КОМПЕТЕНЦИИ обучающегося, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебная практика Уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля направлена на формирование у студента следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
- способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);
- способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);
- способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8);
- способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);
- способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений детских медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными детьми и подростками (ПК-7);
- способность и готовность проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными детьми и подростками (ПК-12);
- способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у детей и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-19);
- способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в медицинских организациях (ПК-25);
- способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации), технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);
- способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций педиатрического профиля; их обучение основным манипуляциям и процедурам, проводимым в медицинских организациях педиатрического профиля (ПК- 29);
- способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31).
В результате прохождения учебной практики студент должен
Знать:
- принципы организации работы лечебных учреждений, устройство и оборудование лечебных отделений больниц;
- теоретические основы и современную концепцию сестринского дела, организацию работы младшего и среднего медицинского персонала;
- принципы обеспечения инфекционной безопасности в лечебных учреждениях;
- виды санитарной обработки и способы транспортировки больных детей и подростков;
- типы лихорадок;
- особенности наблюдения и ухода за больными детьми и подростками с заболеваниями различных систем организма;
- принципы обучения пациентов и их родственников элементам ухода, самоухода и самоконтроля.
Уметь:
- проводить санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в нем;
- осуществлять смену нательного и постельного белья больного, обрабатывать пролежни;
- проводить санитарную обработку палат соматических и хирургических отделений, помещений операционного блока;
- соблюдать асептику и антисептику
- проводить антропометрию, транспортировку и кормление больных взрослых, детей и подростков;
- осуществлять контроль показателей гемодинамики и дыхания, измерять суточный диурез и температуру тела;
- собирать у пациентов биологический материал для лабораторных исследований;
- подготовить пациента к проведению инструментальных методов обследования;
- осуществлять уход за больными различного возраста с заболеваниями различных органов и систем;
- осуществлять наблюдение и уход за больными в до- и послеоперационном периоде;
- проводить оксигенотерапию, промывание желудка, постановку различных клизм, катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером (на фантомах);
- осуществлять дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными;
- проводить санитарную обработку палат хирургических отделений, помещений операционного блока;
- соблюдать правила асептики и антисептики.
Владеть:
- навыками ухода за больными взрослыми, детьми и подростками с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания;
- навыками ухода за тяжелобольными и агонирующими больными.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость учебной практики Уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля составляет 6 зачетных единицы, 216 часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля |
Организационное собрание | Вводный инструктаж. Современная концепция сестринского дела. Сестринский процесс. Значение ухода за больными. Уход за больными как лечебный фактор. | Тестовый контроль | |
Общий уход за больными взрослыми терапевтического профиля (1 ЗЕТ, 36 часов) | 1. Наблюдение и уход за больными с нарушением функции системы органов дыхания. Основные проблемы пациента. Оценка параметров дыхания. Планирование ухода и помощь при кашле, кровохарканье, легочном кровотечении, приступе бронхиальной астмы. Кислородотерапия. Взятие мокроты для лабораторных исследований. 2. Наблюдение и уход за больными с нарушением функции сердечно-сосудистой системы. Особенности жалоб и выявление проблем пациента Оказание помощи при болях в сердце, острой сосудистой недостаточности, острой сердечной недостаточности. Исследование пульса. Измерение артериального давления. 3. Наблюдение и уход за больными с нарушением функции органов пищеварения. Основные жалобы и проблемы пациента, планирование ухода. Неотложная помощь при рвоте, желудочном, кишечном кровотечении, желчной колике. Промывание желудка. 4. Наблюдение и уход за больными с нарушением функции почек и мочевыводящих путей. Тактика медсестры при острой задержке мочи, почечной колике. Оценка суточного диуреза. Правила забора мочи для исследований. Подготовка больных к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям желудка и кишечника, почек и мочевыводящих путей. Виды клизм, методика приготовления и проведения. 5. Легочно-сердечная реанимация. Признаки клинической и биологической смерти. Методы легочно-сердечной реанимации. 6. Особенности ухода за больными и сестринское дело в гериатрии. Особенности организации сестринского процесса. | Тестовый контроль, ситуационная задача | |
Общий уход за больными взрослыми хирургического профиля (1 ЗЕТ, 36 часов) | 1. Санитарно-противоэпидемический режим в хирургическом отделении и операционном блоке. Вопросы асептики и антисептики. Гигиена медицинского персонала. 2. Понятие о внутрибольничных инфекциях, меры профилактики. 3. Особенности ухода и подготовки больных к операциям. Особенности ухода за больными после хирургического вмешательства, профилактика послеоперационных осложнений. 4. Санитарно-противоэпидемический режим в отделении реанимации. Особенности работы медсестры. Оказание доврачебной помощи больным с угрожающими жизни состояниями. | Тестовый контроль, ситуационная задача | |
Общий уход за больными детьми терапевтического профиля (1 ЗЕТ, 36 часов) | 1. Этико-деонтологические принципы работы медицинского персонала. Устройство, оборудование и режим работы детской больницы. Функциональные обязанности младшего медицинского персонала. Организация рабочего места помощника медицинской сестры. Лечебно-охранительный и санитарно – противоэпидемический режимы. Личная гигиена детей старшего возраста (6 часов) 2. Функциональные обязанности палатной медицинской сестры детского стационара. Правила смены и передачи дежурств. Хранение и учет лекарств (6 часов) 3. Способы и методы применения лекарственных средств у детей различного возраста. Техника выполнения подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций (6 часов) 4. Правила ухода за ребенком первого года жизни. Элементы воспитания детей раннего возраста, режим дня, сон. Питание грудных детей, находящихся на различных видах вскармливания. Питание здоровых и больных детей старше года. Понятие о физиологических и лечебных столах (6 часов) 5. Уход за лихорадящими больными детьми, оказание доврачебной помощи при гипертермии, судорогах. Техника антропометрии, термометрии. Уход за детьми с патологией органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Методы оказания доврачебной помощи при остановке дыхания, обмороке, коллапсе, остановке сердца (6 часов) 6. Уход за детьми с патологией пищеварительной и мочевыделительной систем. Оказание доврачебной помощи при рвоте, диарее, болях в животе, при острой задержке мочи (6 часов) | Тестовый контроль, ситуационная задача | |
Общий уход за больными детьми хирургического профиля (1 ЗЕТ, 36 часов) | 1. 1. Уход за больными в детских хирургических отделениях (неотложная, гнойная хирургия, плановая хирургия). Санитарно-противоэпидемический режим хирургического отделения. Элементы ухода за детьми с экстренной хирургической патологией и пороками развития. Предоперационная подготовка. Индивидуальные режимы детей в послеоперационный период. Работа перевязочного кабинета. 2. 2. Особенности ухода за детьми с хирургической патологией в отделении реанимации и интенсивной терапии. Методы доврачебного контроля за функциями различных систем организма. Уход за больным, находящимся на ИВЛ. 3. 3. Уход за больными детьми с заболеваниями и пороками развития мочевыделительной системы (урологическое отделение). Подготовка к инструментальным методам обследования (урография, цистография, цистоскопия). Установка мочевого катетера, уход за ним. Санитарная обработка палат урологического отделения. Работа цистоскопического кабинета. 4. 4. Уход за больным детьми с травмой и пороками развития опорно-двигательного аппарата (отделения травматологии, ортопедии). Иммобилизация конечностей при переломах трубчатых костей, при переломах позвоночника, наложение гипсовой лангеты. Режим работы гипсового кабинета, перевязочного кабинета. 5. Санитарно-противоэпидемический режим приемно-диагностического отделения хирургического блока. Правила приема детей хирургического профиля в экстренном и плановом порядке. Транспортировка детей на инструментальные исследования, в отделения, в операционный блок. 6. Санитарно-противоэпидемический режим операционного блока. Проведение текущих, заключительных и генеральных уборок. Дезинфекция и стерилизация инструментов и мягкого материала. Вопросы асептики и антисептики. | Тестовый контроль, ситуационная задача |
Отработка практических навыков на фантомах | 1. Постановка внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций. 2. Введение желудочного зонда. 3. Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером. 4. Постановка очистительной и лекарственной клизмы. 5. Проведение легочно-сердечной реанимации. | ||
Выполнение исследовательской работы | Сбор, обработка и систематизация литературного материала. Защита рефератов. | ||
Зачет |