Тема: Медицина России ХVIII в

Знать:

-становление медицинского образования в России;

- научную и общественную деятельность выдающихся представителей медицины России ХVII –ХVШ вв;

Уметь:

- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам ;

- использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины и врачебной этике.

  Контрольные вопросы
1. Открытие Императорского Московского Университета (М.В. Ломоносов. И.И. Шувалов).
2. Деятельность первых русских профессоров медицинского факультета (С.Г. Зыбелин, А.М. Шумлянский).
3. Создание медико-хирургической Академии.
4. Истоки отечественной курортологии.
5. Создание первых акушерских школ, деятельность П.З.Кондоиди.
6. Н.М.Максимович-Амбодик – основоположник научного акушерства и педиатрии
7. Мероприятия по борьбе с эпидемиями. Деятельность Д.С.Самойловича.
  Темы реферативных сообщений
1. Вклад Д.С.Самойловича в становление отечественной эпидемиологии.
2. Н.М.Максимович-Амбодик – основоположник научного акушерства и педиатрии

Литература

Основная:

1.Лисицын Ю.П. История медицины – М. ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 400с.

2.Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. Гриф Минобразования РФ. — Изд. 9–е, стереотип. — М.: Академия, 2009. — 560 с.

Дополнительная:

1.Медицина России в XVIII в. В кн.: «История медицины». Под ред. Заблудовского П.Е. – М., 1981. – С.107-109.

2.Профессора военно-медицинской (медико-хирургической) академии (1798-1998 гг.): сборник биографической информации / редкол.: Ю. Л. Шевченко (гл. ред.) [и др.]. Тем, кто посвятил свою жизнь Военно-медицинской академии и тем, кто последует за ними - СПб.: Наука, 1998. - 313с.

3.Утина Н.Ф. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: Мысль, 1986. – 233с.

4.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учебное пособие для студ. мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : Гэотар Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Тестовый контроль

Занятие 18

Тема: Развитие медицины России в первой половине Х1Хв.

Знать:

- важнейшие черты медицины в Россиив Х1Хв.;

- реформы в области медицинского образования;

- деятельность анатомо-хирургических школ;

-вклад ученых-медиков в медицинскую науку.

Уметь:

- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам;

-использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины и врачебной этике.

  Контрольные вопросы
1. Общая характеристика медицины России первой половины Х1Хв.
2. Отечественная медицина в I-й половине XIX века. Развитие анатомии. Анатомическая школа П.А. Загорского.
3. Развитие хирургии. Хирургические школы И.Ф. Буша, И.А. Буяльский. Е.О. Мухина
4. Пирогов Н.И. – крупнейший русский хирург
5. Создание общин сестер милосердия (Георгиевской, Александровской, Покровской, Евгеньевской и др.).
6. Развитие физиологии: деятельность Д.М. Велланского, И.Т. Глебова, А.М. Филомафитского, И.Е. Дядьковского.
7. Становление клиники внутренних болезней. Роль внедрения клинического преподавания. М.Я. Мудров–основоположник клинической медицины в России.
8. Вклад выдающихся врачей России в медицинскую науку (Ф.П. Гааз. Ф.И. Иноземцев).
  Темы реферативных сообщений
1. Пирогов Н.И. – крупнейший русский хирург
2. М.Я. Мудров–основоположник клинической медицины в России.

Литература

Основная:

1. Лисицын Ю.П. История медицины – М. ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 400с.

2.Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. Гриф Минобразования РФ. — Изд. 9–е, стереотип. — М.: Академия, 2009. — 560 с.

Дополнительная:

1.Антология истории русской хирургии/ ред. Б. В. Петровский. [Работы В. А. Басова и В. Ф. Дагаева]. – М.: Весть, Т. 2: 2002. - 205с.

2.История пропедевтической терапии в медицинских эссе: учебное пособие / Башк. гос. мед. ун-т ; сост.: Х. Х. Ганцева, Р. Г. Ахметова, А. М. Явгильдина. – Уфа : БГМУ, 2010. - 54с.

3.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учебное пособие для студ. мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : Гэотар Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

4.Федоров В.Д. Н.И. Пирогов – «чудесный доктор» // Хирургия, 1993. – № 10. – С. 6-15.

Тестовый контроль

Занятие 19

Наши рекомендации