Выбор темы курсовой работы
Цели и задачи курсовой работы
Курсовая работа по дисциплине «Маркетинг» является самостоятельной работой студента, включающей, как правило, элементы научных исследований по выбранной теме и показывающей уровень освоения теоретических знаний и возможность их практического применения. При подготовке курсовой работы студент должен самостоятельно изучить соответствующую научную и учебную литературу, нормативные документы, разработать теоретическое обоснование, провести ситуационный анализ и необходимые маркетинговые исследования с целью подготовки рекомендаций, направленных на решение проблемы по выбранной теме курсовой работы.
Выбор темы курсовой работы
Успех выполнения курсовой работы во многом определяется правильным выбором темы.
Темы курсовых работ могут быть связаны с изучением внутренней и внешней среды фирмы. В частности, представляется целесообразным изучить структуру предприятия и наметить пути ее совершенствования с целью повышения эффективности работы фирмы. Интересным является вопрос, связанный с изучением потребителей данной продукции, их психографической характеристикой, экономическим положением, жизненным циклом семьи и т.д. Одним из главных аспектов в маркетинговой деятельности является товар, его конкурентоспособность, жизненный цикл, потребительские свойства, качество, условия и стимулирование сбыта, что также может являться предметом изучения в курсовой работе.
Ниже приведена примерная тематика курсовых работ.
Тематика курсовых работ по дисциплине «Маркетинг»
1. Организация маркетинговой деятельности в Управлении по делам молодежи Дмитровского района
2. Маркетинг образовательных услуг в Университете «Дубна»
3. Организация спроса и стимулирование сбыта в сети магазинов «Пятерочка»
4. Организация спроса и стимулирование сбыта в сети магазинов «5 звезд»
5. Организация спроса и стимулирование сбыта в сети магазинов «Спар»
6. Организация спроса и стимулирование сбыта услуг в физкультурно-оздоровительных комплексах г. Дмитрова
7. Обеспечение конкурентоспособности рекламной продукции (на примере конкретного предприятия)
8. Рынок образовательных услуг в Дмитровском районе
9. Организация маркетинга в рекламных агентствах г. Дмитрова
10. Анализ рынка фармацевтических товаров в г. Дмитрове
11. Ситуационный анализ медицинских услуг в г. Дмитрове и Дмитровском районе
12. Ситуационный анализ овощного рынка г. Дмитрова
13. Российский рынок рыбных товаров
14. Обеспечение конкурентоспособности продукции (на примере конкретного предприятия)
15. Роль выставок в пропаганде достижений предприятий Дмитровского района
16. Рынок стоматологических услуг в г. Дмитрове
17. Организация маркетинговой службы на предприятиях г. Дмитрове
18. Характеристика покупателей продовольственных товаров в микрорайоне ДЗФС
19. Характеристика покупателей непродовольственных потребительских товаров в микрорайоне ДЗФС
20. Характеристика потребностей жителей микрорайона ДЗФС
21. Изучение покупателей микрорайона ДЗФС
22. Планирование ассортимента продовольственных товаров в микрорайоне ДЗФС
23. Планирование ассортимента непродовольственных товаров в микрорайоне ДЗФС
24. Организация и проведение рекламных кампаний образовательных услуг в университете «Дубна»
25. Организация и проведение рекламных кампаний на предприятиях г. Дмитрова
26. Маркетинг рынка банковских услуг г. Дмитрова
27. Маркетинг рынка рекламных услуг г. Дмитрова
28. Российский рынок рекламных услуг
29. Мировой рынок рекламных услуг
30. Стратегия и тактика маркетинга на предприятиях г. Дмитрова
31. Организация спроса и стимулирование сбыта рекламной продукции в рекламных агентствах г. Дмитрова
32. Организация спроса и стимулирование сбыта в ресторане быстрого питания «Макдоналдс»
33. Маркетинг страховых услуг в г. Дмитрове
34. Ценовая политика в системе реализации рекламных услуг
35. Конъюнктура рынка электробытовых товаров в г. Дмитрове
36. Конъюнктура продовольственных товаров в г. Дмитрове
37. Обеспечение конкурентоспособности продукции Дмитровского молочного завода
38. Обеспечение конкурентоспособности продукции Дмитровского мясокомбината
39. Обеспечение конкурентоспособности образовательных услуг университета «Дубна»
40. Оценка эффективности рекламной деятельности. Практические примеры
41. Отношение потенциальных потребителей к рекламе
42. Специфика маркетинга на малых предприятиях (на примере конкретного предприятия)
43. Роль выставок в рекламировании продукции предприятий района
При выборе темы курсовой работы особенно желательно изучение вопросов, связанных с рекламой, поскольку в ходе их разработки могут быть внесены предложения, полезные для развития различных предприятий и организаций.
Работа над содержанием курсовой работы
По выбранной теме необходимо изучить имеющуюся литературу. Следует отметить, что сегодня в России издается большое количество учебной и научной литературы по маркетингу. Ниже приведен список рекомендованной литературы, которую можно использовать при подготовке курсовой работы.
Список рекомендованной литературы по маркетингу
1. Барышев А.Ф. Маркетинг: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Ф. Барышев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 224 с..
2. Белоусова С.Н. Маркетинг: учебное пособие / С.Н. Белоусова, А.Г. Белоусов. – Изд. 7-е, перераб. и доп. – Ростов /нД: Феникс, 2012. – 397 с.
3. Блюм М.А., Герасимов Б.И., Молоткова Н.В. Маркетинг рекламы: учеб. пособие / М.А. Блюм, Герасимов Б.И., Молоткова Н.В. – М.: Форум, 2013. – 144 с.
4. Березин И.С. Маркетинг и исследование рынков. – М.: Русская Деловая Литература, 2003. – 416 с.
5. Бун Л., Куртц Д. Современный маркетинг: учебник.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 1039 с.
6. Жуков Б.М., Романов А.А., Басенко В.П. Маркетинг: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2012. – 440 с.
7. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 496 с. (серия «Высшее образование»).
8. Котлер Ф. Основы маркетинга. : Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007 . – 656 с.: ил.
9. Маркетинг: учебник / кол. авторов; под ред. проф. Т.Н. Парамоновой. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 360 с.
10. Минько Э.В., Карпова Н.В. Маркетинг: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г., 351 с.
После изучения литературы необходимо разработать рабочий план курсовой работы. Рабочий план составляется в произвольной форме, но в любом случае он должен включать введение, теоретический раздел, маркетинговое исследование, заключение, конкретные рекомендации и выводы, список использованной литературы и (если имеется) нормативной документации.
Введение имеет объем от 1 до 5 страниц компьютерного текста и должно ответить на вопрос - почему выбрана именно эта тема и какие конкретно задачи необходимо решить при разработке данной курсовой работы. Целью маркетингового исследования является получение информации о конъюнктуре рынка, динамике его развития, стратегическом планировании и конкурентоспособности товаров, а также других вопросов, являющихся предметом рассмотрения в данной курсовой работе.
Теоретический раздел может иметь объем от 5 до 15 страниц, содержать схемы, рисунки графики, таблицы, диаграммы, другой иллюстрационный материал. Это весьма трудоемкий и ответственный участок работы. В нем студент должен показать умение работать с учебной и научной литературой, анализировать и давать оценку изученному материалу и нормативной документации, подвести к необходимости проведения маркетинговых исследований по выбранной теме. Итогом теоретического раздела должно явиться логическое обоснование целей и задач курсовой работы и выбора метода маркетингового исследования по данной теме.
Практическая часть – это собственные исследования студента. Такие исследования позволяют получить достаточно достоверные сведения о потребностях групп потребителей и покупателей, макро- и микросреде фирмы, конкурентоспособности товара, уровне цен и т.д. Исследования проводятся с целью определения стратегии деятельности фирмы.
Одним из наиболее доступных и распространенных в настоящее время методов маркетинговых исследований является метод анкетирования. Примеры анкет для маркетингового исследования приведены вприложениях 1-9. Анкеты могут быть самостоятельно разработаны студентом при выполнении им курсовой работы.
При исследовании рынка методом анкетирования следует исходить из того, что большинство опрашиваемых в своих ответах будут давать объективную информацию, соответствующую их представлениям о том или ином товаре.
Анкетируемая группа должна быть достаточно обширной, чтобы давать верное представление о потребности и положении данного товара на исследуемом рынке. Учитывая сложность проведения этой работы, можно ограничиться 60-100 анкетами. Степень достоверности результатов в этом случае составит 70-75%, что для курсовой работы, имеющей основное назначение понять сущность данного процесса, является приемлемым.
Большое значение придается выборке респондентов. Выборка должна соблюдаться по принципу единообразия и пропорциональности распределения. Например, в городе или в поселке выбираются наугад 3 или 4 улицы и затем номера домов и квартир, которые заканчиваются на какую-либо случайную цифру, например, 5 (5, 15, 25, 35 и т.д.). Это и будут адреса опроса. Также наугад выбираются дома и квартиры второй улицы, третьей улицы и т.д.
При этом следует учитывать, что анкетируемая группа должна по мере возможности в полной мере отражать характеристики потребителей и покупателей данного региона.
Серьезное внимание должно уделяться установлению анкетером (в данном случае студентом) доверительного отношения с опрашиваемыми. От этого во многом зависит результат работы. При этом сам студент должен быть беспристрастным и объективным.
Из образцов анкет, приведенных в приложениях 1-9, следует, что вопросы в них могут быть сформулированы в различных формах. Ряд вопросов предполагают ответы «да» или «нет». Некоторые вопросы предполагают ответ на один из нескольких вариантов. И, наконец, в некоторых вопросах опрашиваемому предлагается высказать собственное мнение. Вопросы должны быть построены в логической последовательности и быть интересными для анкетируемых.
Заполненные анкеты обрабатываются, полученные результаты сводятся в таблицы, представляются в виде графиков и диаграмм, дается описание отмеченных закономерностей, делаются выводы.
Значительный интерес представляет изучение рынка продовольственных и непродовольственных товаров. В качестве примера могут служить анкеты «Потребление молока и молочных продуктов» и «Магазин, который Вы хотели бы видеть рядом с домом», приведенные соответственно в приложениях 1 и 2.
Исключительно большое значение в жизни каждого человека играет медицинское обслуживание. При разработке курсовой работы на данную тему в качестве примера можно привести анкету «Оценка и предложения персонала по улучшению работы и обслуживания в больнице (Приложение 3), а также анкету «Характеристика пациентов, их оценка и предложения по улучшению медицинского облуживания в городской клинической больнице» (Приложение 4).
Представляет значительный интерес тематика курсовых работ, связанных с исследованием рынка фармацевтических товаров. Примерная анкета исследований рынка и покупателей лекарств приведена в приложении 5.
В связи с проводимой в России реформой образования представляется интересной разработка курсовых работ на тему «Рынок образовательных услуг». Образец примерной анкеты, позволяющей определить отношения школьников 9,10 и 11 классов к выбору своей будущей профессии и продолжению своего образования, приведен в приложении 6. Анкета, приведенная в приложении 7, характеризует качество предоставляемых образовательных услуг и, как следствие, конкурентоспособность учебного заведения.
Одним из стимулов развития рыночной экономики является конкуренция и конкурентоспособность товаров. Конкуренция заставляет предприятия всех форм собственности повышать качество товаров, вести разумную ценовую политику, изучать конъюнктуру рынка, прогнозировать его развитие, развивать предпродажное и послепродажное обслуживание, разрабатывать и осуществлять методы стимулирования сбыта продукции. Примерная анкета по изучению основных конкурентов своей фирмы приведена в анкете, показанной в приложении 8. При изучении конкурентоспособности фирмы в курсовой работе целесообразно проанализировать ее сильные и слабые стороны. Такой анализ позволяет уяснить цели организации и сформулировать стратегию ее деятельности.
Темой курсовой работы может являться исследование ценовой политики фирмы, определение роли цены в сбыте продукции и в получении прибыли предприятием.
Актуальным является рассмотрение отношение потенциальных потребителей к рекламе. Пример анкеты по изучению отношения потенциальных потребителей к рекламе приводится в приложении 9.
При исследовании характеристик потребителей, совершающих покупку, необходимо четко определить группу потребителей, которые согласны вести строгий учет приобретаемых ими товаров. Полученная информация сопоставляется с характеристиками покупателей (пол, возраст, социальное положение, жизненный цикл семьи и т.д.). Информация собирается по определенному товару или товарной группе и позволяет судить о характеристике рынка этого товара (группы товаров).
Очень важным является исследование процесса выведения на рынок нового товара, определение реакции потребителя на этот товар, анализ организационных мероприятий, связанных с производством и продвижением нового товара.
При исследовании розничной сети необходимо исследовать ассортимент товара, объем и динамику продаж, уровень цен, складские запасы и т.д. Важной задачей является изучение конкуренции и основных конкурентов, их доли продаж.
На основе результатов проведенных маркетинговых исследований необходимо подготовить заключение, выводы и конкретные рекомендации по разрабатываемой теме, полезные для практического применения. Заключение, выводы и рекомендации должны быть краткими, ясными для понимания и иметь объем не более 2-3 страниц.
Список использованной литературы может содержать учебную и методическую литературу, справочники, монографии, научные статьи, законодательные и нормативные акты, инструкции, государственные стандарты и т.д. Необходимо обратить внимание на правильность написания списка литературы. Ниже приводятся варианты правильного написания источников литературы:
Березин И.С. Маркетинг и исследование рынков. – М.: Русская Деловая Литература, 2003. – 416 с.
Котлер Ф. Основы маркетинга.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007 . – 656 с.: ил.
Интернет-портал Правительства Российской Федерации, http://www.government.ru.
Приложения к курсовой работе могут включать анкеты, рисунки, графики, таблицы, образцы рекламы, компьютерные распечатки и т.д.
Общий отъем курсовой работы строго не ограничивается и может составлять от 30 до 50 страниц компьютерного (машинописного) текста.