Перечень ситуационных задач для экзамена по мифтв
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО МиФТВ
Для студентов 5-го курса дневного и заочного отделения фармацевтического факультета и факультета подготовки иностранных граждан по специальности «Фармация» в IX семестре по медицинскому и фармацевтическому товароведению
1. Предмет медицинского и фармацевтического товароведения. Исторические этапы становления медицинского и фармацевтического товароведения. Задачи и методы товароведения. Основные разделы. Системный подход к изучению основ дисциплины.
2. Основные понятия и категории товароведения. Понятие товара.
3. Торговая марка. Основные виды классификации товаров. Перечень групп и подгрупп товаров, разрешенных к реализации из аптек. Потребительские свойства товара, стоимость и потребительская стоимость товара.
4. Основные компоненты качества товаров. Единичные и комплексные показатели качества товара. Управление качеством. Система обеспечения качества товаров в Республике Беларусь. Стандарты Надлежащей производственной практики и ИСО.
5. Виды экспертиз товаров. Коммерческая экспертиза. Этапы проведения экспертизы.
6. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Высший орган таможенного союза – Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества. Комиссия таможенного союза.
7. Соглашение таможенного союза по санитарным мерам.
8. Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза.
9. Единая форма документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров).
10. Порядок ввоза подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, через таможенную границу таможенного союза.
11. Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза.
12. Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
13. Государственная регистрация и перерегистрация изделий медицинского назначения, медицинской техники. Требования к регистрационному досье. Порядок проведения экспертизы. Деятельность управления медицинской техники и изделий медицинского назначения Унитарного предприятия «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении». Порядок проведения клинических испытаний медицинской техники и изделий медицинского назначения.
14. Комиссия по медицинской технике и изделиям медицинского назначения Министерства здравоохранения Республики Беларусь, ее задачи и функции.
15. Перечень товаров, подлежащих государственной гигиенической регистрации и регламентации. Требования к документам. Порядок проведения государственной гигиенической регистрации.
16. Общие требования к производству изделий медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента. Организационная структура предприятия. Документация. Подготовка персонала. Производители изделий медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента на рынке Республики Беларусь.
17. Каналы распределения товаров. Функции и уровни каналов распределения. Положительные и отрицательные стороны прямых каналов. Участники оптовой торговли, определения, различия.
18. Структура товаропроводящих систем «Фармация» и «Медтехника». Нормативные правовые акты, регулирующие закупочную деятельность. Договоры: виды, условия и этапы заключения. Структура и содержание договора. Расторжение договора. Форс-мажорные обстоятельства.
19. Правила приемки изделий медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента.
20. Организация транспортировки и хранения изделий медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента.
21. Определение, задачи и функции логистики. Основные требования логистики. Логистические операции и их виды. Распределительная логистика и ее задачи. Транспорт и его классификация. Требования к транспортным средствам. Организация холодовой цепи.
22. Назначение и виды материальных запасов.
23. Изделия медицинские резиновые. Правила хранения и характеристика. Порядок проведения товароведческой экспертизы.
24. Изделия медицинские из полимерных материалов. Классификация пластмасс. Характеристика изделий медицинского назначения и упаковки для лекарственных средств из пластмасс. Порядок проведения товароведческой экспертизы.
25. Медицинские инструменты: режущие, колющие, зажимные, оттесняющие, вспомогательные. Хранение и экспертиза. Шины. Назначение, классификация и товароведческая экспертиза.
26. Виды нарушения рефракции зрения. Характеристика очковых линз. Очковые оправы. Товароведческая экспертиза.
27. Вата, марля, бинты медицинские, маски медицинские, пластыри, салфетки влажные, платки бумажные носовые, ватные палочки, диски и шарики. Требования к их хранению. Товароведческая экспертиза.
28. Изделия медицинского назначения, содержащие гипс медицинский (бинты гипсовые и т.д.). Требования к их хранению. Товароведческая экспертиза.
29. Изделия медицинские эластичные (бандажи, корректоры осанки, пояса фиксирующие и компрессионные, чулки, наколенники, фиксирующие повязки). Порядок проведения товароведческой экспертизы.
30. Шовный материал. Классификация, стерилизация и хранение. Товароведческая экспертиза.
31. Шприцы, классификация по кратности использования и материалу изготовления. Шприц-ручки, катетеры периферические, системы для вливаний инфузионных растворов. Порядок проведения экспертизы перечисленных групп товаров.
32. Иглы инъекционные. Классификация, размеры, товароведческая экспертиза. Требования к хранению.
33. Термометр медицинский. Товароведческая экспертиза, правила работы.
34. Изделия медицинского назначения для ухода за пациентами (трости, костыли и др.).
35. Изделия санитарно-гигиенические для медицинского персонала (халаты (накидки) медицинские одноразовые, береты для медицинских сестер одноразовые, маски медицинские одноразовые, бахилы медицинские одноразовые).
36. Изделия медицинского назначения различных групп: контрацептивы внутриматочные, наборы гинекологические одноразовые, одноразовые пеленки и простыни, стельки ортопедические, молокоотсосы.
37. Измерители артериального давления (тонометры). Классификация, товароведческая экспертиза, правила работы.
38. Системы для определения уровня глюкозы в крови (глюкометры). Товароведческая экспертиза, правила работы.
39. Аппараты для ингаляционной терапии (ингаляторы). Классификация, товароведческая экспертиза, правила работы.
40. Термометры электронные. Товароведческая экспертиза, правила работы.
41. Жиромеры. Товароведческая экспертиза, правила работы.
42. Медицинские газы, характеристика. Условия хранения, меры предосторожности. Порядок проведения товароведческой экспертизы.
43. Химические реактивы. Классификация, маркировка, хранение. Порядок проведения экспертизы.
44. Биологически активные добавки к пище. Определение, классификация. Особенности обращения биологически активных добавок к пище. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обращения биологически активных добавок к пище. Государственная регистрация и регламентация биологически активных добавок к пище. Добавки пищевые (подсластители). Экспертиза.
45. Специализированные пищевые продукты, в том числе продукты детского питания, продукты для беременных и кормящих женщин, продукты диетического (лечебного и профилактического) питания, продукты для питания спортсменов.
46. Минеральные воды. Факторы, обусловливающие их лечебное действие, классификация, экспертиза.
47. Общая характеристика косметической продукции, реализуемой из аптек. Средства по уходу за кожей лица и тела (кремы, эмульсии, сливки, гели, лосьоны, тоники, масла, маски, скрабы, эфирные масла и др.), включая солнцезащитные крема и крема для загара; средства гигиены полости рта: зубные пасты, гели, порошки, ополаскиватели, эликсиры, дезодоранты, зубные щетки, ершики, флоссы, ирригаторы и т. д. Проведение товароведческой экспертизы.
48. Средства по уходу за волосами; продукты специального назначения (кератолического, депиляторного, отбеливающего действия, средства для удаления волос); косметические продукты гигиенического назначения (присыпки, тальк, пудры и др.). Средства для и после бритья (крема, лосьоны, пена, тоники, мыла и др.). Средства моющие для ванны и душа (пена, мыла твердые, кремообразные и жидкие, гели, соли и др.). Порядок проведения экспертизы. Требования к хранению.
49. Предметы личной гигиены, реализуемые из аптеки: косметические салфетки, полотенца и др. предметы гигиенического назначения. Порядок проведения экспертизы.
50. Средства дезинфекции и дезинсекции, реализуемые из аптек (дезинфектанты, репелленты и т.д.). Порядок проведения экспертизы.
51. Предметы детского обихода до трех лет: посуда для детского питания, соски, соски-пустышки, прорезыватели для зубов, погремушки, ерши для мытья бутылочек и др. Предметы личной гигиены для новорожденных и детей: подгузники, пеленки, подстилки, трусики гигиенические, зубные щетки, мочалки, термометры для ванны, ванночки и другие предметы по гигиеническому уходу за ребенком.
52. Изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами.
53. Санитарно-гигиенические требования к медицинскому оборудованию, мебели и инвентарю. Комплектность поставки, требования к транспортировке, хранению, эксплуатации и дезинфекции. Оборудование для физиотерапевтических кабинетов.
54. Санитарно-гигиенические требования к аптечному оборудованию, мебели и инвентарю. Оборудование торгового зала и производственных помещений аптеки. Характеристика оборудования для аптечного изготовления и контроля за качеством лекарственных средств. Товароведческая экспертиза.
55. Маркетинг, его цели и задачи. Основные законы и ориентация маркетинга: производство, продажи и потребители. Круг практического маркетинга и его уровни (нужда, потребность, спрос).
56. Составляющие комплекса маркетинга: товар, место продаж, продвижение, цена. Фармацевтический рынок, его структура и особенности. Механизмы регулирования фармацевтического рынка. Основные участники: Министерство здравоохранения, управления здравоохранения (комитет по здравоохранению г.Минска), организации здравоохранения.
57. Характеристика и тенденции развития мирового фармацевтического рынка. Фармацевтический рынок Республики Беларусь.
58. Комплекс товара и его элементы. Жизненный цикл лекарственного средства: бостонская матрица (BMG). Характеристика фаз жизненного цикла товара. Особенности маркетинга лекарственного средства и услуг компании–производителя. Стратегии развития фокусных средств. Модели поведения покупателей.
59. Маркетинг цены. Возможные цели ценовой политики (прайсинг): прибыльность продаж и увеличение объемов производства и продаж. Ценовая политика с учетом конкуренции и социальных факторов. Зависимость ценообразования от типа и доли рынка, жизненного цикла товара, цены лидера продаж, себестоимости продукции, курса валюты, демпинговой политики фармацевтических компаний. Влияние цены на уровень продаж.
60. Понятие широты, насыщенности, глубины ассортимента. Обновление ассортимента. Ассортиментная политика аптечной организации. АВС-, XYZ- и VEN-анализ. Формирование ассортиментного портфеля фармацевтического предприятия.
61. Количественные и качественные цели, принципы определения целей по продажам лекарственных средств.
62. Виды стратегий маркетинга: развитие рынка, развитие лекарственного средства и развитие портфеля продукции. Система стимуляции сбыта в фармацевтической промышленности. Матрица Ансоффа в выборе стратегии. Стратегии нападения и обороны в конкурентной борьбе.
63. Определение, основные цели и задачи маркетинговых исследований. Виды исследований. Процедура исследования, основные проблемы при проведении маркетинговых исследований фармацевтического рынка. Статистическая часть исследования.
64. Основные цели и задачи планирования в маркетинге. Ключевые элементы маркетингового плана в фармацевтическом бизнесе. Алгоритм маркетингового планирования. Этапы подготовки маркетингового плана. Ограничения в стратегическом развитии лекарственного средства.
65. Макро- и микросреды маркетинга. Источники информации о рынке. Значение анализа рынка для разработки маркетинговой стратегии. Макросреда – внешний анализ рынка (STEP). Макроэкономические факторы анализа.
66. Микросреда: анализ покупателей, поставщиков и других заинтересованных участников продажи лекарственных средств. Особенности организаций-потребителей фармацевтической продукции. Виды спроса на рынке и его состояние. Анализ внутренних факторов организации.
67. Виды конкуренции и уровни конкурентной борьбы. Схемы конкуренции. Количественные факторы конкурентного анализа, источники информации. Анализ особенностей компаний-конкурентов и их продукции. Мониторинг рынка и активности конкурентов.
68. Способы определения, разработки и оценки целевых субрынков и групп конечных потребителей. Сегментообразующие признаки фармацевтического бизнеса. Алгоритм процесса сегментации. Создание «карты рынка». Критерии оценки субрынка. Сегментирование фармацевтического рынка в зависимости от тенденций его развития, ценовых факторов, динамики продаж, распространенности патологий, механизмов диагностики и лечения. Плюсы и минусы сегментации.
69. Цели и задачи позиционирования. Позиционирование групп лекарственных средств, оценка их выигрышных качеств. Выбор наиболее значимых позитивных качеств лекарственного средства. Основные нужды потребителей фармацевтической продукции. Позиционирование компании как элемент работы с потребителями. Способы, основные элементы и алгоритм позиционирования. Составление карты позиционирования для анализа сильных и слабых сторон компании в конкурентной борьбе. Правила ее составления.
70. Таргетинг – выбор и анализ эффективности целевых групп потребителей фармацевтической продукции. Целевые группы рецептурного сегмента рынка. Психографический профиль потребителя. Процесс адаптации потребителей к предлагаемому набору лекарственных средств.
71. SWOT анализ лекарственных средств, кластерных групп: основные структурные элементы, понятие «внешнего» и «внутреннего» анализа, анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей. Конкурентные преимущества компании и лекарственных средств.
72. Основные законы и разработка комплекса продвижения. Принципы Вундермана. Виды продвижения лекарственных средств. Интенсивность продвижения лекарственного средства и каналы распространения. Тактический план мероприятий по продвижению лекарственных средств, принципы создания.
73. Влияние включения лекарственных средств в Перечень основных лекарственных средств, в Перечень лекарственных средств, обязательный для наличия в аптеках всех форм собственности, на их продвижение. Формы заявок на включение в Перечни.
74. Семинары и конференции по лекарственным средствам. Позитивные и негативные стороны работы. Презентации для провизоров-специалистов и фармацевтов. Виды презентаций.
75. Сотрудничество с опинион-лидерами. Влияние видов опинион-лидеров, их жизненного цикла, потребностей и желания на продвижение лекарственных средств.
76. Роль медицинских представителей в продвижении лекарственных средств. Позитивные и негативные стороны использования представителей. Необходимые элементы работы. Этические аспекты деятельности. Кодекс маркетинговой практики.
77. Цели и задачи, основные виды рекламы, эффективность и общие правила использования. Требования к рекламе.
78. Специализированная реклама. Особенности публикаций информации о лекарственных средствах рецептурного отпуска в специализированной прессе. Перечень специализированных изданий Республики Беларусь.
79. Реклама в средствах массовой информации для ОТС–сегмента фармацевтического рынка. Плюсы и минусы применения рекламы. Принципы создания рекламы в средствах массовой информации, основные ошибки и недостатки. Способы улучшения визуализации. Влияние рекламы на выбор лекарственного средства в аптеке.
80. Создание рекламной печатной продукции, ее преимущества и недостатки. Виды печатной продукции, принципы, этапы и наиболее частые ошибки при ее создании.
81. Почтовая рассылка в продвижении лекарственных средств: позитивные и негативные стороны, правила проведения мейлинга.
82. Образцы лекарственных средств (самплинг) и упаковка продукции, их влияние на продвижение.
83. Гиммики. Позитивные и негативные стороны использования. Правила применения сувенирной продукции.
84. Влияние мероприятий мерчандайзинга в аптеках на продвижение лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента.
85. Связи с общественностью (Public Relations, PR). Фундаментальные цели и задачи. Основные элементы PR. Отличие понятий «реклама» и «PR». Коммуникативная схема PR. Структура PR–обращения. Письменные, визуальные и устные формы PR. Каналы передачи PR. Правила проведения интервью с журналистами.
ПЕРЕЧЕНЬ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО МиФТВ
1. Провести товароведческий анализ грелок резиновых
2. Провести товароведческий анализ спринцовок медицинских;
3. Провести товароведческий анализ пузырей для льда;
4. Провести товароведческий анализ шин Дитерихса;
5. Провести товароведческий анализ шовного материала.
6. Провести товароведческий анализ общехирургических режущих инструментов.
7. Провести товароведческий анализ зеркал и крючков общехирургических.
8. Провести товароведческий анализ зажимных инструментов.
9. Провести товароведческий анализ ваты медицинской
10. Провести товароведческий анализ марли
11. Провести товароведческий анализ бинта эластичного
12. Провести товароведческий анализ салфеток влажных
13. Провести товароведческий анализ автоматического плечевого тонометра
14. Провести товароведческий анализ автоматического запястного тонометра
15. Провести товароведческий анализ инструментов для парентерального введения лекарственных средств.
16. Провести товароведческий анализ глюкометров
17. Провести товароведческий анализ очковой оптики.
18. Провести товароведческий анализ минеральных вод.
19. Провести товароведческий анализ зубных паст.
20. Провести товароведческий анализ термометров электронных
21. Провести товароведческий анализ ингаляторов
22. Провести товароведческий анализ чайных напитков на основе ЛРС
23. Провести товароведческий анализ сосок детских и бутылочек для кормления
24. Провести товароведческий анализ подгузников детских
25. Провести товароведческий анализ солнцезащитных кремов и реппелентов
26. Провести товароведческий анализ БАД к пище
27. Провести товароведческий анализ изделий из пластмассы