Ситуационные задачи для разбора на занятии

Методические указания для студентов

1 курса специальности лечебное дело

к практическому занятию

по дисциплине анатомия человека

Занятие № 1

(03.09.12 – 08.09.12)

Тема: Система костей. Осевой скелет. Добавочный скелет: кости верхней конечности; пояс верхней конечности; кости свободной части верхней конечности; сесамовидные кости.

Цель занятия: способствовать формированию представлений:

ü об организации учебного процесса на кафедре анатомии человека, основных вопросах анато­мической терминологии, плоскостях и осях;

ü о классификации костей, относящихся к осевому и добавочному скелету.

ü о строении позвонков, ребер, грудины и грудной клетки в целом;

ü о строении костей верхней конечности;

ü об основах понимания рентгенограмм.

Задачи:

1. Изучить оси и плоскости, проводимые через тело человека, строение и классификацию костей скелета, общий план строения позвонков, групповые признаки шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых позвонков.

2. Рассмотреть и изучить особенности строения I, II, VI, VII шейных позвонков, I, X, XI, XII грудных позвонков.

3. Изучить строение грудины, ребер, костей пояса верней конечности (ключицы, лопатки) и свободной верней конечности (плечевой кости, костей предплечья и кисти)

4. Научиться располагать препараты в правильном анатомическом положении.

5. Научиться последовательности действий при работе с рентгенограммой.

Препараты и учебные пособия:

1) Скелет.

2) Набор костей скелета (шейные, грудные, поясничные позвонки, крестец, ребра, грудина, плечевая кость, локтевая кость, лучевая кость, кисть).

3) Таблицы.

4) Рентгенограммы (прямая и боковая проекция позвоночного столба в разных отделах, грудной клетки, верхней конечности).

5) Атлас, учебник.

Студент должен знать:

1) до изучения темы (базисные знания): из курса средней школы должны знать русские названия костей, общую характеристику строения кости, основы строения позвоночника основы строения позвоночника; основы строения ребер, грудины, грудной клетки в целом.

2) после изучения темы:

ü о структуре кафедры анатомии и организации на ней учебного процесса в течение 3-х семестров, о системном подходе к изучению строения человеческого организма, об анатомической терминологии, об осевом скелете и типичном строении его составных частей;

ü основные анатомические термины, анатомические оси и плоскости;

ü общий план строения позвонков, анатомические особенности строения позвонков разных отделов, атипичные позвонки;

ü анатомическое строение ребер и грудины, классификацию ребер, строение грудной клетки, типы грудной клетки;

ü о рентгеновском изображении позвонков, грудины и ребер;

ü варианты строения позвонков, крестца, грудины, ребер;

ü анатомическое строение костей пояса верхней конечности и костей свободной верхней конечности, называть кости, их основные части и детали строения на русском и латинском языках, знать место каждой кости в общем скелете;

ü проекции костей верхней конечности на поверхность руки;

ü аномалии развития костей верхних конечностей;

Студент должен уметь:

ü дать определение анатомии как науки и назвать ее составные части;

ü показать анатомические плоскости и оси на скелете, муляже, живом человеке, правильно употреблять анатомические термины;

ü находить и описывать любой позвонок, правильно называть (по-русски и по-латыни) все анатомические образования позвонков, показывать изгибы позвоночника;

ü рассказывать и показывать детали анатомического строения позвонков разных отделов в строгой логической последовательности от главной к второстепенной части, учитывая функциональное предназначение их;

ü рассказать и показать на препарате строение любой кости верхней конечности по схеме: название кости, основные части, детали анатомического строения;

ü находить кости верхней конечности в наборе препаратов, на скелете, отличать правую от левой,;

ü пользоваться обязательной и дополнительной литературой.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль.

ü по тестовым заданиям;

ü на препаратах костей и скелете.

2. Беседа по теме занятия.

1) Определение анатомии как науки, виды анатомии и методы изучения анатомических объектов.

2) Значение анатомической номенклатуры для подготовки врача, на каких языках она применяется.

3) Наиболее часто употребляемые анатомические слова (термины).

4) Какие анатомические оси и плоскости применяются в анатомии, дать их определение.

5) Названия позвонков и их количество в разных отделах позвоночного столба.

6) Общие признаки позвонка.

7) Групповые признаки шейных, грудных и поясничных позвонков.

8) Отличительные особенности позвонков шейного, грудного и поясничного отделов.

9) Типичные и атипичные позвонки.

10) Строение шейных позвонков, особенности I, II, VI, VII позвонков.

11) Строение грудных позвонков, особенности I, X, XI, XII позвонков.

12) Особенности строения поясничных позвонков.

13) Рудименты рёбер в позвоночном столбе.

14) Особенности строения крестца и копчика.

15) Строение ребер и грудины, классификация ребер, типичные и атипичные ребра.

16) Строение I, II, XI и XII ребра, ложные и колеблющиеся ребра, сроки окостенения ребер и грудины.

17) Анатомическая характеристика грудной клетки в целом.

18) Рентгеноанатомия позвонков, ребер и грудины.

19) Кости плечевого пояса и их назначение.

20) Строение лопатки и ключицы.

21) Строение плечевой кости, костей предплечья.

22) Строение костей кисти: запястья, запястья, фаланг пальцев.

23) Особенность строения кисти человека.

24) Влияние труда и спорта на развитие костей верхней конечности.

25) Возрастные особенности строения изучаемых костей.

3. Практическая работа.

Студенты с помощью учебника и атласа самостоятельно, под руководством и при консультации преподавателя на препаратах и рентгенограммах закрепляют знания, полученные при выполнении самостоятельной (внеаудиторной) работе по строению и анатомическим образованиям костей, используя план характеристики кости.

План ответа по описанию кости, на занятии по анатомии человека

по разделу «остеология».

1. Русское и латинское название кости.

2. Правильно расположить кость по отношению к себе.

3. Основные части кости.

4. Описание каждой части: поверхности, отростки и т. п.

5. Описание рентгенограмм кости.

Ситуационные задачи для разбора на занятии

1) Алгоритм разбора задач заключается в выборе правильного ответа и его пояснении.

2) Пример задачи с разбором по алгоритму:

Обследование ребенка 11,5 месяцев. Ребенок развит нормально, движения активны, может стоять. Какие изгибы позвоночного столба сформировались?

A. Грудной и крестцовый.

B. Шейный и поясничный.

C. Грудной и поясничный.

D. Шейный, грудной и крестцовый.

Е. Шейный, грудной, поясничный, крестцовый.*

Выбор правильного ответа: Е. Шейный, грудной, поясничный, крестцовый.*

Пояснение выбранного ответа: Изгибы позвоночного столба в сагиттальной плоскости – шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы, развиваются постепенно, по мере того, как ребенок начинает держать голову, сидеть, стоять. При нормальном развитии к году сформированы все выше перечисленные изгибы.

3) Задачи для самостоятельного разбора на занятии

1. У пострадавшего ранение в области шеи. Отмечается кровотечение из общей сонной артерии. К какому анатомическому образованию нужно прижать артерию, чтобы остановить кровотечение?

A. К телу VII шейного позвонка.

В. К переднему бугорку поперечного отростка VI шейного позвонка.

C. К переднему бугорку поперечного отростка V шейного позвонка.

D. К поперечному отростку VII шейного позвонка.

E. К заднему бугорку поперечного отростка VI шейного позвонка.

2. Во время прохождения медкомиссии у пациента 25 лет был выявлен патологический тип грудной клетки. При этом поперечные размеры были уменьшены, а грудина сильно выступала вперед. Определите тип грудной клетки.

А. Килевидная грудная клетка.

B. Воронкообразная грудная клетка.

C. Плоская грудная клетка.

D. Цилиндрическая грудная клетка.

E. Бочкообразная грудная клетка.

3. Больной при ДТП получили травму в области рукоятки грудины Отмечается при пальпации болезненность припухлость Повреждение каких ребер из перечисленных возможно?

A. II – III - IV ребра.

B. II - III ребра.

С. I - II ребра.

D. I – II - III ребра

E. IV ребра

4. У пациента при осмотре в клинике был выявлен патологический тип грудной клетки. При этой аномалии мечевидный отросток был сильно смещен кзади, образуя углубление в нижней части передней грудной стенки. Определите тип аномалии.

А. Воронкообразная грудная клетка (сапожника).

B. Бочкообразная грудная клетка.

C. Килевидная грудная клетка.

D. Коническая грудная клетка.

E. Цилиндрическая грудная клетка.

5. У пациента при осмотре в клинике был выявлен патологический тип грудной клетки. При этом ребра занимали более горизонтальное положение (в норме около 45 градусов) Передне-задние размеры грудной клетки примерно равны ее поперечному размеру. Определите тип грудной клетки.

A. Плоская грудная клетка.

B. Бочкообразная грудная клетка.

C. Воронкообразная грудная клетка.

D. Килевидная грудная клетка.

E. Коническая грудная клетка.

6. На рентгенограмме перелом кости, находящейся на латеральной стороне предплечья. Какая кость сломана?

A. Плечевая

B. Локтевая

С. Лучевая

D. Ладьевидная

E. Первая запястная

7. У больного перелом лучевой кости по типу «зеленой ветки». Какая часть кости при этом не пострадала?

А. Надкостница

B. Тело

C. эпифиз

D. Метафиз

E. Апофиз

8. Больной доставлен в клинику с переломом плечевой кости. В каком месте скорее всего, произошло повреждение?

A. В области латерального надмыщелка.

B. В области тела.

C. В области анатомической шейки.

D. В области хирургической шейки.

E. В области головки плеча.

Рекомендуемая литература:(основная и дополнительная).

Основная литература:

1. Анатомия человека. Под редакцией акад. РАМН, проф. М.Р. Сапина. - М.: Медицина, 2008г.

2. Анатомия человека. Краев А.В., Резцов О.В. - М.: Медкнига, 2007 г.

Дополнительная литература:

1. Атлас анатомия человека в трех томах. Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. – М.: издат. группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010 г.

2. Атлас анатомия человека для стоматологов. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Литвиненко Л.М.- М.: ГЭОТАР-Медиа 2009 г.

3. Анатомия человека под редакцией акад. РАМН, проф. Л.Л. Колесникова, проф. С.С. Михайлова - Москва, 2006г.

4. Нормальная анатомия человека: учебник для мед. вузов в 2-х т. Гайворонский И.В. - СПб: Спецлит, 2004 г.

5. Анатомия человека. Под редакцией проф. М.Г. Привеса - Издательство Медицина, 2006 г.

6. Атлас анатомии человека. Под редакцией проф. Р.Д. Синельникова -«Медицина», Москва, 2006 г.

7. ЭБС «консультант студента», сайт: www.studmedlib.ru

Методические указания подготовлены: доцентом Рудницким С.В. _____________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры №1 от «30 августа 2012 г.».

Зав. кафедрой, д.м.н., профессор:_______________ (А. Е. Колосов).

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кировская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Кафедра анатомии

Наши рекомендации