Динамика цитологических изменений
При благоприятном течении раневого процесса обнаруживают в первые два-три дня клетки исключительно вазогенного происхождения: нейтрофилы, эозинофилы, лимфоциты и моноциты. Подавляющее большинство нейтрофилов имеет дегенеративные изменения. С появлением в ране грануляционной ткани обнаруживаются отдельные полибласты, уменьшается количество дегенерированных нейтрофилов и микробов.
К моменту образования в ране сплошного грануляционного барьера обнаруживают в отпечатках большое количество полибластов. Выражена бактериофагия, количество микробов и дегенерированных нейтрофилов резко уменьшено. К моменту полного очищения раны от мертвых тканей накапливаются вытянутые и отросчатые формы, а количество фагирующих полибластов уменьшается. С появлением эпидермального ободка появляются эпителиальные клетки.
При угнетении защитных силорганизма в отпечатках находят громадное количество микробов; фагоцитоз их отсутствует. Все нейтрофилы имеют глубокие дегенеративные изменения. Макрофаги отсутствуют. Редко встречаются единичные полибласты с дегенеративными изменениями.
Такая картина указывает на необходимость срочного оказания лечебной помощи животному для поднятия защитных сил организма.
Заживление ран
В зависимости от многих условий заживление раны может идти по первичному натяжению, по вторичному натяжению и под струпом. Каждый из этих видов заживления имеет свои характерные особенности, но, в то же время, при всех видах остается один и тот же, главный, самый существенный момент заживления - заполнение дефекта соединительной, называемой грануляционной тканью, с последующим превращением ее в грубо-волокнистую рубцовую соединительную - ткань.
Поэтому, имея ввиду большое значение грануляционной ткани в процессе посттравматической регенерации, очень важно знать ее главнейшие свойства.
Макроскопический вид грануляционной ткани.У различных животных в разные сроки, на отдельных участках раны, свободных от некротизированной ткани и кровяных сгустков, можно обнаружить розово-красные узелки - гранулы, величиной с просянное зерно (от слова гранула и произошло название - грануляционная ткань). Затем количество гранул увеличивается и постепенно вся поверхность раны покрывается юной соединительной грануляционной тканью.
Здоровая грануляционная ткань не кровоточит, имеет розово-красный цвет, равномернозернистый вид, довольно, плотную консистенцию и выделяет небольшое количество мутного серовато-белого гнойного экссудата. Он содержит погибшие клеточные элементы местной ткани, сегментоядерные лейкоциты, детрит, нередко примесь эритроцитов, ту или иную микрофлору и продукты ее жизнедеятельности.
Грануляционная ткань всегда развивается на границе между мертвой и живой тканью. Иногда она развивается в одной и той же ране неравномерно и появляется на разных* участках раны в различные сроки. Это зависит от наличия в отдельных участках раны омертвевшей ткани и различных сроков ее отторжения.
Грануляционная ткань становится хорошо видимой после полного очищения раны от омертвевшей ткани и осторожного удаления с поверхности раны воспалительного экссудата. Нормальная грануляционная ткань, заполнившая всю полость раны, не выходит за ее пределы. Достигнув уровня кожи она покрывается кожным эпителием. Рубец, образующийся после заживления раны, несколько выступает над поверхностью кожи, вначале бледно-красного цвета, а с течением времени бледнеет и уплотняется.
рис. 15. Микроскопическое строение грануляционной ткани. Схема. 1г— Лейкоцитарно-некротический слой; 2—Слой сосудистых лететь; 3—Слой вертикальных сосудов; 4—Созревающий слой; 5--Слой горизонтальных фибробластов; 6—Фиброзный (рубцовый) слой,
Микроскопическое строение грануляционной ткани. В развитой грануляционной ткани Н. Н. Аничков и др. различают 6 слоев, связанных между собой постепенными переходами
1. Поверхностный лейкоцитарно-некротический слой, состоящий из лейкоцитов, детрита (мелкозернистая масса экссудата) и некротизированных клеток поверхностного слоя грануляционной ткани. Этот слой образуется очень рано, уже через сутки после ранения и почти не изменяется до конца заживления раны.
2. Слой сосудистых петель, содержащий многочисленные петли сосудов, полибласты, сегментоядерные лейкоциты (больше всего) и небольшое количество фибробластов. Между клетками имеются отложения фибрина, образующие довольно густую сеть. Указанный слой имеет компактное строение, сосудистые петли и клеточные элементы располагаются в нем очень тесно.
3. Слой вертикальных сосудов или собственно грануляционная ткань. Отличается значительной толщиной (в несколько раз толще слоя сосудистых петель) и составляет главную массу грануляционной ткани, выполняющей рану. Между вертикально расположенными сосудами этого слоя имеется большое количество основного аморфного вещества, в котором содержатся мелкие одноядерные блуждающие клетки и макрофаги. Из клеток этого слоя образуются фибробласты. С течением времени этот слой постепенно истончается и замещается слоем горизонтально расположенных фибробластов из глубины к поверхности.
4. Созревающий слой, т. е. более глубокая часть предыдущего слоя. Здесь фибробласты около сосудов принимают горизонтальное положение, между ними находится аморфное основное вещество и тонкие коллагеновые волокна, а также другие клетки -мелкие одноядерные клетки, макрофаги, эози-пофилы, тучные клетки. Толщина этого слоя остается без изменений во все сроки заживления.
5. Слой горизонтальных фибробластов является продолжением предыдущего слоя. Фибробласты здесь расположены довольно плотно, горизонтально и в поперечном направлении к длине раны. Между фибробластами имеются в большом количестве коллагеновые волокна. Этот слой образуется на 2-3-й неделе после нанесения раны.
6. Фиброзный (рубцовый) слой, составляющий дно раны, постепенно переходит из предыдущего. Фиброциты (последующая стадия развития фибробластов) и коллагеновые волокна в этом слое располагаются также в горизонтальном направлении, поперечно к длине раны, а сосуды проходят в вертикальном направлении.
Грануляционная ткань имеет огромное значение. Она служит: 1) барьером, отделяющим внутреннюю среду организма от внешнего мира; 2) для отторжения мертвых тканей от живых; 3) для заполнения полости раны или дефекта; 4) для защиты организма от проникновения вторичной инфекции.