Бактериологическое (биологическое) оружие. биотерроризм.
Бактериологическое (биологическое) оружие (БО) относится к средствам массового поражения и предназначено для поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, для заражения запасов продовольствия, фуража и воды.
Бактериологическое оружие может быть применено с помощью авиации, ракет, артиллерийских снарядов, мин и диверсионным способом в виде жидких или сухих (порошкообразных) рецептур, аэрозолей, содержащих возбудителей различных заболеваний, а также путем распространения насекомых, грызунов.
В качестве бактериальных средств могут быть применены возбудители чумы, сибирской язвы, туляремии, бруцеллеза, сапа, натуральной оспы и других особо опасных инфекций.
Международная конвенция по биологическому оружию 1972 г. запретила его производство и применение в любой форме. Несмотря на то, что ее не подписал ряд стран, в том числе и США, научные исследования по проблемам предотвращения биотерроризма ведутся активно.. Большую опасность представляет генное оружие - создание генетических конструкций, внедренных в геном растения или возбудитель заболевания, которые могут в определенных условиях вызывать эпифитотии или делать токсичными продукты урожая. Высокотоксиногенные штаммы фузариев, пенициллов способны перекрестно заражать растения, сельскохозяйственных животных и человека. В течение 10 лет могут быть созданы синтетические микроорганизмы, включающие патогенные признаки грибов, бактерий и вирусов. Кстати, биологическое оружие - самый дешевый в производстве вид оружия массового поражения.
В применении к сельскому хозяйству серьезной угрозой является биоэкологическое оружие, основанное на использовании живых возбудителей болезней. При этом следует принимать во внимание, что со второй половины XX в. сельское хозяйство переживает резкое увеличение биоразнообразия вредных организмов. В основном оно идет за счет сапротрофных грибов, быстро эволюционирующих в сторону паразитизма, что определяется внедрением интенсивных технологий возделывания высокопродуктивных сортов. Неприменимость к сапротрофным грибам системы 'ген против гена' значительно затрудняет селекцию на устойчивость к ним.
Данные мировой литературы позволяют предполагать возможность создания сельскохозяйственного биооружия на основе модификаторов жизнедеятельности зерна в колосе при хранении и при протравливании импортными протравителями. Сейчас наряду с актами, направленными на людей, опасен биотерроризм в отношении отраслей хозяйств, определяющих экономику страны. Он в короткий срок может вызвать нехватку продовольствия, рост цен, безработицу, передел рынков сбыта. Под сельскохозяйственным биотерроризмом следует понимать способы искусственного, целенаправленного вредного воздействия на посевы, продукты урожая, агроценозы высокопатогенных возбудителей болезней, вредителей и генно-инженерно-измененных растений. Высокая уязвимость для биотеррористических атак сельскохозяйственного производства и пищевых цепей объясняется наличием крупных массивов посевов генетически однородных сортов злаковых культур, крупных зернохранилищ, а также складов химических пестицидов. По оценкам экспертов, экономический ущерб от воздействия на посевы сельскохозяйственных культур может достичь многих миллиардов долларов. Особенно незащищенными являются развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, имеющие неустойчивое сельскохозяйственное производство. Опасную роль могут играть транснациональные корпорации, которые с помощью биотерроризма могут захватывать новые рынки сбыта своей сельскохозяйственной продукции.
То, что высокая вероятность угрозы биотеррористических атак для сельского хозяйства более реальна, чем для населения, объясняется многими факторами. Биологические агенты не представляют прямой угрозы для людей и трудно идентифицируются; искусственное заражение маскируется естественной эпифитотией, или эпизоотией; расширение масштабов международной торговли (например, Россия импортирует продукты из 140 стран, в том числе зерно - из 15 стран). И это при условии, что из 85 карантинных вредных организмов 51 отсутствует на территории России, а во многих странах накоплены огромные коллекции высокопатогенных штаммов возбудителей болезней. Играют свою роль унификация сельскохозяйственного производства путем выращивания близких по генотипу сортов растений, в том числе генно-инженерно-модифицированных, внедрение в производство фармацевтических генно-инженерно-модифицированных культур, запрограммирован-ных на синтез белков, воздействующих на физиолого-биохимические функции растений. В этих условиях нельзя сбрасывать со счетов умышленное или случайное распространение на посевах генно-инженерно-модифицированных биоагентов, содержащих гены повышенной агрессивности, вирулентности и токсиногенности.
Биотеррористическая атака в растениеводстве и, главное, в зерновом хозяйстве может быть проведена при следующих условиях: наличие сведений, что у объекта нападения нет надежных методов защиты от биологического оружия и возможностей достаточно быстро их разработать; биологический агент обладает высокой вредоносностью и широкой нормой реакции на экстремальные условия среды; уверенность, что причиненный ущерб будет трудновосполнимым. Может стать реальным и расчет на то, что установление самого факта агрессии пострадавшей стороной будет затруднено или совершено с опозданием.
Наиболее опасно направленное вызывание эпифитотии болезней зерновых культур.. При этом возможно использование обычных для района возбудителей опасных болезней (стеблевая и желтая ржавчина пшеницы, фузариоз пшеницы и риса,), расы которых отобраны по высокой вирулентности для районированных здесь сортов.
Эпифитотии фузариоза зерновых культур наблюдаются в среднем раз в три года. Раз в 10 лет наблюдаются панфитотии. Эпифитотия фузариоза злаковых культур в России в 1992-1993 гг. вывела из оборота более 20 млн. т пищевого зерна, загрязненного фузариотоксинами выше предельно допустимых концентраций. В настоящее время в мире комплексом видов токсиногенных грибов поражается около половины урожая зерна. Мировые потери сельскохозяйственной продукции от заражения токсиногенными грибами и загрязнения опасными микотоксинами оцениваются в 16 млрд. долл. в год.
Виды токсиногенных грибов являются высоковероятными агентами для биотерроризма, так как они перекрестно поражают растения, сельскохозяйственных животных и человека. Особенно опасно то, что микотоксины оказывают токсиногенное действие на растения и g-хромосому человека и сельскохозяйственных животных. Они способны вызвать конформационные болезни, при которых необходимые для жизнедеятельности организма белки превращаются в токсичные, и организм гибнет от аутотоксикоза.
При анализе возможных сценариев осуществления биотерактов необходимо оценить вероятность уязвимости каждой основной сельскохозяйственной культуры и установить ее критические точки; оценить процессы выращивания, сбора, подработки и хранения урожая на их уязвимость; установить природу поражающих агентов; определить риск поражения для важнейших культур. Должны быть разработаны надежные и быстрые методы выявления поражающих агентов, определены меры государственного контроля, намечены действия в критических ситуациях, например, быстрые меры по защите пострадавших посевов и пути осуществления полного фитосанитарного контроля. Для всех стран ЕС разрабатываются программы обеспечения безопасности продуктов питания по всей цепочке. При этом учитываются национальные особенности сельскохозяйственного производства и пищевых цепей каждой страны, включая национальное производство и распределение продуктов, их импорт и экспорт. Создаются и национальные программы противодействия терроризму, организуются контрольно-аналитические лаборатории, готовятся специалисты. Постоянно уточняется перечень сельскохозяйственных культур и пищевых продуктов с повышенной степенью риска поражения и загрязнения токсичными веществами.
Министерство сельского хозяйства осуществляет работы как с крупными продуктовыми компаниями, так и с мелкими производителями во всех штатах. Особое внимание уделяется разработке следующих методов обнаружения и идентификации поражающих биоагентов: экспресс-метод электрорегистрации биоагентов с помощью микрочипов, физиологические детекторы, новые высокочувствительные методы иммуноферментного анализа, микроцитологические методы, биотесты. Однако отмечается слабое развитие молекулярной фитопатологии, что не позволяет быстро выявлять новых возбудителей болезней растений и урожая или хотя бы предполагать, какими они могут быть.
Во многих развитых странах есть государственные законы, которые определяют и предусматривают опасность самых разных видов биотеррористических актов. Большое значение придается человеческому фактору. Поэтому все граждане регулярно оповещаются о возможном осуществлении террористических действий. Возрастает внимание к развитию органического земледелия, значительно уменьшающего риски направленного неблагоприятного воздействия на культуры.
По заключению отечественных и зарубежных ученых, сейчас Россия не готова противостоять масштабной биотеррористической угрозе. Так, по данным академика РАСХН И.Г. Ушачева (2004), с 1991 по 2004 г. услуги агрохимслужбы уменьшились почти в 50 раз. Вступление России в ВТО может ухудшить и без того неблагоприятную фитосанитарную обстановку в стране. Попытка Минэкономразвития России перепоручить Федеральной таможенной службе функции определения биологической безопасности грузов, в том числе растительной продукции, откроет границы России для проникновения в страну организмов, особо опасных для растений.
Вместе с тем в России существует несколько государственных программ обеспечения безопасности сельскохозяйственного производства пищевых цепей и эффективной системы их контроля. В 2001 г. издано утвержденное Правительством РФ 'Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий'.
Создана федеральная целевая программа 'Снижение рисков и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 г.'. Постановлением Правительства РФ N 64 в 2005 г. образована Комиссия по вопросам биологической и химической безопасности и утверждено положение о ней. Комиссия должна координировать деятельность федеральных органов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в результате воздействия опасных биологических агентов, обеспечивать взаимодействие федеральных органов исполнительной власти по вопросам готовности к оперативному реагированию на внезапный рост биологической опасности для людей, животных и растений, совершенствовать систему профилактики, диагностики и лечения заболеваний растений.