Процессуальный порядок ознакомления с материалами уголовного дела по окончании предварительного следствия. 3 страница
65. Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц или привлечения их в качестве обвиняемых.
К особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц относится усложненный порядок принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении специального субъекта либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Обязательным условием принятия решения о возбуждении уголовного дела в рассматриваемых случаях является получение предварительных согласий, заключений, данных различными государственными органами, должностными лицами, профессиональными образованиями (например, Высшей квалификационной коллегией судей). Порядок возбуждения уголовного дела в отношении специального субъекта одинаков с порядком привлечения его в качестве обвиняемого, в случае, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Решению вопроса о возбуждении уголовного дела и (или) привлечению к уголовной ответственности специальных субъектов в ряде случаев предшествует предусмотренная законом процедура лишения их неприкосновенности. Решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого принимается:
1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы - Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора РФ;
2) в отношении Генерального прокурора РФ - Председателем Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления;
3) в отношении Председателя Следственного комитета РФ - исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления;
4) в отношении судьи Конституционного Суда РФ - Председателем Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ;
5) в отношении судьи Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда - Председателем Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
6) в отношении иных судей - Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;
7) в отношении Уполномоченного по правам человека в РФ - Председателем Следственного комитета РФ;
8) в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ - Председателем Следственного комитета РФ;
9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ - руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ;
10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката - руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов - Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем; и т.д. (ст.448 УПК РФ)
Отсутствие требуемого законом в каждом конкретном случае соответствующего заключения суда, согласия государственного органа или профессиональной корпорации на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого лица, в отношении которого предусмотрены особенности производства по уголовным делам, является основанием отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного преследования.
После того, как уголовное дело возбуждено в соответствии со всеми требованиями в отношении специальных субъектов, последующее решение о привлечении их в качестве обвиняемых принимается в общем порядке. Действие процессуального иммунитета не ограничивается определенной категорией уголовных дел. Порядок, установленный ст. 448 УПК, относится к расследованию любого преступления, совершенного специальным субъектом.
66. Особенности производства следственных и иных процессуальных действий в отношении отдельных категорий лиц.
После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого в особом порядке, предусмотренном в отношении специальных субъектов, следственные и иные процессуальные действия в отношении них производятся в общем порядке с изъятиями, установленными УПК. Суть этих исключений из общего порядка судопроизводства состоит в необходимости получения согласия определенных органов на исполнение судебных решений о проведении отдельных процессуальных и следственных действий. Кроме того, предварительное расследование о преступлениях, совершенных данными лицами, производится в форме следствия или дознания исключительно следователями Следственного комитета РФ.
Задержание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, федерального судьи, мирового судьи, прокурора, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудитора Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, возможно только в исключительном случае - в случае задержания их на месте совершения преступления. Во всех иных случаях они, после установления их личности, должны быть немедленно освобождены (ст. 449 УПК). Задержание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, за исключением случаев задержания их на месте совершения преступления, возможно только после получения согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Задержание депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, за исключением случаев задержания их на месте преступления, осуществляется после получения согласия соответствующего органа законодательной власти субъекта РФ. Судья Конституционного Суда может быть задержан, исключая случаи задержания на месте преступления, только после получения решения Конституционного Суда о даче согласия. В случае задержания судьи Конституционного Суда на месте преступления, должностное лицо, произведшее задержание, обязано немедленно сообщить об этом в Конституционный Суд, который в течение 24 часов должен принять решение о даче согласия на пролонгацию этой процессуальной меры либо отказать в выдаче согласия. Задержание прокурора и следователя допускается только в случаях, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания их при совершении преступления. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть задержан, если это задержание связано с исполнением им полномочий Президента РФ. И т.д.
Закон устанавливает усложненную процедуру избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Для избрания данной меры пресечения, кроме судебного решения, требуется согласие определенного органа, к которому специальные субъекты имеют отношение. Судебное решение о производстве обыска в отношении лиц, защищенных уголовно-процессуальным иммунитетом, исполняется по аналогии с порядком исполнения судебного решения об избрании в отношении них меры пресечения в виде заключения под стражу.
В тех случаях, когда в отношении специальных субъектов уголовное дело не возбуждено или им не предъявлено обвинение, но возникла необходимость в проведении с их участием следственных или иных процессуальных действий, требуется получение разрешения на их проведение у суда, который правомочен разрешать вопросы о возбуждении уголовного дела в отношении таких лиц.
По завершении досудебного этапа производства по уголовному делу в отношении лиц, обладающих процессуальным иммунитетом, проведенном в режиме особого (усложненного) порядка производства, материалы уголовного дела по решению прокурора направляются в суд для последующего судебного разбирательства.
67. Особенности досудебного производства о применении принудительных мер медицинского характера.
Производство о применении принудительных мер медицинского характера – это процессуальная форма производства в отношении лиц, страдающих болезненным состоянием психики, обеспеченная дополнительными гарантиями соблюдения их законных интересов. Данное производство ведется в отношении лиц: 1) совершивших общественно-опасные деяния; 2) невменяемых или у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; 3) опасных для себя или других лиц либо могущих причинить иной существенный вред. Цель данного производства состоит в решении судом вопроса о применении или неприменении к указанным лицам принудительных мер медицинского характера (помещение в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях).
При производстве предварительного следствия подлежит доказыванию следующее: 1) время, место, способ и другие обстоятельства совершенного деяния; 2) совершено ли деяние, запрещенное уголовным законом, данным лицом; 3) характер и размер вреда, причиненного деянием; 4) наличие у данного лица психических расстройств в прошлом, степень и характер психического заболевания в момент совершения деяния, запрещенного уголовным законом, или во время производства по уголовному делу; 5) связано ли психическое расстройство лица с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда.
При установлении факта психического заболевания у лица, к которому в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора суд принимает решение о переводе данного лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. Помещение лица, не содержащегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, производится судом.
В производстве о применении принудительных мер медицинского характера участие защитника является обязательным с момента вынесения постановления о назначении в отношении лица судебно-психиатрической экспертизы, если защитник ранее не участвовал в данном уголовном деле.
По окончании предварительного следствия следователь выносит постановление: 1) о прекращении уголовного дела; 2) о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера. О прекращении уголовного дела или направлении его в суд следователь уведомляет лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, его законного представителя и защитника, а также потерпевшего и разъясняет им право знакомиться с материалами уголовного дела. В постановлении о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера должны быть изложены: 1) обстоятельства установленные по данному уголовному делу; 2) основание для применения принудительной меры медицинского характера; 3) доводы защитника и других лиц, оспаривающих основание для применения принудительной меры медицинского характера, если они были высказаны. Уголовное дело с постановлением о направлении его в суд следователь передает прокурору, который принимает одно из следующих решений: 1) об утверждении постановления следователя и о направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного расследования; 3) о прекращении уголовного дела. Копия постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера вручается лицу, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, его защитнику и законному представителю.
68. Понятие, основания, виды и порядок производства следственного эксперимента. Его отличие от проверки показаний на месте.
Следственный эксперимент— следственное действие, проводимое в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела, путем воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события. Следственный эксперимент может производиться в целях (виды): 1) установления возможности наблюдения, восприятия какого-либо факта, явления; 2) установления возможности совершения определенных действий; 3) установления возможности существования определенных явлений; 4) установления механизма события в целом, его отдельных деталей; 5) установления процесса образования обнаруженных в ходе расследования следов события преступления; 6) проверки выдвинутых по уголовному делу следственных версий. В ходе следственного эксперимента по установлению возможности совершения определенных действий могут быть проверены предположения о наличии или отсутствии у конкретного лица профессиональных или преступных навыков.
Для производства следственного эксперимента необходимо наличие трех условий: 1) следственный эксперимент не должен унижать честь и достоинство участвующих в нем лиц и создавать опасность для их здоровья; 2) должны быть в наличии технические и организационные возможности для производства данного следственного действия (необходимы инструменты, манекены, муляжи и т.д.); 3) должны быть созданы условия производства данного следственного действия, аналогичные, адекватные или максимально приближенные к тем, в которых реально происходило событие. Несоблюдение этого тактического требования зачастую лишает результаты производственного действия какой-либо доказательственной значимости.
Понятые принимают участие в следственных действиях по усмотрению следователя. Если в указанных случаях по решению следователя понятые в следственных действиях не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись. Следователь вправе привлечь к участию в следственном эксперименте подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, а также специалиста и сотрудников органа дознания.
Следственный эксперимент следует отличать от схожего с ним следственного действия - проверки показаний на месте, - при производстве которого воспроизводится на месте обстановка и обстоятельства исследуемого события, демонстрируются определенные действия. Однако в отличие от следственного эксперимента опыты при проверке показаний на месте не производятся.
69. Стадия подготовки дела к судебному заседанию. Виды решений, принимаемых судьей по поступившему в суд уголовному делу.
Уголовное дело, поступившее от прокурора с обвинительным заключением, прежде чем будет внесено в судебное разбирательство, проходит стадию подготовки к судебному заседанию. Это третья стадия российского уголовного процесса и первая стадия судебного производства. Сущность данной стадии процесса заключается в том, что судья единолично или в порядке предварительного слушания дела с участием сторон выясняет наличие юридических оснований для рассмотрения дела по существу. При этом не предрешаются вопросы о виновности подсудимого. Стадия подготовки дела к слушанию преследует две цели: 1) установить, нет ли каких-либо препятствий для продолжения уголовного судопроизводства по делу; 2) создать необходимые условия для предстоящего судебного заседания. То есть, данная стадия выступает, с одной стороны, как проверочная по отношению к досудебным стадиям, а с другой — как подготовительная по отношению к стадии судебного разбирательства.
Подготовительные действия к судебному заседанию могут осуществляться либо судьей единолично, либо в порядке предварительного слушания дела с участием сторон. По общему правилу судья единолично разрешает вопрос о том, нет ли препятствий для проведения по делу судебного разбирательства. При этом УПК РФ не предусматривает какой-либо процессуальной формы совершения судьей подготовительных действий. При совершении подготовительных действий в любом случае должны быть решены две группы вопросов: 1) первую группу составляют вопросы, связанные с проверкой оснований для назначения судебного заседания: а) подсудно ли уголовное дело данному суду; б) вручены ли копии обвинительного заключения или обвинительного акта; в) подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения; г) подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и поданные жалобы; д) приняты ли меры, обеспечивающие возмещение вреда, причиненного преступлением, или возможной конфискацией имущества; е) имеются ли основания для проведения предварительного слушания. 2) вторую группу составляют вопросы, связанные с подготовкой рассмотрения дела в судебном заседании, если судья принял соответствующее решение: а) о месте и времени судебного разбирательства; б) о рассмотрении уголовного дела единолично или коллегиально; в) о назначении защитника в случаях его обязательного участия; г) о вызове в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами; д) о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании; е) о мере пресечения, за исключением случаев избрания меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу.
Судья может принять решенияо направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания и о назначении судебного заседания.
70. Предварительное слушание: основания и порядок проведения. Виды решений, принимаемых судьей по итогам предварительного слушания.
Суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе при наличии соответствующих оснований, проводит предварительное слушание. Оно проводится (основания): 1) при наличии ходатайства стороны об исключении доказательства; 2) при наличии основания для возвращения уголовного дела прокурору; 3) при наличии основания для приостановления или прекращения уголовного дела; 4) при наличии ходатайства стороны о проведении судебного разбирательства при участии подсудимого; 5) для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей; 6) при наличии не вступившего в законную силу приговора, предусматривающего условное осуждение лица, в отношении которого в суд поступило уголовное дело, за ранее совершенное им преступление; 7) при наличии основания для выделения уголовного дела. Ходатайство о проведении предварительного слушания может быть заявлено стороной после ознакомления с материалами уголовного дела либо после направления уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом в суд в течение 3 суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения или обвинительного акта.
Предварительное слушание проводится в определенной процессуальной форме. Оно производится единолично судьей с участием сторон в закрытом судебном заседании. Уведомление о вызове сторон должно быть направлено не менее чем за 3 суток до дня проведения предварительного слушания. Предварительное слушание может быть проведено в отсутствие обвиняемого по его ходатайству либо при наличии оснований для проведения судебного разбирательства по ходатайству одной из сторон. Неявка других своевременно извещенных участников производства по уголовному делу не препятствует проведению предварительного слушания. В случае если стороной заявлено ходатайство об исключении доказательства, судья выясняет у другой стороны, имеются ли у нее возражения. При отсутствии возражений судья удовлетворяет ходатайство и выносит постановление о назначении судебного заседания, если отсутствуют иные основания для проведения предварительного слушания. Ходатайство стороны защиты об истребовании дополнительных доказательств или предметов подлежит удовлетворению, если это имеет значение по делу. По ходатайству сторон в качестве свидетелей могут быть допрошены любые лица, которым что-либо известно об обстоятельствах производства следственных действий или изъятия и приобщения к делу документов, за исключением лиц, обладающих свидетельским иммунитетом. В ходе предварительного слушания ведется протокол.
Предварительное слушание может завершиться принятием следующих решений: 1) о направлении дела по подсудности; 2) о возвращении уголовного дела прокурору; 3) о приостановлении производства по делу; 4) о прекращении уголовного дела; 5) о назначении судебного заседания; 6) об отложении судебного заседания в связи с наличием не вступившего в законную силу приговора, предусматривающего условное осуждение лица, в отношении которого в суд поступило уголовное дело, за ранее совершенное им преступление; 7) о выделении или невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство, и о назначении судебного заседания. Решение судьи оформляется постановлением. В постановлении должны быть отражены результаты рассмотрения заявленных ходатайств и поданных жалоб.
71. Основания для возвращения уголовного дела прокурору, приостановления производства по делу и выделения уголовного дела на судебных стадиях уголовного судопроизводства.
Судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если: 1) обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление составлены с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения, акта или постановления; 2) копия обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления не была вручена обвиняемому, за исключением случаев, если суд признает законным и обоснованным решение прокурора; 3) есть необходимость составления обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера; 4) имеются основания для соединения уголовных дел; 5) при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела ему не были разъяснены права; 6) фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном заключении, обвинительном акте, обвинительном постановлении, постановлении о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, свидетельствуют о наличии оснований для квалификации действий обвиняемого, лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, как более тяжкого преступления, общественно опасного деяния либо в ходе предварительного слушания или судебного разбирательства установлены фактические обстоятельства, указывающие на наличие оснований для квалификации действий указанных лиц как более тяжкого преступления, общественно опасного деяния. При наличии обстоятельств, исключающих производство дознания в сокращенной форме, и при поступлении возражения какой-либо из сторон против дальнейшего производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, с применением особого порядка судебного разбирательства, а также по собственной инициативе в случае установления обстоятельств, препятствующих постановлению законного, обоснованного и справедливого приговора, судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке. Судья по ходатайству стороны возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению судом в случаях, если: 1) после направления уголовного дела в суд наступили новые общественно опасные последствия инкриминируемого обвиняемому деяния, являющиеся основанием для предъявления ему обвинения в совершении более тяжкого преступления; 2) ранее вынесенные по уголовному делу приговор, определение или постановление суда отменены, а послужившие основанием для их отмены новые или вновь открывшиеся обстоятельства являются в свою очередь основанием для предъявления обвиняемому обвинения в совершении более тяжкого преступления.
При возвращении уголовного дела прокурору судья решает вопрос о мере пресечения в отношении обвиняемого. При необходимости судья продлевает срок содержания обвиняемого под стражей для производства следственных и иных процессуальных действий с учетом предусмотренных законом сроков.
Судья выносит постановление о приостановлении производства по уголовному делу: 1) в случае, когда обвиняемый скрылся и место его пребывания неизвестно; 2) в случае тяжелого заболевания обвиняемого, если оно подтверждается медицинским заключением; 3) в случае направления судом запроса в Конституционный Суд РФ или принятия Конституционным Судом РФ к рассмотрению жалобы о соответствии закона, примененного или подлежащего применению в данном уголовном деле, Конституции РФ; 4) в случае, когда место нахождения обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в судебном разбирательстве отсутствует. Судья приостанавливает производство по уголовному делу и в случае, если совершил побег обвиняемый, содержащийся под стражей, он возвращает уголовное дело прокурору и поручает ему обеспечить розыск обвиняемого или, если скрылся обвиняемый, не содержащийся под стражей, он избирает ему меру пресечения в виде заключения под стражу и поручает прокурору обеспечить его розыск.
По поступившему уголовному делу суд при наличии соответствующих оснований, вправе принять решение о выделении уголовного дела в отдельное производство и направлении его по подсудности, если раздельное рассмотрение судами уголовных дел не отразится на всесторонности и объективности их разрешения.
72. Судебное разбирательство: понятие, сущность и значение этой стадии уголовного процесса. Структура судебного разбирательства.
Судебное разбирательство— центральная стадия уголовного процесса, в которой суд первой инстанции с участием сторон рассматривает в судебном заседании уголовное дело по существу при непосредственном исследовании доказательств и выносит приговор или принимает иное решение, свидетельствующее об окончании уголовного судопроизводства. Сущность стадии судебного разбирательствазаключается в том, что суд первой инстанции при непосредственном исследовании доказательств рассматривает и разрешает уголовное дело по существу (устанавливает виновность или невиновность подсудимого). Именно в судебном разбирательстве суд отправляет правосудие: разрешает вопросы о квалификации преступления, о виновности или невиновности подсудимого, о его наказании или оправдании, а также выносит обвинительный или оправдательный приговор. Значениестадии состоит в том, что в рамках судебного разбирательства реализуется назначение уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК). Кроме того, при надлежаще организованном судебном разбирательстве, соблюдении порядка его проведения оказывается воспитательное воздействие на участников процесса и присутствующих в судебном заседании лиц.
Структура судебного разбирательства. Судебное разбирательство состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных частей, в каждой из которых решаются свои специфические задачи: 1) подготовительная часть судебного заседания; 2) судебное следствие по уголовному делу; 3) прения сторон; 4) последнее слово подсудимого; 5) постановление и оглашение приговора
73. Общие условия судебного разбирательства: понятие, сущность и значение.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции особое место занимают вопросы реализации положений, которые обеспечивают надлежащий порядок исследования доказательств, права и законные интересы лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство. Среди всех этих норм особое место занимают предписания, которые устанавливают наиболее существенные черты судебного разбирательства в суде первой инстанции как центральной стадии уголовного процесса. Такие положения принято именовать общими условиями судебного разбирательства.
Общие условия судебного разбирательства — это закрепленные законом правила, которые отражают наиболее характерные черты данной стадии процесса, обеспечивают реализацию в ней принципов уголовного судопроизводства и гарантируют соблюдение прав и законных интересов участников судебного разбирательства. В общих условиях заложены основы порядка судебного разбирательства в целом и на отдельных его частях.