Занятие 10
Тема: Обзор существительных 1 и 2 склонений
Введение в клиническую терминологию. Словообразование в клинической
терминологии. Приставки и суффиксы.
Задание 1. Заучите следующие слова
Существительные 1 склонения | Существительные 2 склонения |
ampulla,ae,f - ампула aperturа,ae,f – апертура, отверстие cellula,ae,f – клетка, ячейка (гр. cyto-) fibra,ae,f - волокно gingiva ,ae, f - десна glandula,ae,f – железа (греч. aden-) retina,ae,f - сетчатка palpebra,ae,f – веко (греч. blephar-) plica,ae,f - складка papilla,ae,f - сосочек | alveolus,i,m - альвеола bulbus,i,m - яблоко bulbus oculi (b. oculi) – глазное яблоко carpus, i, m - запястье folium,i,n - лист gyrus,i,m - извилина metacarpus,i,m - пясть nucleus,i,m - ядро ramus,i,m - ветвь spatium,i,n – пространство, промежуток supercilium,i,n - бровь |
Пнилагательные 1-2 склонения | Прилагательные III скл. (гласный тип) |
aсcessorius,a,um – дополнительный, придаточный, добавочный cavernosus,a,um - пещеристый fibrosus,a,um - фиброзный flavus,a,um - желтый gastricus,a,um - желудочный glutaeus,a,um - ягодичный hepaticus,a,um - печеночный lymphaticus,a,um - лимфатический mucosus,a,um - слизистый oesophageus,a,um - пищеводный pelvinus,a,um - тазовый proprius, a, um – собственный subcutaneus,a,um - подкожный | brevis,e - короткий communis, e - общий corticalis,e - корковый lumbalis,e – поясничный pectoralis,e - грудной pulmonalis,e – легочный radialis,e – лучевой, радиальный spinalis,e - спинной superficialis,e - поверхностный ulnaris,e - локтевой |
Задание 2. Постройте контрольные термины 1-15 (стр.65 «Основы медицинской термино- логии в курсе латинского языка»).
Мы приступили к изучению нового раздела программы «Словообразование в клинической терминологии».
Задание 3. Составьте конспект темы «Структура клинического термина» (в специальной тетради) по учебному пособию «Основы медицинской терминологии в курсе латинского языка» стр.135-137.
Задание 4. Проработайте занятие 1 соответствующего раздела (стр.142-146) по тому же учебному пособию. Составьте таблицу «Латинские и греческие приставки по следующему образцу:
Приставка | Значение | Пример |
a, ab intra- | от, удаление внутри- | abducens - отводящий intramuscularis - внутримышечный |
Задание 5. Проработайте занятие 2 соответствующего раздела пособия (стр.146-149),
Составьте таблицу «Суффиксы» по следующему образцу:
Суффикс | Значение | Пример |
-cul -ul- -ol -ell | Уменьшительный - - - | tuberculum - бугорок glandula - желёзка foveola - ямка lamella - пластинка |
ЗАНЯТИЕ 11.
ТЕМА: 1) Структура анатомических терминов.
2) Введение в клиническую терминологию.
Задание 1. Заучите следующие слова в словарной форме:
I с к л о н е н и е с у щ е с т в и т е л ь н ы х
comissura,ae,f - спайка glandula,ae,f – железа (греч. aden-) medulla,ae,f – мозговое вещество, мозг m. (medulla) oblongata – продолговатый мозг medulla ossium – костный мозг (досл. «мозг костей» - Gen. Pl.) (греч. osteomyel-) medulla spinalis – спинной мозг (гр.myel) | trachea,ae,f – трахея (дыхательное горло) vagina,ae,f - влагалище (гр. colpo-) valvula,ae,f - заслонка vesica,ae,f - пузырь vesica fellea, ae,f – желчный пузырь (греч. cholecyst-) vesica urinaria, ae, f – мочевой пузырь (греч. cyst-) |
II с к л о н е н и е с у щ е с т в и т е л ь н ы х
atrium,i,n - предсердие bronchus, i,m - бронх lobus, i, m - доля lumbus, i, m - поясница | nodulus, i, m - узелок stratum, i, n - слой thalamus, i, m – зрительный бугор thymus, i, m – вилочковая железа |
IV с к л о н е н и е с у щ е с т в и т е л ь н ы х
abscessus,us,m – гнойник,абсцесс, нарыв recessus, us, m - углубление, карман | sensus,us,m - чувство tractus,us,m - путь, тракт |
П р и л а г а т е л ь н ы е I – II с к л о н е н и я
a) cardiacus,a,um - сердечный hepaticus,a,um - печеночный membranaceus,a,um - перепончатый oblongatus,a,um - продолговатый opticus,a,um – зрительный peronaeus,a,um (=fibularis)- малоберцовый sanguineus,a,um - кровеносный spurius,a,um - ложный sympaticus,a,um - симпатический synovialis,e - синовиальный urinarius,a,um - мочевой | b) acutus,a,um - острый anatomicus,a,um - анатомический benignus,a,um - доброкачественный chronicus,a,um – хронический diffusus,a,um - диффузный (разлитой) lymphaticus, a, um - лимфатический malignus,a,um - злокачественный purulentus,a,um - гнойный subacutus,a,um - подострый toxicus,a,um - токсический |
П р и л а г а т е л ь н ы е III с к л о н е н и я (гласного типа)
a) analis,e - анальный, прямокишечный biliaris,e - желчный cerebellaris,e - мозжечковый intermuscularis,e - межмышечный medullaris,e - мозговой paranasalis, e - околоносовой semilunaris,e - полулунный | b) clinicalis,e - клинический infantilis,e - детский juvenilis,e - юношеский senilis,e - старческий |
Задание 2. Приступайте к построению контрольных терминов к III ЦКР (с 16 по 30 )
2) В плане изучения темы «Словообразование в клинической терминологии» начните составление таблицы N 3 «Греко-латинские дублеты» по следующему образцу:
Греческий корень, начальный терминоэлемент | Латинское дублетное обозначение | Значение (перевод) | Пример термина с данным корнем |
-osteo | оs, ossis, n | кость | Osteologia – раздел анатомии, изучающий костную систему |
Задание 3 . Выпишите из сводной таблицы на стр 137-139 и внесите в свою таблицу N 3 следующие греческие корни и их латинские дублеты:
arthr- gloss-
cephal- (kephal-) -genia
cheir-, chir- gnatho-
cardi- oste-
cheil- podo-
odont- rhin-
encephal- stetho-, thorac-
gon- stoma-, stomato-
somat- urano-
В продолжение изучения новой темы начните составление таблицы N 4 «Конечные терминоэлементы» по следующему образцу:
Греческий корень | Значение (перевод) | Пример |
-algia | боль | Cardialgia – боль в области сердца |
Задание4. Выпишите из сводной таблицы на стр 140-141 и включите в свою учебную таблицу N4 следующие греческие корни:
Боль, болезненная чувствительность
Запись, регистрация (процесс)
Описание, изображение (результат)
Наука, учение
Измерение
Заболевание, страдание; чувство
Исследование, инструментальный осмотр
Лечение, способ лечения.
Задание 5. Проработайте материал занятия 3 на стр.149-150. Выполните письменно в специальной тетради упр.3-5. Подберите из упражнений примеры для занесения в таблицы NN 3 и 4.
ЗАУЧИТЕ словообразовательные элементы вместе с примерами