научных исследований и развитие педагогических навыков.
Одной из важнейших характеристик профессиональной деятельности является квалификация, степень развития способностей к труду, уровень профессиональной подготовленности, теоретические знания, практические навыки и коммуникативная компетентность врача.
Вузовский курс «Русский язык» ориентирован на формирование и развитие словесной культуры будущего врача общей практики в различных сферах речевой коммуникации: социально-бытовой, социально-культурной, общественной, учебно-профессиональной.
Рабочая программа включает 4 блока. Изучение первого блока нацелено на обобщение и систематизацию базового языкового материала, формирование представления о функционально-смысловых типах речи, основных функциональных стилях речи, их разновидностях, языковых особенностях и характерных жанрах научного стиля в рамках таких речевых тем, как «Здравоохранение РК», «Символы медицины», «Закон и право в медицине», «Строение человека. Опорно-двигательная система», «Пищеварительная система», «Система органов дыхания», «Нервная система».
Освоение второго блока направлено на ознакомление с особенностями профильно ориентированного текста и коммуникативными задачами медицинского дискурса в рамках следующих речевых тем: «Сердечно-сосудистая система», «Кровь и кровеносные сосуды», «Клетка – наименьшая единица живого организма», «Сенсорные системы. Органы чувств», «Иммунная система», «Кожа – защитный покров организма», «Эндокринная система. Обмен веществ», «Болезни и больной».
Содержание третьего блока ориентировано на привитие навыков компрессии профильно ориентированного текста, умений составлять конспекты, аннотации, рефераты, тексты по темам «Моя специальность», «Общие методы обследования больного», «Профилактика, лечение и уход», «Первая медицинская помощь», «Питание здорового человека. Режим питания», «Типы ЛПУ. Здравницы Казахстана», «Здоровье и здоровый образ жизни».
Четвертый блок нацелен на совершенствование культуры устной и письменной речи в профессиональной сфере в рамках тем: «Диада «врач – больной», «Вербальные и невербальные средства общения врача с пациентом», «Гиппократ – отец медицины. Клятва Гиппократа», «Правовая ответственность врача. Права пациента», «Ведение медицинской документации», «Врачебная этика. Деонтология», «Коммуникативная компетентность врача», «Культура речевого поведения врача».
2.2. Цель дисциплины– формирование у будущих врачей общей практики коммуникативной компетенции – умений и навыков, позволяющих использовать русский язык как средство профессионального общения (письменного и устного): производить обработку текстов по специальности для использования полученной информации в профессиональных целях: перевод, конспектирование, аннотирование, реферирование; осуществлять устное общение (аудирование, диалогическая и монологическая речь), участвовать в профессиональном общении на уровне базовой стандартности (В 2), (LSP).
2.3. Задачи обучения:
· обогащение словарного запаса студентов первого курса общенаучной и медицинской терминологией, коммуникативно-актуальной лексикой и синтаксическими конструкциями;
· привитие умений и навыков использования специальной литературы с целью получения профильно ориентированной информации;
· выработка умений и навыков построения логико-композиционной основы текста по специальности и его структурно-семантического анализа;
· формирование представлений у студентов об особенностях функционирования системы языка в медицинском дискурсе;
· развитие умений и навыков извлечения из медицинских текстов необходимой информации, её описания, обобщения и интерпретации с целью использования в учебно-профессиональном общении.
2.4. Конечные результаты обучения:
Формирование когнитивного компонента (знания)
· языковую норму и типы норм литературного языка;
· основные функции языка, виды и формы речи; функционально-смысловые типы речи;
· основные признаки медицинского текста как ведущей единицы в специальной системе речевой коммуникации;
· особенности функциональных стилей речи;
· знать характерные черты научного стиля, языковые (лексические, морфологические, синтаксические) особенности научной речи и жанров научного стиля и подстилей научного стиля (собственно-научного, научно-популярного, учебно-научного);
· структурно-смысловое членение научного текста.
Формирование операциональных навыков (практические навыки)
· определять тип и объем научной информации, заложенной в тексте (определение понятия, общая и квалификативная характеристика явления и его признаки, классификация предметов, характеристика составляющих /со/ противопоставление, тождество) явлений, характер контактов предметов; анализировать структурно-семантическую организацию текста: уметь составлять назывной, вопросный и тезисный планы;
· дифференцировать функциональные стили речи (разговорный, художественный, официально-деловой, публицистический и научный);
· составлять тезисы, конспекты, цитаты, аннотации, различные виды рефератов, рецензии, отзывы, резюме-выводы научных текстов.
Формирование коммуникативных навыков
· обмениваться мнениями о прочитанном;
· конструировать высказывания, выступления;
· дискутировать на заданную тему;
· участвовать в диалогах в определенных коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью.