И содержанию бассейнов, помещений теплопроцедур с обогревочной камерой
66. Строительство бассейнов в дошкольных учреждениях должно предусматриваться:
с ванной шириной не менее 3 м, длиной 6 - 7 м, глубиной не более 0,8 м в глубокой части, не более 0,6 м – в мелкой (для воспитанников в возрасте от 1 года до 4 лет);
с ванной шириной не менее 6 м, длиной 10 - 12,5 м, глубиной – не более 0,9 м в глубокой части, не более 0,7 м – в мелкой (для воспитанников в возрасте от 4 до 7 лет).
67. Устройство, функционально-планировочная структура и содержание бассейна должны соответствовать требованиям:
Санитарных правил и норм 2.1.2.10-39-2002 «Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 декабря 2002 г. № 167 (далее – СанПиН 2.1.2.10-39-2002);
пособия к Строительным нормам и правилам «Проектирование спортивных и физкультурно-оздоровительных зданий, сооружений и помещений» П2-2000 к СНиП 2.08.02-89, утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
24 ноября 2000 г. № 531;
настоящих Санитарных правил, других ТНПА.
68. В состав помещений бассейна должны входить:
зал с ванной;
две раздевальные с душевыми и туалетом (далее – раздевальные);
комната медицинской сестры и лабораторная анализа воды (общей площадью не менее 18 м2);
комната тренера с санузлом и душем (общей площадью от 6 до
10 м2);
узел управления и технические помещения.
В бассейне с ванной шириной не менее 6 м и длиной
10 - 12,5 м должны быть дополнительно предусмотрены:
зал для разминки (площадью 2,5 м2 на одного занимающегося в бассейне) с кладовой спортивного инвентаря;
вестибюль с гардеробом.
69. Устройство залов с ваннами бассейнов должно соответствовать следующим требованиям:
по периметру ванны должны быть предусмотреныподогреваемые обходные дорожки шириной не менее 0,75 м (не менее
1,5 м в торцах);
со стороны выхода из душевых дорожки должны иметь уклон 0,01º - 0,02º в направлении сливных канализационных трапов.
по периметру заглубленной ванны должен предусматриваться борт высотой 0,15 м и шириной 0,3 м;
лестницы для выхода из воды должны располагаться в нишах, не выступающих из плоскости стен ванны;
высота залов с ваннами бассейнов должна быть не менее 3,6 м от уровня воды.
В условиях реконструкции дошкольного учреждения высота залов с ваннами бассейна может быть уменьшена до 3 м при условии согласования в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
70. Материалы покрытия обходной дорожки, дна ванны бассейна должны предусматривать возможность очистки и дезинфекции и быть устойчивыми к действию применяемых химических реагентов.
Обходная дорожка, стенки и дно ванны должны быть выполнены из водонепроницаемых материалов, внутренняя поверхность конструкций залов ванн – из влагостойких материалов.
71. Залы с ваннами бассейнов должны иметь естественное освещение – предусматривать световые проемы, не менее 20 % от площади помещения, включая площадь зеркала воды. Большая часть световых проемов должна предусматривать возможность проветривания (фрамуги, форточки и другое).
72. Раздевальные бассейнов должны размещаться на одной отметке с обходными дорожками ванны бассейна и сообщаться с ней только через душевые.
73. Душевые бассейна должны:
предусматриваться из расчета 1 душевая сетка на 4 места единовременной пропускной способности;
иметь площадь 0,72 м2 на одно место единовременной пропускной способности, но не менее 4 м2;
предусматривать проходной на обходную дорожку ножной душ размером не менее 0,8 м длиной и 0,1 - 0,15 м глубиной.
74. В бассейнах должна быть оборудована приточно-вытяжная вентиляция. Температура воздуха в залах с ваннами бассейнов должна быть +31°C – +32°C (на 1°C – 2°С выше температуры воды), в раздевальных и душевых +25°C – +26°С. Расчетная кратность воздухообмена должна составлять не менее 50 м3/час на одного воспитанника.
Подвижность воздуха в залах с ваннами бассейна не должна превышать 0,2 м/с, относительная влажность – 50 % – 65 %.
75. При системе рециркуляции воды в бассейне должен быть обеспечен постоянный приток свежей воды не менее 10 % ее объема в сутки, при этом продолжительность полной смены воды в бассейне должна быть не более 8 часов.Спуск воды и дезинфекция ванн бассейнов при таком режиме должны проводиться один раз в 7 – 10 дней.
76. Показатели качества воды ванн бассейнов, объем и кратность контроля, порядок отбора проб воды для лабораторных исследований должны соответствовать требованиям, установленным
СанПиН 2.1.2.10-39-2002.
77. Вода, подаваемая в ванны рециркуляционных бассейнов, должна быть обеззаражена*. Методы обеззараживания, используемые реагенты должны соответствовать требованиям, установленных СанПиН 2.1.2.10-39-2002.
78. Не реже одного раза в месяц должна проводиться генеральная уборка помещений и ванны бассейна с профилактическим ремонтом и дезинфекцией.
79. Перед каждым занятием плаванием должен проводиться контроль за температурой и относительной влажностью воздуха в зале с ванной бассейна, раздевальных, температурой воды в ванне бассейна и содержанием в ней остаточного средства дезинфекции.
80. Дезинфекция чаши ванны бассейна должна проводиться после слива воды и механической очистки методом двукратного орошения с расходом дезинфицирующего средства в соответствии с инструкцией по применению. Время экспозиции дезинфицирующего раствора в зависимости от его концентрации рассчитывается в соответствии с инструкцией, но не должно составлять менее одного часа.
Одновременно с уборкой помещений бассейна должна проводиться дезинфекция обходных дорожек, пола, скамеек в раздевальных, ковриков, дверных ручек, поручней.
81. Для посещения бассейна у каждого воспитанника должны быть купальные принадлежности (плавки, резиновая шапочка, полотенце, мыло, губка, расческа).
После однократного использования купальные принадлежности должны быть обработаны в домашних условиях или в дошкольном учреждении (полотенца и плавки стираются в прачечной, шапочки и губки обрабатываются дезинфицирующим раствором, затем тщательно промываются).
82. При проведении занятий плаванием в бассейне дошкольного учреждения должны соблюдаться следующие требования:
перед началом и после занятий должна проводиться помывка воспитанников в душе (температура воды 36 °C - 37 °С, после плавания – на 2 °C - 4 °С выше температуры воды в бассейне);
занятия плаванием должны быть организованы по подгруппам с количеством 10 – 12 воспитанников;
одновременные занятия плаванием в двух подгруппах могут проводиться в ваннах бассейна шириной 6 м и длиной 10 - 12,5 м и при наличии двух тренеров;
_____________________________________________
*В бассейнах с непрерывным притоком свежей воды (без рециркуляции воды) в количестве 25% объема воды в час дополнительное применение средств дезинфекции не требуется.
длительность занятий плаванием должна быть от 15 до 40 минут (в зависимости от возраста воспитанников);
перерывы между занятиями плаванием должны быть 25 - 30 минут;
занятия должны проводиться не ранее, чем через 30 - 40 минут после приема пищи:
утром с 7.30 до 8.30 после легкого завтрака;
с 9.30 до 12.30 после завтрака;
с 15.15 до 17.00 после дневного сна.
83. В составе помещений теплопроцедур с обогревочной камерой дошкольных учреждений должны быть предусмотрены:
раздевалки (раздельные для мальчиков и девочек);
душевые (раздельные для мальчиков и девочек);
помещение обогревочной камеры площадью не менее 10 м2;
помещение охлаждения площадью из расчета не менее 2 м2 на одно место в обогревочной камере.
84. В помещениях теплопроцедур с обогревочной камерой:
обогревочная камера должна быть оборудована тремя полками высотой 40 см каждая (при этом верхняя полка на расстоянии не менее 1,2 м от потолка);
помещение охлаждения – кушетками;
душевые – легко моющимися полочками для мыла и вешалками для полотенец.
85. Стены и потолки обогревочной камеры должны быть обиты сухим, хорошо абсорбирующим деревом лиственных пород без сучков и смолы (тополь, осина, ольха, береза), без лакокрасочного покрытия.
86. Полы в помещениях теплопроцедур с обогревочной камерой должны быть покрыты светлыми, нескользкими облицовочными плитками и иметь уклон к сливным канализационным трапам.
87. Для уборки помещений теплопроцедур с обогревочной камерой должны быть предусмотрены поливочные краны холодной и горячей воды с отводом сточных вод через канализационные трапы.
88. Текущая уборка (смывание пола горячей водой) помещений теплопроцедур с обогревочной камерой, должна проводиться после каждого посещения, а в конце дня – с обработкой дверей, стен, полов, шкафов для одежды, кушеток, радиаторов отопления горячим мыльно-содовым раствором или дезинфицирующими средствами, не имеющими запаха.
89. Помещения теплопроцедур с обогревочной камерой могут посещать воспитанники с 3-летнего возраста с разрешения и рекомендациями по режиму врача дошкольного учреждения (участкового врача-педиатра, врача общей практики).
90. При посещении помещений теплопроцедур с обогревочной камерой должны соблюдаться следующие требования:
перед посещением обогревочной камеры воспитанники должны принять душ и насухо вытереться полотенцем;
в обогревочной камере воспитанники должны находиться в положении лежа и в головном уборе (хлопчатобумажная шапочка или косынка);
время пребывания воспитанников в обогревочной камере при первых посещениях должно быть не более 4 - 5 минут, температура воздуха – не более +60 °С;
время пребывания в помещении обогревочной камеры должно увеличиваться постепенно – для 3 - 4-летних воспитанников до 5 - 7 минут, для
5 - 7-летних воспитанников до 7-10 минут;
пребывание воспитанников в обогревочной камере должно чередоваться с разнообразными видами охлаждения (плавание в бассейне с температурой воды + 25 °С в течение 1 - 1,5 минут; пребывание в махровом халате или полотенце в помещении с температурой воздуха
+ 20 °С – + 25 °С в течение 5 - 7 минут; обливание в душе или из шланга без сильного напора водой температурой + 25 °С и другое);
одновременно должно находиться не более 10 воспитанников, в том числе в обогревочной камере – 5 - 6 воспитанников, под присмотром не менее двух взрослых (медицинский работник, воспитатель);
после посещения обогревочной камеры воспитанники должны отдохнуть в течение 20 - 30 минут.
ГЛАВА 7
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ
91. Помещения дошкольных учреждений должны быть оборудованы мебелью детской дошкольной (столами, стульями, кроватями, шкафами), настенными досками, соответствующими росту и возрастным особенностям воспитанников, педагогическим требованиям, требованиям настоящих Санитарных правил и другим ТНПА.
Основные размеры столов и стульев для воспитанников должны соответствовать приложению 6 к настоящим Санитарным правилам.
92. Столы и стулья в игральных и групповых с зонами отдыха дошкольного учреждения должны устанавливаться по числу воспитанников в группах. Стулья должны быть в комплекте со столом одного размера (группы) и маркировки.
При расстановке столов для занятий должны соблюдаться следующие требования:
столы должны быть установлены у светонесущей стены при левостороннем освещении;
четырехместные столы должны быть установлены не более чем в
2 ряда, двухместные столы - не более чем в 3 ряда;
расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,5 м;
расстояние первого ряда столов от светонесущей стены – 1 м;
расстояние от первых столов до настенной доски должно обеспечить угол рассмотрения в 35°, что обеспечивается расстоянием в 1,6 - 2,4 м (при использовании доски во время занятий);
размер настенной доски должен быть 0,75 × 1,5 м2, высота подвеса ее нижнего края – 0,7 - 0,8 м.
93. Рассаживание воспитанников за столами должно проводиться с учетом состояния здоровья воспитанников, имеющихся у них функциональных нарушений слуха, остроты зрения.
Корректировка рассаживания воспитанников должна проводиться не реже двух раз в год.
Воспитанники с ведущей левой рукой должны быть рассажены за столом парами или по одному, либо слева от воспитанника с ведущей правой рукой.
При организации занятий в форме «занятие-игра» могут использоваться другие варианты расстановки столов и стульев, при этом должны соблюдаться гигиенические требования по освещенности, подбору мебели соответственно росту воспитанников.
В каждой группе должна быть схема рассадки воспитанников.
94. Мольберты и столы для рисования в дошкольном учреждении должны быть размещены у светонесущей стены при левостороннем освещении. Угол наклона мольберта должен регулироваться от 60° до 75°, рабочая плоскость стола для рисования – от 0° до 75°.
При невозможности расстановки столов для рисования у светонесущей стены должно быть предусмотрено дополнительное искусственное освещение.
95. При наличии в дошкольном учреждении персональных электронно-вычислительных машин (далее – ПЭВМ) оборудование рабочих мест воспитанников должно соответствовать требованиям Санитарных правил СанПиН 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь
10 ноября 2000 г. № 53 (далее – СанПиН 9-131 РБ 2000).
96. При просмотре телевизионных передач в дошкольном учреждении должны соблюдаться следующие требования:
размер экрана телевизора по диагонали должен быть не менее 51 -
61 см;
высота установки телевизора должна составлять 1 - 1,3 м от пола;
расстояние от экрана телевизора до воспитанников (зрителей) должна составлять от 4 до 6 м;
стулья должны устанавливаться в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу воспитанников) при расстоянии между рядами 0,5 - 0,6 м.
97. При оборудовании спальных помещений дошкольного учреждения должны соблюдаться следующие требования:
спальни должны быть оборудованы индивидуальными для каждого воспитанника кроватями;
для воспитанников в возрасте до 3 лет длина кровати должна составлять не менее 120 см, ширина – 60 см, с переменной высотой ложа и ограждением;
для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет – длина кровати 140 см, ширина – 60 см;
расположение кроватей должно обеспечить удобство подхода к ним и возможность уборки спального помещения;
ширина проходов между кроватями должна составлять не менее
45 см, минимальное расстояние между кроватями – 30 см.
В группах для воспитанников в возрасте от 3 лет и старше могут использоваться двухъярусные кровати с ограждением ложа второго яруса высотой не менее 30 см.
Оборудование спален двухъярусными кроватями для воспитанников в возрасте до 3 лет и в группах с круглосуточным пребыванием воспитанников запрещается.
98. Приемные, раздевальные групповых ячеек должны быть оборудованы шкафами для верхней одежды воспитанников и работников дошкольного помещения с устройством для просушки одежды и обуви.
Шкафы для верхней одежды должны иметь индивидуальные ячейки с полками для головных уборов, вешалки для верхней одежды.
99. Высота санитарного оборудования в умывальных, санитарных узлах, душевых помещениях дошкольного учреждения, считая от пола до борта санитарного оборудования, должна составлять:
умывальников для воспитанников ясельного возраста и воспитанников в возрасте от 3 до 4 лет – 40 см;
умывальников для воспитанников в возрасте от 4 до 6 лет – 50 см;
ванн на постаментах – 60 см;
глубокого душевого поддона (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона – 1,5 м) – 60 см;
мелкого душевого поддона (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона – 1,6 м) – 30 см.
Душевые сетки должны быть с гибким шлангом.
100. В туалетных должны быть установлены настенные вешалки с индивидуальными ячейками для хранения детских полотенец, предметов личной гигиены, в ясельных группах – шкафы с отдельными ячейками для хранения индивидуальных горшков.
Для хранения уборочного инвентаря и хозяйственных принадлежностей в туалетных должны быть предусмотрены закрывающиеся хозяйственные шкафы.
101. Стационарное оборудование в групповых ячейках должно быть надежно закреплено к стене или полу.
102. Использование и хранение в помещениях с пребыванием воспитанников неисправного оборудования, мебели и инвентаря запрещается.
ГЛАВА 8