V. Методы обучения и преподавания. ⃰ Репродуктивный: объяснение теоретического материала, языковой анализ научного медицинского текста

⃰ Репродуктивный: объяснение теоретического материала, языковой анализ научного медицинского текста, выполнение языковых и речевых упражнений.

⃰Наглядный: работа с таблицей.

⃰Активный: лингвистическая игра; отбор ключевых слов в медицинском тексте, атака вопросами.

VI.Задания по теме:

Задание 1.Ознакомьтесь с таблицей. Сравните, какие конструкции используются для квалификации предмета.

  Смысло-речевая ситуация (функция) Языковые средства (форма)
1. Квалификация предмета Что считают чем (каким): Клетку считают наименьшей единицей живого организма. Что считается чем (каким): Клетка считается наименьшей единицей живого организма. Что представляет собой что: Клетка представляет собой наименьшую единицу живого организма. Что кажется (казалось) чем (каким): Клетка кажется наименьшей единицей живого организма. Что заключается в чем: Особенность клеток заключается в сходном строении. Что состоит в чем: Главное назначение мембраны состоит в осуществлении обмена веществ между клетками и межклеточным веществом.

Задание 2.Выпишите из таблицы приведенные примеры. Подчеркните конструкции, характеризующие квалификацию предмета.

Задание 3.Прочитайте и озаглавьте текст. Докажите, что коммуникативная задача данного текста – квалификация предмета. Выпишите конструкции, передающие коммуникативную задачу. Найдите сложные слова и объясните их значение.

Клетка считается структурно-функциональной единицей живого организма, способной к делению и обмену с окружающей средой. Ее функция заключается в осуществлении передачи генетической информации путем самовоспроизведения.

Клетки представляют собой разнообразные по строению, функции, форме, размерам единицы. Самыми крупными в организме человека считаются яйцеклетка и нервная клетка, а самыми маленькими считают лимфоциты крови. По форме клетки бывают шаровидные, веретеновидные, плоские, кубические, призматические и др. Некоторые клетки вместе с отростками достигают длины до 1,5 м и более (например, нейроны).

Задание 4.Прочитайте текст. Выпишите конструкции, характеризующие квалификацию предмета.

Строение клетки

Каждая клетка имеет сложное строение и представляет собой систему биополимеров, содержит ядро, цитоплазму и находящиеся в ней органеллы. От внешней среды клетка отграничивается клеточной оболочкой — плазма-леммой (толщина 9—10 мм). Ее функция состоит в осуществлении транспорта необходимых веществ в клетку, и наоборот, во взаимодействии с соседними клетками и межклеточным веществом. Внутри клетки находится ядро, в котором происходит синтез белка. Его функция заключается в хранении генетической информации в виде ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота). Форма ядра кажется округлой, но в плоских клетках оно несколько сплющенное, а в лейкоцитах палочковидное или бобовидное. В эритроцитах и тромбоцитах оно отсутствует. Сверху ядро покрыто ядерной оболочкой, которая представлена внешней и внутренней мембраной. В ядре находится нуклеоплазма. Она представляет собой гелеобразное вещество, содержит хроматин и ядрышко.

Задание 5. Выпишите из текста «Строение клетки» термины, общие для русского и казахского языков. Поставьте их в начальной форме и обозначьте ударение.

Задание 6. Переведите выделенные в тексте «Строение клетки» слова на родной язык.

Задание 7. Прочитайте текст. Передайте кратко полученную информацию. Докажите, что данный текст относится к научно-популярному подстилю.

Из чего состоят клетки?

Несмотря на то, что у разных клеток нашего тела различные задачи, по своему строению они все похожи друг на друга. У них имеется клеточная оболочка, или клеточная мембрана. Ее задача состоит в защите содержимого клетки и регулировании того, что может попадать в клетку, а что может выходить за ее пределы. Задача клеточного ядра заключается в управлении всеми процессами внутри клетки. Энергию для этого поставляют митохондрии – «электростанции» клетки. Они отвечают за ее дыхание. За переработку веществ и детоксикацию отвечает так называемая эндоплазматическая сеть. Все эти тельца окружены жидкой клеточной плазмой. Если мы мало пьем, клетки усыхают.

Задание 8. Выпишите из текста «Из чего состоят клетки» конструкции, обозначающие квалификацию предмета.

Задание 9. Спишите, раскрывая скобки. Объясните значение терминов-словосочетаний и написание окончаний слов.

Клеточный (мембрана), клеточный (оболочка), клеточный (строение),нервный (клетка), межклеточный (вещество), эндоплазматический (сеть), ядерный (оболочка).

Задание 10. Прочитайте текст сначала целиком, затем по абзацам. Пользуясь вопросами, составьте тезисы-ответы на вопросы. Сохраните цифровую нумерацию. Опираясь на тезисы, устно раскройте основные положения текста.

Клеточное строение организма

Как и все живое, организм человека состоит из клеток. Благодаря клеточному строению организма возможны его рост, размножение, восстановление поврежденных органов и тканей и другие формы деятельности. Форма и размеры клеток различны и зависят от выполняемой ими функции. В каждой клетке различают две основные части — цитоплазму и ядро, в цитоплазме, в свою очередь, содержатся органоиды — мельчайшие структуры клетки, обеспечивающие ее жизнедеятельность (митохондрии, рибосомы, клеточный центр и др.). В ядре перед делением клетки образуются особые нитевидные тельца — хромосомы.

Снаружи клетка покрыта мембраной, отделяющей одну клетку от другой. Пространство между клетками заполнено жидким межклеточным веществом. Главная функция мембраны состоит в обеспечении избирательного поступления различных веществ в клетку и выведении из нее продуктов обмена. Клетки организма человека состоят из разнообразных неорганических (вода, минеральные соли) и органических веществ (углеводы, жиры, белки и нуклеиновые кислоты).

Углеводы состоят из углерода, водорода и кислорода; многие из них хорошо растворимы в воде и являются основными источниками энергии для осуществления жизненно важных процессов.

Жиры образованы теми же химическими элементами, что и углеводы; они нерастворимы в воде. Жиры входят в состав клеточных мембран и также служат важнейшим источником энергии в организме.

Белки — главный строительный материал клеток. Строение белков сложное: молекула белка имеет большие размеры и представляет собой цепь, состоящую из десятков и сотен более простых соединений — аминокислот. Многие белки служат ферментами, которые ускоряют течение биохимических процессов в клетке.

Нуклеиновые кислоты, образующиеся в клеточном ядре, состоят из углерода, кислорода, водорода и фосфора. Различают два типа нуклеиновых кислот:1) дезоксирибонуклеиновые (ДНК) находятся в хромосомах и определяют состав белков клетки и передачу наследственных признаков и свойств от родителей к потомству;2) рибонуклеиновые (РНК) связаны с образованием характерных для этой клетки белков.

Вопросы:

  1. Из чего состоит организм человека?
  2. От чего зависят формы и размеры клеток?
  3. На какие две части делится клетка? Что в них содержится?
  4. Где образуются хромосомы?
  5. Чем покрыта снаружи клетка? Чем заполнено пространство между клетками?
  6. В чем заключается главная функция мембраны?
  7. Из каких веществ состоят клетки организма человека?
  8. Из чего состоят углеводы? Растворимы ли они в воде?
  9. Из чего образованы жиры? Растворимы ли они в воде?
  10. Каково строение белков? Для чего они служат?
  11. Из чего состоят нуклеиновые кислоты?
  12. Какие два типа нуклеиновых кислот различают? Что они определяют?

Задание 11. Выпишите из текста «Клеточное строение организма» конструкции, обозначающие квалификацию предмета.

Задание 12. Подберите к выделенным в тексте «Клеточное строение организма» существительным однокоренные глаголы. Обозначьте корень.

Задание 13. Выпишите из текста «Клеточное строение организма» сложносокращенные термины и запишите их полный вариант.

Задание14.Дайте устно полное определение понятия «клетка».

Задание 15.Прочитайте текст. Почему данный текст относится к учебно-научному стилю? Назовите его особенности. Найдите и запишите языковые средства, которые выполняют различные коммуникативные задачи.

Люди не всегда знали, из чего состоят организмы. То, что все ткани формируются из клеток, стало известно сравнительно недавно. Биология - наука, которая изучает это. Клеточное строение организма было впервые описано учеными Маттиасом Шлейденом и Теодором Шванном. Произошло это в 1838 году. Тогда теория клеточного строения состояла из таких положений: животные и растения всех видов сформированы из клеток; растут они с помощью образования новых клеток; клетка - самая малая единица жизни; организм - это совокупность клеток. Современная теория включает в себя несколько иные положения: клетка может произойти только от материнской клетки; многоклеточный организм состоит не из простой совокупности клеток, а из объединенных в ткани, органы и системы органов; клетки всех организмов имеют подобное строение; клетка считается сложной системой, состоящей из более мелких функциональных единиц; клетка представляет собой наименьшую структурную единицу, способную выступать в роли самостоятельного организма.

V. Методы обучения и преподавания. ⃰ Репродуктивный: объяснение теоретического материала, языковой анализ научного медицинского текста - student2.ru Лингвистическая игра «Скажите одним словом»

1. Полый мешок, в котором на половину переваривается пища.

2. Мотор размером с кулак, который непрерывно гоняет кровь.

3.То, с помощью чего человек дышит.

4.Орган, который играет роль фотоаппарата.

5.Самый крупный и горячий как печка орган, который уничтожает микробы и яды в крови.

6.Органы, которые очищают кровь и отбросы выбрасывают в виде воды.

7.Эти органы пережевывают пищу.

8.Внутренний орган, который следит за правильной работой главных внутренних органов, заведует мыслями и чувствами человека.

9.Сложная система органов человека, которые взаимодействуют между собой и образуют единое целое.

10. Наименьшая единица живого организма.

VII. Литература

7. Жанпейсова У.А. – Русский язык для студентов медицинских вузов. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2011. -114 c.

8. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-1» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). – Алматы: Printmaster, 2013. -116 c.

9. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-2» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). Алматы: Printmaster, 2013. – 124 c.

VIII. Контроль.

1.Клетка считается единицей живого …, способной к делению.

Какое из нижеприведенных существительных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) организм

2)организма

3) организму

4)организмом

5) организме

2.Внутри … находится ядро, в котором происходит синтез белка.

Какое из нижеприведенных существительных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) клетка

2)клетки

3) клетке

4)клеткой

5) клетках

3. Клетки представляют собой …. по строению, функции, форме, размерам единицы.

Какое из нижеприведенных прилагательных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) разнообразный

2)разнообразная

3) разнообразное

4)разнообразные

5) разнообразных

4. Задача … ядра заключается в управлении всеми процессами внутри клетки.

Какое из нижеприведенных прилагательных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) клеточный

2)клеточного

3) клеточному

4) клеточным

5) клеточном

5.Самыми крупными в организме человека … яйцеклетка и нервная клетка.

Какой из нижеприведенных глаголов НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) считаются

2)считается

3) считался

4) считалась

5) считалось

6.Каждая клетка … имеет сложное строение.

Какой из нижеприведенных глаголов НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) имеют

2)имел

3) имело

4) имеет

5) имели

7.Молекула белка представляет собой цепь, состоящую из аминокислот.

Какое из нижеприведенных причастий НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) состоящая

2)состоящей

3) состоящую

4) состоящих

5) состоящими

8. Нуклеиновые кислоты, …. в клеточном ядре, состоят из углерода, кислорода, водорода и фосфора.

Какое из нижеприведенных причастий НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) образующиеся

2)образующихся

3) образующимся

4) образующимися

5) образующаяся

9. Многие белки служат ферментами, которые ускоряют течение биохимических процессов в клетке.

Какое окончание пропущено в союзном слове?

1) ЫЙ

2) ЫЕ

3) ОЕ

4) УЮ

5) ОЙ

10.От … клетка отграничивается клеточной оболочкой.

Какое из нижеприведенных словосочетаний НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) внешняя среда

2)внешней среды

3) внешней среде

4) внешней средой

5) внешней среде

11.Благодаря … организма возможен его рост.

Какое из нижеприведенных словосочетаний НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) клеточное строение

2)клеточного строения

3) клеточному строению

4) клеточным строением

5) клеточном строении

12. Какая буква пропущена в слове м... мбрана?

1) И

2) Е

3) Ы

4) Э

5) О

13. Какая буква пропущена в слове амин... кислоты?

1) А

2) О

3) Ы

4) Э

5) И

14. Какой вариант перевода НАИБОЛЕЕ соответствует слову оболочка?

1) қап

2) қабат

3) қаптаған

4) қабық

5) қапшық

15. Какой вариант перевода НАИБОЛЕЕ соответствует слову межклеточный

1) сіңіраралық

2) торшааралық

3) қарыншааралық

4) несепағараралық

5) жарғааралық

ЗАНЯТИЯ №11

Речевая тема: Сенсорные системы. Органы чувств.

Грамматическая тема:Принадлежность предмета к классу – что относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу (класс, тип) чего; что является одним из чего.

II. Цель: дать общее представление о коммуникативной задаче и смысло-речевых ситуациях в подъязыке медицины.

III. Задачи:

Практические навыки : выработать навыки адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать научные текста в сфере медицины, определять его коммуникативную задачу, смысло-речевые ситуации.

IV.Основные вопросы темы:

1. Коммуникативная задача текста медицинского профиля.

2.Смысло-речевые ситуации медицинского текста.

3. Принадлежность предмета к классу.

Наши рекомендации