Тема № 3: РОЛЬ РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ПАТОЛОГИИ
Цель занятия:
- Формирование знаний по вопросам роли реактивности, резистентности организма и наследственности в возникновении и течении болезней.
- Формирование навыков применения знаний теоретического материала при обсуждении результатов эксперимента
- Формирование коммуникативных навыков ведения дискуссии по вопросам темы
Задачи обучения:
1. Сформировать знания понятий реактивности и резистентности организма и их роли в патологии
2. Сформировать навыки использования глоссария на трех языках при разборе теоретического материала
3. Научиться применять полученные теоретические знания при интерпретации результатов эксперимента
4. Сформировать коммуникативные навыки ведения дискуссии по вопросам темы и навыки работы в группе
Основные вопросы темы:
1. Реактивность и резистентность организма, определение понятий. Формы ответной реакции организма на раздражитель.
2. Виды реактивности и их характеристика. Факторы, определяющие реактивность (наследственность, конституция, возраст, пол, состояние нервной, эндокринной систем и др).
3. Наследственные и врожденные болезни, причины. Классификация форм наследственной патологии.
4. Общие механизмы возникновения наследственной патологии. Теории патогенеза наследственных заболеваний Бидла-Татума и Жакоба-Мано-Львова.
5. Принципы диагностики, профилактики и терапии наследственных болезней.
6. Конституция, определение понятия. Классификация конституциональных типов по Сиго, Э. Кречмеру, И.П. Павлову, М.В. Черноруцкому, А.А. Богомольцу. Значение конституции организма в реактивности. Диатезы, понятие. Виды диатезов и их характеристика
7. Роль возраста в реактивности. Особенности реактивности детского и старческого возраста.
8. Роль пола в реактивности. Особенности реактивности мужского и женского организма.
9. Направленное изменение реактивности организма как важнейшее средство профилактики и терапии болезней.
Методы обучения: собеседование и дискуссия по основным вопросам темы между учащимися с участием и под контролем преподавателя, просмотр видеофильма, заполнение протоколов эксперимента, формулировака выводов
Методы контроля:
Устный опрос, проверка правильности выводов по результатам эксперимента, тестирование
Примерный хронометраж занятия
№ | Этап занятия | Время |
Организационная часть. Перекличка, знакомство с целями и задачами занятия, раздача демонстрационного материала | 5 мин | |
Дискуссия по вопросам темы | 45 мин | |
Перерыв | 10 мин | |
Просмотр видеофильма, обсуждение результатов | 20 мин | |
Заполнение протокола эксперимента, формулировка выводов | 10 мин | |
Тестирование | 10 мин | |
Подведение итогов занятия, оценивание компетенций | 10 мин |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Просмотр видеофильма «Роль возраста, состояния ЦНС, видовой реактивности в резистентности к гипоксии».
Задание № 1. Установить роль видовой принадлежности в реактивности.
Методика: лабораторных животных (мышь и лягушку) помещают под колпак аппарата Комовского. Обращают внимание на поведение животных, характер дыхания, цвет кожных покровов. Постепенно снижая барометрическое давление, отмечают различие в проявлениях высотной болезни у животных. Полученные данные анализируют и делают вывод о видовой реактивности.
Задание № 2. Установить значение возраста в реактивности.
Методика: в опыт берут двух мышей: взрослую (масса 18-20 г) и мышонка. Обращают внимание и их поведение, цвет кожных покровов, характер дыхания. Затем животных помещают под колпак аппарата Комовского и постепенно снижают барометрическое давление. Следят за развитием высотной болезни у обоих животных. Делают выводы о роли возраста в течении высотной болезни.
Задание №3. Установить значение функционального состояния ЦНС в реактивности.
Методика: в опыт берут трех мышей. Мышь №1 наркотизируют п/к введением1% раствора гексенала в дозе 0,5 мл/100 г массы тела, это животное используют в эксперименте после развития глубокого наркоза. Мыши №2 до опыта вводят 10% раствор кофеина из расчета 0,5 мл/ 100 г массы тела. Мышь №3 служит контролем.Через 5-6 минут всех трех мышей помещают под колпак аппарата Комовского. Повторяют ход предыдущих экспериментов, обращают внимание на разницу в поведении животных. Анализируют полученные данные и объясняют возможные механизмы изменения реактивности подопытных животных.
Задание № 4. Изучить влияние факторов внешней среды на реактивность организма.
Методика: в опыт берут трех мышей. Мышь №1 охлаждают в холодильной камере 20 минут. Мышь №2 помещают в термостат при температуре 400С на 10 минут. Мышь №3 служит контролем. Опытных животных и контрольную мышь помещают под колпак аппарата Комовского. Моделируют высотную болезнь. Обращают внимание на разницу в поведении животных, делают выводы, ответив на вопросы
1. Какие различия в устойчивости животных к гипоксии установлены в данном эксперименте?
2. Какие механизмы могут лежать в основе наблюдаемых различий реактивности животных?
Схема протокола
Животные | Ход опыта | Поведение | Характер дыхания | Окраска кожных покровов | Форма ответной реакции |
Лягушка | Исходное состояние Высотная болезнь | ||||
Мышь № 1 контроль | Исходное состояние Высотная болезнь | ||||
Мышь № 2 новорожденный | Исходное состояние Высотная болезнь | ||||
Мышь № 3 наркоз | Исходное состояние Высотная болезнь | ||||
Мышь № 4 кофеин | Исходное состояние Высотная болезнь | ||||
Мышь № 5 гипертермия | Исходное состояние Высотная болезнь | ||||
Мышь № 6 гипотермия | Исходное состояние Высотная болезнь |
Студенты заполняют общую схему протокола, делают вывод о резистентности животных к повреждающему действию пониженного барометрического давления, объясняют патогенез изменений.
Глоссарий:
Реактивность(Re – против; action - действие)- это свойство организма отвечать определенным образом на воздействие факторов окружающей среды (Н.Н.Сиротинин).
Реактивность- это свойство организма как целого отвечать изменением жизнедеятельности на воздействие окружающей среды (А.Д.Адо).
Реактивтілік(Re – қарсы; action - әсер)- сыртқы ортаның әсерлеріне организмнің белгілі бір жолмен жауап қайтару қасиеті (Н.Н.Сиротинин).
Реактивтілік – сыртқы орта ықпалдарының әсерлеріне организмнің, оның жекелеген ағзалары мен жүйелерінің тіршілігін өзгертіп жауап қайтару қасиеті немесе қабілеті (А.Д.Адо)
Reactivity is a certain organism’s response to environmental factors (N.N.Sirotinin).
Reactivity is organism’s property as a whole to respond to environmental factors by changing its life (A.D.Ado).
Нормергия- это адекватный ответ организма на воздействие раздражителя
Нормергия – әдеттегі тітіркендіргішке организмнің қалыпты жауабы, мұнда нормергиялық жауап серпілісі туралы айтылады
Normergyis the adequate organism’s response to pathogenic factors
Патергия- неадекватная ответная реакция:
· гиперергия- бурные физиологические реакции, значительно превышающие необходимый уровень реагирования (реактивность детского организма)
· гипергия - слабые реакции физиологических систем, недостаточные для полноценного ответа организма на повреждающее воздействие (вялое течение болезней с неясными, стертыми признаками) (реактивность старческого организма)
· анергия - отсутствие ответных реакций (носительство, отсутствие реакций в состоянии комы, при наркозе)
· дизергия - извращенные ответные реакции (расширение сосудов на действие низкой температуры, расширение зрачка на свет)
Патергия- қалыптан тыс жауап:
· гиперергия– реактивтіліктің жоғарылауы
· гипергия – органихм реактивтілігінің төмендеуі (аурулар сылбыр, белгілері айқын болмай өтеді) (қарттардың реактивтілігі)
· анергия - реактивтіліктің мүлде болмауы (өзі ауырмай микробтардың тасымалдаушылары болады, терең кома, сілейме, наркоз жағдайларындағы)
· дизергия - қалыптан тыс, бұрмаланған жауап (төмен температураға тамырлардың кеңеюі, жарыққа көз қарашығының кеңеюі)
Pathergy is inadequate response to pathogenic factors
Hyperergyis more intensive reaction then normal (high reflexes, allergic reactions, child reactivity)
Hypoergyis low reaction of physiological systems to surroundings (asymptomatic diseases), reactivity of a senile organism)
Anergy isabsence of organism’s response (coma, shock, narcosis)
Disergy is inverted response, opposite to normal (vasodilation to cold, expansion of a pupil to light)
Резистентность организма - устойчивость организма против болезнетворных воздействий (resisteo-сопротивление).
Организм төзімділігі – ауру туындататын ықпалдарға организмнің тұрақтылығы (resisteo-қарсы тұру)
Organism’s resistance is resistance against pathogenic factors.
Виды реактивности
Видовая - наиболее общий вид реактивности, особенности реагирования целого вида (миграция птиц, зимняя спячка млекопитающих, видовой иммунитет)
Түрлік – реактивтіліктің жалпы түрі, бүкіл бір түрдің жауап қайтару ерекшелігі (құстардың мекенін ауыстыруы, сүтқоректілердің қысқы ұйқысы, түрлік иммунитет)
Species reactivity - is a complex protective reactions of different species of animals to surroundings, general type of reactivity (ex. migration of birds, hibernation of mammal, species immunity)
Групповая - особенности реагирования отдельных групп индивидуумов в пределах вида (пол, возраст, конституция, расовая принадлежность, группа крови и др.)
Топтық - түрдің ішіндегі кейбір топтардың жауап қайтару ерекшелігі (жыныс, жас, конституция, нәсілдік ерекшелік, қан топтары, ж.б.)
Group reactivity is the response of several individuals within the species (ex. sex, age, constitution, race, group of blood)
Индивидуальная - особенности реагирования индивидуума, определяет уникальность индивидуума
Даралық - еке тұлғалардың реактивтілігі, әр адам қайталанбайтын тұлға екендігін көрсетеді
Individual reactivityis an individual's particular response unique to each person
Физиологическая реактивность - адекватные реакции организма
Патологическая реактивность - неадекватные реакции организма
Реактивтілік физиологиялық (организмнің қалыпты жауабы)
Патологиялық (организмнің қалыптан тыс жауабы) болып бөлінеді.
Physiological reactivity is adequate organism’s response
Pathologicalreactivity is inadequate organism’s response
Специфическая, иммунологическая реактивность – ответная реакция на антиген
Арнайыланған немесе иммунологиялық реактивтілік – антигеннің әсеріне антидене Specific (immunological) reactivity is organism’s response to antigens
Конституция (от лат. constitutio – состояние, свойство) - это совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, формирующих состояние его реактивности, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств.
Дене бітімі (лат. constitutio – жағдай, қасиет) – тұқым қуалаушылықтың және жүре пайда болған қасиеттер негізінде қалыптасқан, жеке тұлғалардың құрылымдық, функциялық және жандүниелік ерекшеліктерінің жиынтығы.
Constitution (from Lat. Constitutio - state property) – is a set of morphological and functional characteristics of the body, forming the state of its reactivity, formed on the basis of inherited and acquired properties.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 308-324, 232-307
2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С. 21-23, С. 26-42
3. Патофизиология. Основные понятия. // под ред А.В. Ефремова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа. – 2008. – С. 17-21.
4. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 81-90.
5. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 23-33.
6. Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.1. – М.: «Академия», 2006.- с.121-139
7. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 80-115
Дополнительная
1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. - С. 21-23, С. 26-42.
2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 41-44.
3. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 73-89Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2001, С.133-149
4. Назаренко Н.М. Патофизиология раннего онтогенеза. - Алматы, 1998.– 175с.
5. Ә. Нұрмұхамбетов. Ұрық даму мен балалық шақ ауруларының патофизиологиясы., Алматы, 2004. – 162б.
6. Н.В. Жуйко. Особенности реактивности детского организма, Алматы, 2006.- 68с.
КОНТРОЛЬ –
|
СРСП
Формирование практических навыков по теме: «РОЛЬ РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ПАТОЛОГИИ»
Цель занятия:
- Формирование практических навыков интерпретации клинико-лабораторных данных
- Совершенствование коммуникативных навыков работы в группе
Задачи обучения:
1. Научиться применять полученные теоретические знания при интерпретации клинико-лабораторных данных
2. Совершенствовать коммуникативные навыки работы в группе
Форма проведения
Работа в малых группах: кейс-стади
ЗАДАНИЯ: