Формирование коммуникативных навыков

СИЛЛАБУС

Наименование ВУЗа: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова

Кафедра: Русского языка

Дисциплина: Русский язык

Специальность: 051301 «Общая медицина»

Объем учебных часов: 270 часов (6 кредитов)

Курс и семестры изучения: 1 курс, 1-2 семестр

Алматы, 2015 г.

1. Общие сведения:

1.1. Наименование ВУЗа: Казахский Национальный Медицинский университет имени

С.Д. Асфендиярова

1.2. Кафедра: Русского языка

1.3. Дисциплина: Русский язык

1.4. Специальность: 051301 «Общая медицина»

1.5. Объем учебных часов: 270 часов (6 кредитов)

1.6. Курс и семестры изучения: 1 курс, 1-2 семестр

1.7. Сведения о преподавателях:

Ф.И.О. Должность
1. Жанпейс Улбосын Ахметжановна зав. каф., проф.
2. Ботатаева Улжан Акылтаевна завуч, ст. преп.
3. Байбурина Куралай Ахановна преп.
4. Бекпентаева Ляйле Сандыбаевна ст. преп.
5. Бердалиева Тамара Кундызбаевна ст. преп.
6. Даркембаева Роза Джамхановна доцент
7. Ермекбаева Гульзира Садубековна преп.
8. Искакова Нурия Акпаевна преп.
9. Кокенова Закира Конысбековна ст. преп.
10. Котлярова Ирина Васильевна преп.
11. Озекбаева Назым Асылгазиевна и.о. доцента
12. Оспанова Жанат Айхимовна ст. преп.
13. Турысбекова Гульмира Жумакановна ст. преп.
14. Чумбалова Гульмайра Мухамедовна доцент

1.8. Контактная информация: г. Алматы, ул. Богенбай батыра 151, учебный корпус №2,

аудитории 123-132, телефон: 8(727) 338 70 90 (внт.7290, 7264).

1.9. Политика дисциплины:

В процессе изучения дисциплины необходимо:

● посещать все занятия (отработка пропущенных занятий принимается с разрешения деканата);

● студент несет ответственность за весь материал, изученный на пропущенном занятии;

●пропущенные по уважительной причине занятия отрабатывать в определенное время, назначенное преподавателем (при наличии письменного разрешения деканата);

● тщательно и систематически готовиться к занятиям;

● не опаздывать на занятия, активно участвовать в учебном процессе;

● все задания практических занятий должны быть выполнены и оформлены соответственно требованиям;

● выполнять задания по СРС на достаточном уровне и сдавать их в установленные сроки;

● студенты, не справившиеся с выполнением заданий рубежного контроля и не набравшие в течение учебного года необходимое количество баллов, к экзамену не допускаются.

Недопустимыми являютсяопоздания и уход с занятий; несамостоятельное выполнение заданий; несвоевременная сдача письменных работ.

2. Программа:

Введение.

Предметом профессиональной деятельности будущего врача общей практики являются оказание квалифицированной медицинской помощи взрослому и детскому населению при наиболее распространенных заболеваниях внутренних органов; оказание специализированной медицинской помощи в форме первичной медико-санитарной помощи; организация и проведение санитарно-гигиенической и противоэпидемической деятельности; планирование научных исследований и развитие педагогических навыков.

Одной из важнейших характеристик профессиональной деятельности является квалификация, степень развития способностей к труду, уровень профессиональной подготовленности, теоретические знания, практические навыки и коммуникативная компетентность врача.

Вузовский курс «Русский язык» ориентирован на формирование и развитие словесной культуры будущего врача общей практики в различных сферах речевой коммуникации: социально-бытовой, социально-культурной, общественной, учебно-профессиональной.

Рабочая программа включает 4 блока. Изучение первого блока нацелено на обобщение и систематизацию базового языкового материала, формирование представления о функционально-смысловых типах речи, основных функциональных стилях речи, их разновидностях, языковых особенностях и характерных жанрах научного стиля в рамках таких речевых тем, как «Здравоохранение РК», «Символы медицины», «Закон и право в медицине», «Строение человека. Опорно-двигательная система», «Пищеварительная система», «Система органов дыхания», «Нервная система».

Освоение второго блока направлено на ознакомление с особенностями профильно ориентированного текста и коммуникативными задачами медицинского дискурса в рамках следующих речевых тем: «Сердечно-сосудистая система», «Кровь и кровеносные сосуды», «Клетка – наименьшая единица живого организма», «Сенсорные системы. Органы чувств», «Иммунная система», «Кожа – защитный покров организма», «Эндокринная система. Обмен веществ», «Болезни и больной».

Содержание третьего блока ориентировано на привитие навыков компрессии профильно ориентированного текста, умений составлять конспекты, аннотации, рефераты, тексты по темам «Моя специальность», «Общие методы обследования больного», «Профилактика, лечение и уход», «Первая медицинская помощь», «Питание здорового человека. Режим питания», «Типы ЛПУ. Здравницы Казахстана», «Здоровье и здоровый образ жизни».

Четвертый блок нацелен на совершенствование культуры устной и письменной речи в профессиональной сфере в рамках тем: «Диада «врач – больной», «Вербальные и невербальные средства общения врача с пациентом», «Гиппократ – отец медицины. Клятва Гиппократа», «Правовая ответственность врача. Права пациента», «Ведение медицинской документации», «Врачебная этика. Деонтология», «Коммуникативная компетентность врача», «Культура речевого поведения врача».

2.2. Цель дисциплины– формирование у будущих врачей общей практики коммуникативной компетенции – умений и навыков, позволяющих использовать русский язык как средство профессионального общения (письменного и устного): производить обработку текстов по специальности для использования полученной информации в профессиональных целях: перевод, конспектирование, аннотирование, реферирование; осуществлять устное общение (аудирование, диалогическая и монологическая речь), участвовать в профессиональном общении на уровне базовой стандартности (В 2), (LSP).

2.3. Задачи обучения:

· обогащение словарного запаса студентов первого курса общенаучной и медицинской терминологией, коммуникативно-актуальной лексикой и синтаксическими конструкциями;

· привитие умений и навыков использования специальной литературы с целью получения профильно ориентированной информации;

· выработка умений и навыков построения логико-композиционной основы текста по специальности и его структурно-семантического анализа;

· формирование представлений у студентов об особенностях функционирования системы языка в медицинском дискурсе;

· развитие умений и навыков извлечения из медицинских текстов необходимой информации, её описания, обобщения и интерпретации с целью использования в учебно-профессиональном общении.

2.4. Конечные результаты обучения:

Формирование когнитивного компонента (знания)

· языковую норму и типы норм литературного языка;

· основные функции языка, виды и формы речи; функционально-смысловые типы речи;

· основные признаки медицинского текста как ведущей единицы в специальной системе речевой коммуникации;

· особенности функциональных стилей речи;

· знать характерные черты научного стиля, языковые (лексические, морфологические, синтаксические) особенности научной речи и жанров научного стиля и подстилей научного стиля (собственно-научного, научно-популярного, учебно-научного);

· структурно-смысловое членение научного текста.

Формирование операциональных навыков (практические навыки)

· определять тип и объем научной информации, заложенной в тексте (определение понятия, общая и квалификативная характеристика явления и его признаки, классификация предметов, характеристика составляющих /со/ противопоставление, тождество) явлений, характер контактов предметов; анализировать структурно-семантическую организацию текста: уметь составлять назывной, вопросный и тезисный планы;

· дифференцировать функциональные стили речи (разговорный, художественный, официально-деловой, публицистический и научный);

· составлять тезисы, конспекты, цитаты, аннотации, различные виды рефератов, рецензии, отзывы, резюме-выводы научных текстов.

Формирование коммуникативных навыков

· обмениваться мнениями о прочитанном;

· конструировать высказывания, выступления;

· дискутировать на заданную тему;

· участвовать в диалогах в определенных коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью.

Наши рекомендации