Задания для самоподготовки. А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость мочеполового аппарата и эндокринной системы»
А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость мочеполового аппарата и эндокринной системы». Выделите в тексте (устно) предложения, несущие информацию об общем плане строения мочевыводящих путей. Выделите предложения, несущие информацию о гипоталамогипофизарной регуляции менструального цикла. Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными.
Б) Дайте определения следующим терминам.
Нефрогонотом | |
Пронефрос | |
Мезонефрос | |
Метанефрос | |
Нефрон | |
Мюллеров проток | |
Парамезонефральный проток | |
Клетки Сертоли | |
Оогонии | |
Овоцит | |
Гипоталамо-гипофизарная система | |
Примордиальный фолликул | |
Пузырчатый фолликул | |
Граафов пузырек | |
Юкстагломерулярный аппарат | |
Ренин | |
Фолликулярные клетки | |
Клетки Лейдига | |
Островок Лангерганса | |
Тироциты | |
Паратгормон | |
Альдостерон | |
Кортикостероиды | |
Атриальный гормон |
В) Заполните таблицу, используя фразы, данные под таблицей:
Регуляция циклических изменений в женских половых органах.
Уровни (и факторы) регуляции | Гормональный фон (▼снижен ▲ повышен) | Изменения в органах-мишенях | |||
Гипоталамус-гипофиз | Гонады | Матка | |||
эпифиз и таламические центры, кора лимба (экзо- и эндогенные факторы) | ▲ кортико-стероидов (адренархе) ▼ половых гормонов | активизация гипоталами-ческих центров | повышение чувствительности гонад к гормонам гипофиза (гонадостарт) | отсутствие циклических изменений | |
гипоталамус (активность эпифиза и коры) | ▲ гонадо-либеринов | активизация передней доли гипофиза | повышение чувствительности гонад к гормонам, инволюция желтого тела | фаза десквамации | |
деактивиза-ция по обратной связи | рост и активность фолликулов до овуляции | ||||
гипоталамус (▲ уровень эстрогенов) | ▼ гонадо-либеринов ▲ гонадо-статинов; | активизация передней доли гипофиза | овуляция | остановка пролиферации | |
гипофиз (▲ гонадо-статинов); | деактивиза-ция по обратной связи | ||||
гипоталамус (▼ половых гормонов) | ▼ половых гормонов; | активизация центров гипоталамуса | инволюция желтого тела | фаза ишемии | |
гипофиз (▲ гонадо-либеринов ) | ▲ ФСГ | повышение чувствительности гонад к гормонам, инволюция желтого тела |
Уровни (и факторы) регуляции:
· гипофиз (гонадолиберины)
Гормональный фон:
· ▲ ФСГ, ▲ эстрогенов;
· активизация передней доли гипофиза
· ▲ ЛГ; ▲ гестагенов, ▼эстрогенов
Изменения в органах-мишенях
· активизация передней доли гипофиза, фаза десквамации
· рост и активность желтого тела, фаза секреции
· фаза пролиферации
Г) Поделитесь на группы 2-3 человек. На обзорной рентгенограмме органов брюшной полости либо на снимке с контрастированием мочевыводящих путей опишите органы мочевыделительной системы по следующему плану:
Описать особенности мягких тканей и скелета. | |
Определить тип телосложения | |
Выявить общие контуры, размеры и форму почек. | |
В почках описать скелетотопию, форму, размеры органа (ширина, длина, наклон, контрастность, четкость, наличие затемнений в корковом веществе), в чашечнолоханоченой системе отметить вариант строения, наличие патологических затемнений, их количество, форму, размеры, четкость контуров, контрастность, локализацию. | |
В мочеточниках и мочевом пузыре описать диаметр, форму, локализацию сужений и наличие затемнений. |
Д). Поделитесь на группы 2-3 человек. Составьте и задайте 1-2 вопроса соседней группе по пройденной теме, проверьте правильность описания рентгенограммы. В ходе дискуссии обсудите ответы, выявите чаще встречаемые ошибки.
Ж). Используя все доступные Вам препараты, рентгенограммы и муляжи, покажите и назовите: элементы строения почки, нефрон и его части, органы мочевыведения, органы женской половой системы, слои матки; яичко и его придаток, простату и ее части, семявыносящий проток и его части, мужскую уретру и ее части; щитовидную железу, надпочечники, поджелудочную железу.
З)* Опишите размеры и положение матки в разные сроки беременности в зависимости от телосложения. Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки.
И)* На поверхности тела нанесите проекцию почек и мочеточников, стараясь учитывать пол, возраст и тип телосложения.
К)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.
Вопросы для самоподготовки
1. Расскажите об источниках и механизмах развития мочеполового аппарата.
2. Опишите возрастную изменчивость топографии почки.
3. Что представляет собой фиксирующий аппарат почки? Как он меняется с возрастом? Перечислите оболочки почки.
4. Опишите варианты формы и положения почек и мочевого пузыря, в зависимости от пола, возраста и соматотипа.
5. Расскажите о возрастных особенностях мужской половой системы.
6. Перечислите возможные варианты расположения яичка и его отношения к брюшине.
7. Что представляет собой эндокринная часть яичка?
8. Опишите варианты и аномалии расположения матки в тазу.
9. Перечислите фазы яичниковый цикл.
10. Опишите фазы и механизм регуляции маточного цикла.
11. Опишите варианты формы и положения женских половых органов в зависимости от возраста и соматотипа.
12. Что такое параметрий и фиксирующий аппарат матки? Какие изменения происходят в них с возрастом?
13. Расскажите о возрастных особенностях женской половой системы.
14. Опишите варианты формы и положения надпочечников в зависимости от пола, возраста и соматотипа.
15. Опишите эндокринную часть поджелудочной железы: строение, функции и возрастные изменения.
16. Расскажите о возрастных особенностях гипоталамо-гипофизарной системы.
17. Опишите возрастные и половые особенности щитовидной железы.
18. Как разделяются эндокринные органы по их эмбриональному развитию? К какой группе относятся корковое вещество надпочечников, эндокринная часть яичка и яичника, простаты и матки?
Темы докладов и рефератов
- Факторы регуляции развития мочевыделительной системы.
- Антропометрические особенности больных с патологией почек.
- Соматотип и патология мочевыделительной системы.
- Факторы регуляции развития мужской половой системы.
- Аномалии мужских половых органов.
- Соматотип и патология мужских половых органов.
- Факторы регуляции развития женской половой системы.
- Аномалии женских половых органов.
- Антропометрические особенности больных с патологией половой системы.
- Соматотип и патология женских половых органов.
- Факторы регуляции развития эндокринной системы.
- Аномалии эндокринных желез.
- Антропометрические особенности больных с эндокринной патологией.
- Соматотип и патология щитовидных желез.
Занятие № 21.
Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость
сердечно-сосудистой и лимфатической систем, органов кроветворения и иммуногенеза.