Перечислите основные образования собственно области глазницы 1)..., 2)..., 3)..., 4)..., 5)...
15. Назовите образования, нижней стенкой которой является верхняя стенка глазницы 1)..., 2)...
16. Укажите, с какой околоносовой пазухой граничит нижняя стенка глазницы 1)..., медиальная 2)..., 3)...
17. Перечислите нервы, находящиеся в полости глазницы 1)..., 2)..., 3)..., 4)..., 5)..., 6)...
18. Назовите ветви наружной сонной артерии, с которыми анастомозирует глазная артерия 1)..., 2)..., 3)...
19. Обозначьте терминами воспалительные процессы верхнечелюстной 1)... и лобной 2)... околоносовых (придаточных) пазух
20. Укажите, воспалительные процессы каких образований лица часто «переходят» на верхнечелюстную пазуху 1)..., 2)...
21. Укажите, через какой носовой ход чаще осуществляют пункцию верхнечелюстной пазухи, а также вводят катетер для задней тампонады при угрожающем носовом кровотечении 1)…
22. Объясните, что входит в понятие "зев" 1)... Как называется его суженная часть? 2)…
23. Назовите органы иммунной системы, совокупность которых составляет лимфоэпителиальное кольцо носоглотки (Вальдейера-Н.И.Пирогова) 1)..., 2)..., 3)..., 4)...
24. Укажите, при каком заболевании носоглотки лимфоэпителиальное кольцо вовлекается в воспалительный процесс 1)...
25. Опишите анатомические взаимоотношения небной миндалины с внутренней сонной и лицевой артериями 1)...
26. Объясните, почему при двустороннем переломе тела нижней челюсти имеется опасность механической асфиксии 1)..., что следует предпринять для устранения асфиксии при транспортировке пострадавшего в больницу? 2)...
27. Объясните причину «тоннельного» синдрома, который наблюдается при вовлечении в воспалительный процесс альвеолярных сосудисто-нервных пучков 1)...
28. Укажите, с какими клетчаточными пространствами сообщаются клетчаточные пространства дна ротовой полости 1)..., 2)...
29. Укажите практическое значение «переходной» (щечно-десневой) складки при вскрытии околочелюстных гнойников 1)…
30. Назовите регионарные лимфатические узлы нижней губы и языка 1)..., 2)..., 3)…
31. Опишите проекцию протока околоушной железы 1)..., куда открывается проток? 2)…, на каком уровне? 3)...
32. Назовите основные ветви верхнечелюстной артерии 1)…, 2)…, 3)…, 4)…
33. Назовите наиболее крупные ветви тройничного нерва, расположенные в межчелюстной области 1)…, 2)…, 3)…
34. Укажите порядок расположения сосудисто-нервных образований (снаружи во внутрь) в межчелюстной области 1)…, 2)…, 3)…
Рисунки по теме занятия:
1. Анатомические взаимоотношения околоушной железы с кровеносными сосудами, лицевым нервом и его ветвями
2. Анатомические взаимоотношения околоушной железы с парафаренгиальным пространством (на горизонтальном распиле)
3. Кровеносные сосуды и нервы щечной области.
4. Верхнечелюстная пазуха (на фронтальном распиле).
5. Пути оттока лимфы от нижней губы и языка.
Уметь показать на препарате:
Верхнечелюстную артерию
Верхнечелюстную (гайморову) пазуху
3. Височно-крыловидный промежуток
Височную мышцу
Жевательную мышцу
Жировой комок щеки
Занижнечелюстную ямку
Крыловидное сплетение
Лицевую артерию и вену
Лицевой нерв (ветви)
11. Лобную пазуху(Frontal sinus).
Межапоневротическое пространство височной области
Межкрыловидный промежуток
Мягкое небо
15. Нижний альвеолярный нерв
Наружную сонную артерию (в занижнечелюстной ямке)
17. Небную занавеску
18. Небную миндалину
19. Носовые ходы
Околоушную железу
Околоушный проток
Подапоневротическое пространство височной области
Среднюю менингеальную артерию
Твердое небо
Угловую вену
Фасциальное ложе околоушной железы
27. Язычный нерв
Занятие 11. Операции на голове
Содержание занятия
Первичная хирургическая обработка проникающей черепно-мозговой раны. Декомпрессивная (по Кушингу) и костнопластическая (по Оливекрону) трепанации черепа. Трепанация сосцевидного отростка. Разрезы при флегмонах лица. Вскрытие верхнечелюстной пазухи (гайморотомия)
Цель занятия:
Знать специальные хирургические инструменты для трепанации черепа
Знать методику резекционной, костно-пластической трепанации черепа, трепанации сосцевидного отростка, вскрытия верхнечелюстной пазухи