В процессе подготовки к занятию

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Медицинское и фармацевтическое

Товароведение

(для студентов)

Курс 4

Семестр 7

Занятие № 3.

1. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Ассортимент медицинских и фармацевтических товаров. Анализ ассортимента.

2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Целью изучения данной темы является формирование у будущих специалистов профессиональных знаний и умений по анализу ассортимента медицинских и фармацевтических товаров. Ознакомить студентов с показателями ассортимента: широта, полнота, глубина, новизна. Выбором и использованием необходимой нормативной документации и справочной литературы на медицинские и фармацевтические товары при проведении товароведческого анализа. Формирование у будущих специалистов профессиональных знаний и умений по созданию рационального ассортимента медицинских и фармацевтических товаров в аптечных организациях и ЛПУ, для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в своевременной и качественной медицинской и фармацевтической помощи.

Студент должен знать:

- основные термины и определения по теме занятия;

- основы анализа ассортимента;

- основные показатели, по которым анализируют ассортимент;

- структуру и основные разделы Государственных реестров;

- структуру и основные разделы классификаторов;

- структуру и основные разделы справочников РЛС, Видаль и др.;

- категории и виды нормативной документации и справочной литературы на медицинские и фармацевтические товары;

- объекты стандартизации в медицине и фармации;

- структуру органов стандартизации РФ;

- законодательные акты, регламентирующие деятельность в области стандартизации в РФ.

- виды ассортимента медицинских и фармацевтических товаров;

- виды нормативных и технологических документов, регламентирующих ассортимент товаров.

- анализ ассортимента медицинских и фармацевтических товаров.

Студент должен уметь:

- пользоваться справочной и научной литературой, нормативно-технической

документацией для проведения товароведческого лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

- анализировать структуру и содержание стандартов на медицинские и фармацевтические товары;

- расшифровывать условные обозначения стандартов;

- проводить органолептический контроль для выявления недоброкачественных медицинских и фармацевтических товаров.

- выявлять необходимую информацию из справочной литературы;

- пользоваться Государственными реестрами, классификаторами;

- находить коды медицинских и фармацевтических товаров на упаковке и справочной литературе;

- расшифровывать коды медицинских и фармацевтических товаров;

- использовать коды для анализа ассортимента медицинских и фармацевтических товаров;

-.правильно определять показатели ассортимента;

- проводить анализ ассортимента

-давать рекомендации по формированию рационального ассортимента медицинских и фармацевтических товаров.

3. Значимость темы:Анализ ассортимента необходим для определения потребностей в медицинских и фармацевтических товарах и объективной оценки работы аптечного или лечебно-профилактического учреждения здравоохранения. Для удовлетворения потребностей пациента и получения необходимой прибыли провизору необходимо уметь управлять ассортиментом медицинских и фармацевтических товаров.

4. Содержание темы по программе:

Ассортимент медицинских и фармацевтических товаров. Управление ассортиментом. Ассортимент – понятие, виды. Показатели ассортимента (широта, полнота, глубина, устойчивость, обновление). Методы изучения ассортимента лекарственных средств. Маркетинговый анализ ассортимента ЛС на региональном или локальном рынке. Анализ ассортимента ЛС по врачебным назначениям. Социологические методы исследования ассортимента. Исследование потребительских свойств лекарственных средств на основе экспертных оценок. Формирование ассортиментной политики фармацевтической организации.

Основные задачи организации учебного процесса:

— построить обучение и профессиональное воспитание студентов в соответствии с тенденциями развития высшего образования;

— обеспечить возможность усвоения теоретических основ дисциплины и формирования практических умений и навыков.

5. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ (в академических часах): 3 часа

6. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: 506 аудитория, 2 корпус.

7. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

7. 1техническое оснащение: кодоскоп.

7.2. Методическое обеспечение: методические разработки для аудиторной работы студентов по теме « Ассортимент медицинских и фармацевтических товаров. Анализ ассортимента.», учебные пособия по «Медицинскому и фармацевтическому товароведению»: О.А.ВАСНЕЦОВА. « МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ»: УЧЕБНИК.-М., ГЭОТАР-МЕДИА,2005г

О.А.ВАСНЕЦОВА. «МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ»: УЧЕБНИК - практикум.-М., ГЭОТАР-МЕДИА,2006г

З.И.Умаров, И.А. Наркевич, Н.Л.Костенко и др. « Медицинское и фармацевтическое товароведение» Москва 2004.

Н.Б. Дремова «Медицинское и фармацевтическое товароведение» москва миа 2008г.

7.3.Наглядные пособия : Образцы упаковок лекарственных препаратов; Энциклопедия лекарств, Москва 2005 год; справочник Видаль, Москва 2009 год; Государственный Реестр лекарственных средств, Москва 2008год; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 сентября 2010года № 805н « Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи».

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ № 3.8.1. Контрольные вопросы:

1. Опишите свойства и показатели ассортимента.

2. Перечислите факторы формирования ассортимента.

3. В чем отличие промышленного ассортимента от торгового?

4. В чем отличие фактической широты ассортимента от базовой?

5. Как влияет анализ структуры ассортимента на его формирование?

6. Полнота ассортимента. Определение. Пояснить на конкретном примере.

7. Широта ассортимента. Определение. Пояснить на конкретном примере.

8. Глубина ассортимента. Определение. Пояснить на конкретном примере.

9. Определение устойчивости ассортимента.

10. Определение обновления (новизны ) ассортимента.

11.Определение рациональности ассортимента.

12. С какой целью проводится управление ассортиментом в ЛПУ.

13. С какой целью проводится управление ассортиментов в аптечном

складе.

14. Опишите ассортимент аптеки, в которой Вы приобретаете лекарствен

ные препараты.

15. Вы заведующий аптекой, Вам необходимо создать рациональный

Ассортимент медицинских и фармацевтических товаров. Ваши дейст-

вия.

8.2. Знакомство с нормативными документами и справочной литературой:

Основные понятия и положения, которые должны усвоить студенты

в процессе подготовки к занятию

Ассортимент, промышленный ассортимент, торговый ассорти­мент, управление ассортиментом, формирование ассортимента, то­варная номенклатура, ассортиментная группа, ассортиментная под­группа, товарная единица вида, ассортиментная позиция (торговое наименование товара), показатели ассортимента, используемые при его анализе — широта, полнота, глубина.

Широта ассортимента характеризуется относительной величиной — коэффициентом широты (Кш), который выражается в частях или в %.

Кш = Шф / Шб, (1)

где Шф — широта фактическая — количество ассортиментных групп (подгрупп) товаров, имеющихся в аптеке, или на аптечном складе, или в лечебном учреждении и др.

Шб — широта базовая — количество ассортиментных групп (под­групп), представленных в классификаторах (ОКП, ОКДП), Госреестрах, справочниках (РЛС или Видаль), формулярных списках и др.

Полнота ассортиментахарактеризуется коэффициентом полноты (Кп) который выражается в частях или в %:

Кп = Пф / П6, (2)

где Пф — полнота фактическая — количество товарных единиц одной ассортиментной группы (подгрупп), имеющихся в аптеке, или на аптечном складе, или в лечебном учреждении и др.

П6 - полнота базовая - количество товарных единиц одной ас­сортиментной группы (подгрупп), представленных в клас­сификаторах (ОКП, ОКДП), Госреестрах, справочниках (РЛС или Видаль), формулярных списках и др.

Глубина ассортиментахарактеризуется коэффициентом глубины (Кг), который выражается в частях или в %:

Кг = Гф / Гб, (3)

где Гф — глубина фактическая — количество вариантов товаров одной товарной единицы (ассортиментной группы), имеющихся в ап­теке, или на аптечном складе, или в лечебном учреждении и др. Гб, — глубина базовая — количество вариантов товаров одной то­варной единицы (ассортиментной группы), представленных в классификаторах (ОКП, ОКДП), Госреестрах, справочни­ках (РЛС или Видаль), формулярных списках и др.

Вопросы для самоподготовки

Наши рекомендации