Кодекс республики казахстан

О ЗДОРОВЬЕ НАРОДА И СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

изменениями и дополнениями по состоянию на 27.04.2012 г.)

Закон Республики Казахстан от 4 июня 2003 года № 430-II

О системе здравоохранения

"Здоровый образ жизни" на 2008 – 2016 годы

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от «21» декабря 2007 года № 1260

. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) аккредитация — процедура признания особого статуса и правомочий физических и юридических лиц для осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, а также для проведения независимой экспертной оценки деятельности субъектов здравоохранения в соответствии с установленными стандартами аккредитации;

2) военно-медицинская служба — совокупность военно-медицинских подразделений, частей и учреждений, в которых законом предусмотрена воинская или специальная служба, предназначенная для медицинского обеспечения деятельности этих органов;

3) профильный специалист — медицинский работник с высшим медицинским образованием, имеющий сертификат по определенной специальности клинического профиля;

4) врачебная деятельность — профессиональная деятельность физических или юридических лиц, направленная на охрану здоровья граждан, осуществляемая специалистами с высшим медицинским образованием, имеющими соответствующий сертификат;

5) здравоохранение — совокупность медицинских, социально-экономических, политических и иных мер, направленных на охрану здоровья граждан;

6) система здравоохранения — совокупность государственных органов и субъектов здравоохранения, деятельность которых направлена на обеспечение прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи;

7) уполномоченный орган в области здравоохранения — центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование в области охраны здоровья граждан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств,контроля за качеством медицинских услуг;

8) субъекты здравоохранения — организации здравоохранения и физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой;

9) органы управления здравоохранением — уполномоченный орган в области здравоохранения, местные органы государственного управления здравоохранением области (города республиканского значения, столицы), органы медицинских служб Республики Казахстан;

10) организация здравоохранения — юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области здравоохранения;

10-1) стандарт здравоохранения - документ, регламентирующий организацию и осуществление медицинской и врачебной деятельности;

11) диагностика — комплекс медицинских услуг, направленных на установление диагноза заболевания;

12) лечение — комплекс медицинских услуг, направленных на устранение и (или) приостановление заболевания, а также предупреждение его прогрессирования;

13) медицинская реабилитация — комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, частичное или полное восстановление нарушенных и (или) утраченных функций организма;

14) медицинская помощь — комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение и восстановление здоровья населения;

15) качество медицинской помощи — мера соответствия оказываемой медицинской помощи стандартам, утвержденным уполномоченным органом в области здравоохранения и установленным на основе современного уровня развития медицинской науки и технологий;

16) медицинская деятельность — профессиональная деятельность физических лиц, получивших высшее или послесреднее медицинское образование, а также юридических лиц, направленная на охрану здоровья граждан;

17) медицинские услуги — действия медицинских работников, имеющих профилактическую, диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность по отношению к конкретному человеку;

18) государственный орган по контролю в сфере оказания медицинских услуг — определяемый Правительством Республики Казахстан государственный орган с его территориальными подразделениями, осуществляющий в пределах компетенции уполномоченного органа в области здравоохранения исполнительные, контрольные и надзорные функции, а также руководство по качеству медицинских услуг;

19) государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг — проверка, проводимая государственным органом по контролю в сфере оказания медицинских услуг, субъектов здравоохранения независимо от ведомственной принадлежности по исполнению ими нормативных правовых и правовых актов в области здравоохранения;

20) медицинская экспертиза — совокупность организационных, аналитических и практических мероприятий, направленных на установление уровня, качества и степени состояния различных сфер деятельности в здравоохранении;

21) медицинские организации — организации здравоохранения, основной деятельностью которых является оказание медицинской помощи и медицинских услуг населению;

22) профилактика — комплекс медицинских услуг, направленных на формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения заболеваний (и их прогрессирования);

23) независимая экспертиза — процедура, проводимая в целях обеспечения прозрачности и объективности оценки деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность;

24) независимый эксперт — физическое или юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке для проведения независимой экспертизы деятельности субъектов здравоохранения;

25) банк данных независимых экспертов — реестр физических и юридических лиц, аккредитованных в установленном порядке, имеющих статус и правомочия для осуществления независимой экспертизы;

26) гарантированный объем бесплатной медицинской помощи — единый по перечню медицинских услуг объем медицинской помощи, оказываемой гражданам Республики Казахстан, определяемый Правительством Республики Казахстан;

27) народная медицина (целительство) — совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, а также лечебных и гигиенических приемов и навыков и их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней.

9. 48 Контроль, анализ и оценка качества в здравоохранении.

Анализ и оценка и качества медицинской помощи осуществляется врачами - экспертами Республиканского государственного казенного предприятия "Денсаулык" (далее - РГКП) в соответствии с Правилами анализа и оценки качества гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в Республике Казахстан.

2. При проведении анализа и оценки качества медицинской помощи используются первичная медицинская документация по изучаемой проблеме, данные статистических отчетов за проверяемый период работы (месяц, квартал, полугодие, год). Оценка выполнения проверяемых показателей осуществляется в сравнении с аналогичным периодом прошлого года по данной лечебно - профилактической организации, а также со среднереспубликанскими и среднеобластными показателями.

3. Анализ и оценка качества медицинской помощи конкретному пациенту предусматривает сопоставление ее с медицинскими стандартами, утвержденными уполномоченным центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан, которые содержат унифицированный объем профилактических, диагностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах болезней.

4. Анализ и оценка качества медицинской помощи осуществляются врачами - экспертами РГКП соответственно профилю их специальности.

5. Лечебно - профилактические организации независимо от формы собственности и граждане Республики Казахстан, занимающиеся частной медицинской практикой, заключившие договор с территориальными органами здравоохранения на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в рамках государственного заказа (далее - поставщики), обязаны представить врачам - экспертам РГКП все необходимые медицинские документы на проведение экспертизы.

6. В полном объеме, т.е. 100 процентной экспертизе ежемесячно подлежат следующие случаи:

1) материнской смертности;

2) младенческой смертности;

3) послеоперационной летальности;

4) запущенных форм туберкулеза у детей, подростков и лиц трудоспособного возраста;

5) запущенных форм онкозаболеваний у детей, подростков и лиц трудоспособного возраста;

6) первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;

7) смертности от сердечно - сосудистых заболеваний детей, подростков и лиц трудоспособного возраста;

8) смертности от сахарного диабета;

9) внутрибольничных инфекций;

10) жалоб и обращений пациентов на некачественную медицинскую помощь и несоблюдение медицинской этики, деонтологии.

7. Экспертиза качества медицинской помощи у поставщиков завершается определением уровня качества медицинской помощи (далее - УКМП - приложение 6) по экспертируемому профилю и оформлением заключения. Для этого производится определение уровня качества лечения (далее - УКЛ - приложение 3), уровня качества наблюдения за детьми в возрасте до одного года жизни (далее - УКНД - приложение 4), уровня качества наблюдения за беременными (далее - УКНБ - приложение 5) и процента экспертиз с дефектами по Параметрам анализа и оценки качества медицинской помощи в соответствии с приложениями 1, 2.

УКМП определяется по результатам экспертизы не менее 30 историй болезни или амбулаторных карт и выборочно по Параметрам анализа и оценки качества медицинской помощи (приложения 1, 2).

8. Для оценки своевременности и качества оказания экстренной медицинской помощи при неотложных (ургентных) состояниях по проверяемой организации в целом (по подразделению), необходимо провести экспертизу не менее 30 историй болезни.

9. При экспертной оценке деятельности поставщиков по разным разделам работы для выявления проблем, связанных с качеством медицинской помощи и внесения предложений территориальным органам здравоохранения по совершенствованию организации и повышению качества медицинской помощи, необходимо провести экспертизу не менее 50 амбулаторных карт или историй болезни стационарного больного.

10. Удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи проверяется путем анкетирования населения в соответствии с приложениями N 7, 8. При определении мнения об удовлетворенности пациентов качеством медицинских услуг врачу - эксперту необходимо иметь не менее 20 оформленных анкет за период разовой экспертизы по проверяемой организации.

11. Анализ и оценка работы по формированию здорового образа жизни на уровне первичной медико - санитарной помощи (далее - ПМСП) проводятся путем анкетирования на выявление знаний и навыков у населения по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, вредных привычек (табакокурения, алкоголизма, наркомании и др.), закаливания организма, рационального питания и т.д.

12. Цель экспертизы каждого врача - эксперта ежемесячно определяется руководителями отделов анализа и оценки качества медицинской помощи областных и городских филиалов РГКП (далее - руководитель) в соответствии с планом - графиком проведения экспертизы, утвержденным приказом по филиалу РГКП.

13. Установить врачу - эксперту нормативную нагрузку по проведению анализа и оценки качества медицинской помощи по историям болезни конкретных пациентов ежедневно не менее:

7 историй болезни стационарных больных;

или 4 истории болезни умерших больных;

или 25 амбулаторных карт.

14. По завершении отчетного периода (месяц, квартал и т.д.) в установленные сроки каждый врач - эксперт представляет сводные данные о проделанной работе руководителю.

15. Руководители в соответствии с утвержденными формами сводных данных (приложение 11) ежемесячно представляют их по области (городу) в РГКП и территориальные органы здравоохранения. Аналитическая справка к ним составляется ежеквартально. Кроме того, ежеквартально представляются сводные данные по всем таблицам с аналитической оценкой качества медицинской помощи в разрезе профилей экспертизы (терапевтического, педиатрического и т. д.).

16. Для целенаправленной работы руководителям отделов анализа и оценки качества медицинской помощи необходимо ежемесячно по результатам проведенной экспертизы каждого врача - эксперта (терапевта, педиатра, хирурга и т.д.) в произвольной и удобной для анализа форме составлять таблицы (карту, справочник и др.) в разрезе проверенных поставщиков с включением в таблицу следующих данных: дата проверки, УКМП, УКЛ, УКНД, УКНБ и т.д.

17. Управление анализа и оценки качества медицинской помощи РГКП составляет сводные отчеты и аналитические справки к ним по Республике ежеквартально и представляет в уполномоченный центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство в области охраны здоровья граждан.

18. На каждый проверенный случай заполняется акт экспертной оценки качества медицинской помощи (приложение 9) в 2-х экземплярах, в котором расписываются врач - эксперт РГКП, лечащий врач, ответственный руководитель по организации лечебно - диагностического процесса поставщика. Один экземпляр акта остается у поставщика.

19. По завершении экспертизы врачом - экспертом оформляется окончательный документ - акт оценки уровня качества медицинской помощи (приложение 10) с подробным анализом выявленных недостатков по всем кодам Параметров анализа и оценки качества медицинской помощи. Оформление акта должно завершаться выводами врача - эксперта с обозначением УКМП в соответствии с приложением 6 (высокий уровень, достаточно высокий, средний, ниже среднего и низкий уровень). В выводах предлагаются конкретные предложения по устранению выявленных недостатков и дефектов. Акт подписывается директором филиала РГКП "Денсаулык", врачом - экспертом и руководителем поставщика. Акт заполняется в двух экземплярах, один экземпляр акта остается у поставщика. Акты хранятся в течение 3 лет, следующих за отчетным годом. В случае несогласия поставщика с заключением врача - эксперта, он обязан подписать акт и подчеркнуть в нем слово "Нет".

20. При отсутствии серьезных недостатков и дефектов при анализе и оценке качества медицинской помощи возможно поощрение поставщика в виде освобождения его от экспертизы со стороны РГКП сроком до истечения срока договора. Кроме того, возможно внесение в территориальные органы здравоохранения предложений для применения к данному поставщику мер морального поощрения (благодарности, почетные грамоты с опубликованием этих сведений в средствах массовой информации и др.).

В случае поступления от пациентов обоснованных жалоб на некачественную медицинскую помощь, проведение экспертизы у этого поставщика возобновляется.

21. При возникновении разногласий по заключению экспертизы, стороны (поставщик, пациент, органы управления здравоохранения и другие заинтересованные лица) могут обжаловать его в десятидневный срок комиссии по проведению независимой медицинской экспертизы (областную, республиканскую). Интересы РГКП в этом случае представляет директор филиала РГКП.

22. Порядок работы независимой комиссии регламентируется "Правилами проведения независимой медицинской экспертизы", утвержденными приказом уполномоченного центрального органа Республики Казахстан, осуществляющего руководство в области охраны здоровья граждан.

23. Стороны вправе обращаться в суд в установленном порядке.

1. 49 Зарубежное здравоохранение (ВОЗ, системы здравоохранения в зарубежных странах).

В настоящее время активно работают более 200 международных организаций, ассо-

циаций, в том числе такие правительственные как Организация Общественных Наций

(ООН), МОТ (международная организация труда), ЮНИСЕФ (международный детский

фонд), ЮНЕСКО (организация объединенных наций по науке и культуре), Международная

продовольственная организация, МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергии).

Самой крупной из них и самой значимой среди медицинских является Всемирная Ор-

ганизация Здравоохранения (ВОЗ), которая сотрудничает со 180 международными медицин-

скими организациями, агентствами, ассоциациями.

История международных медицинских организаций началась с созыва в 1851 г. в Па-

риже Международной конференции по борьбе с эпидемиями. Эта и последующие междуна-

родные конференции принимали санитарные конвенции по совместным мерам государств в

преодолении эпидемических заболеваний.

Международная санитарная конференция в Риме в 1907 г. учредила первую междуна-

родную медицинскую организацию – международное бюро общественной гигиены (МБОГ),

которое работало до 1946 г. в Париже. В него вошли 55 государств, в том числе и Россия.

Бюро наблюдало за выполнение международных санитарных конвенций и карантинных пра-

вил и обеспечивало информацию о карантинных заболеваниях. Кроме того оно организовы-

вало консультативную и техническую помощь странам по проблемам здравоохранения.

Вскоре после создания Лиги наций в 1923 г., при ней была создана так называемая

Организация здравоохранения Лиги наций. В ее задачи входили задачи аналогичные задачам

международного бюро общественной гигиены, кроме того, она оказывала большую помощь

в области здравоохранения по подготовке кадров, научным исследования, программам борь-

бы с заболеваниями. Эта организация привлекала известных специалистов, консультантов,

публиковала информационные и другие материалы по актуальным проблемам медицины.

На первой генеральной ассамблее ООН в феврале 1946 г. в Филадельфии, было ре-

шено создать новую международную организацию здравоохранение с передачей ей функций

Лиги наций и в том же 1946 г. в Нью-Йорке на международной конференции собравшей де-

легатов из 51 страны, был обсужден и принят устав новой всемирной организации здраво-

охранения, и протокол о роспуске МБОГ, и секции Лиги наций, приемниками которых стала

ВОЗ.

7 апреля 1948 г. 26 государств, членов ООН, учредителей ВОЗ, ратифицировали ее ус-

тав, и с этого дня ВОЗ, получившая юридическое оформление, стала полноправным членом

ООН, т.е. специализированным ее агентством в области здравоохранения. В честь этого со-

бытия 7 апреля каждого года отмечается как международный день здоровья. В настоящее

время членами ВОЗ являются 190 государств.

2. Структура Всемирной Организации Здравоохранения.

Высшим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоохранения, которая со-

стоит из делегатов, представляющих государства-члены ВОЗ. От каждой страны выделяется

не более трех делегатов, один из которых является главой делегации. Делегаты, как правило,

являются сотрудниками ведомства здравоохранения своей страны.

Являясь специализированной организацией ООН, ВОЗ принимает в свои ряды членов

этой организации, хотя устав позволяет принимать и не членов ООН.

Очередные сессии Ассамблеи созываются ежегодно. Ассамблеи определяют направ-

ление ВОЗ, рассматриваются и утверждаются перспективные и годовые планы работы, на-

значается генеральный директор ВОЗ, рассматриваются вопросы сотрудничества с другими

организациями, устанавливаются санитарные и карантинные требования, правила-стандарты

в отношении безвредности, чистоты и силы биологических и фармацевтических продуктов,

имеющих обращение в международной торговле. Кроме того, Ассамблея ВОЗ рассматривает

рекомендации Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального советов и Совета

Безопасности ООН по вопросам здравоохранения и представляет им доклады о мерах, при-

нятых ВОЗ.

Между сессиями Ассамблеи высшим органом ВОЗ является Исполнительный коми-

тет, который собирается на очередные сессии 2 раза в год. Исполком состоит из 30 членов –

представителей государств, избираемых на 3 года. Исполком рассматривает программу и

бюджет организации, проводит в жизнь решения Ассамблеи и готовит для нее рекоменда-

ции. Исполком имеет право принимать чрезвычайные меры в случаях, не терпящих отлага-

тельства (эпидемии, стихийные бедствия).

Центральный административный орган ВОЗ – это секретариат, возглавляемый гене-

ральным директором, который избирается Ассамблеей сроком на 5 лет по представлению

Исполкома. Штаб-квартира секретариата находится в Женеве. Генеральный директор еже-

годно представляет Ассамблее отчеты о работе организации.

Большая часть отделов секретариата ВОЗ объединена в 5 групп:

отдел гигиены окружающей среды и отдел санитарной статистики;

отдел укрепления служб здравоохранения и охраны здоровья семьи;

отдел неинфекционных болезней, развития кадров здравоохранения и лекарственных

средств;

отдел административного руководства и персонала;

отдел бюджета и финансов.

Чтобы лучше учитывать местные условия и эффективнее оказывать государствам по-

мощь, в рамках ВОЗ создано 6 региональных организаций. Каждая такая организация имеет

региональный комитет, который состоит из представителей государств-членов ВОЗ, входя-

щих в данный географический район. Исполнительными органами этих организаций явля-

ются региональные бюро.

В настоящее время существуют следующие региональные организации:

Европейская – бюро в Копенгагене;

Африканская – бюро в Браззавиле (Конго);

Восточно-Средиземноморская – бюро в Александрии;

Юго-восточная Азия – бюро в Дели;

Западная часть Тихого океана – бюро в Маниле;

Американская – бюро в Вашингтоне.

Официальными языками ВОЗ являются английский и французский. Ряд докладов, а

также перевод выступлений делегатов на ассамблеях, в комитетах проводится на рабочих

языках – русском, китайском, испанском, арабском, немецком.

Регулярный бюджет ВОЗ составляют взносы стран-членов. В последние годы почти

половину всего бюджета Организации составили взносы государств-членов Европейского

региона. США вносит в бюджет 15-17%. Большая часть этих взносов ассигнуется в регионы,

составляющие развивающегося мира, и лишь приблизительно 6% общего бюджета предос-

тавляется в распоряжение Европейского регионального бюро на мероприятия в самом регио-

не.

Кроме того, деятельность ВОЗ финансирует Добровольный фонд укрепления здоро-

вья, учрежденный в 1960 г. Этот фонд складывается из добровольных пожертвований и доб-

ровольных взносов стран-членов ВОЗ. С каждым годом внебюджетные ассигнования увели-

чиваются и приближаются к величинам регулярного бюджета.

3. Направления деятельности Всемирной Организации Здравоохранения.

Целью ВОЗ, как гласит ее устав, является «достижение всеми народами возможно

высшего уровня здоровья». В уставе было провозглашено право каждого человека на здоро-

вье, утверждено принцип ответственности правительства за здоровье своих народов.

Согласно уставу, ВОЗ функционирует как руководящий и координирующий орган в

международной работе по здравоохранению.

Деятельность ВОЗ проходит в соответствии с общими программами на 5-7 лет, пла-

нирование осуществляется на 2 года. Основными направлениями деятельности являются:

развитие систем здравоохранения в странах в соответствии с резолюцией об основ-

ных принципах национального здравоохранения, т.е. ответственности государства, профи-

лактики, участия населения в охране здоровья, использования достижений науки и др.;

развитие первичной медико-санитарной помощи;

подготовка и усовершенствование кадров;

охрана и укрепление здоровья различных групп населения;

охрана окружающей среды;

борьба с инфекционными и паразитарными заболеваниями, иммунизация и вакцина-

ция;

охрана и укрепление психического здоровья;

охрана здоровья матери и ребенка;

обеспечение информацией по здравоохранению (совершенствование санитарной

статистики);

подготовка медицинских кадров;

расширенная программа научных медицинских исследований, развитие медико-

биологических исследований;

консультативная и техническая помощь странам по актуальным направлениям

медицины.

С 1981 г. ВОЗ действует, руководствуясь общей стратегией, которая была определена,

как «достижение здоровья для всех к 2000 году». Эта, казалось бы, утопическая цель (дос-

тичь здоровья для всех во всех странах с разным уровнем здравоохранения и разными соци-

ально-экономическими условиями) определена как социально-экономическая задача. Эта

задача была сформулирована так: достижение каждым человеком и каждой семьей такого

благополучия, которое позволило бы вести «продуктивный» образ жизни (здоровый образ

жизни). Помимо такого общего понимания этой цели, ВОЗ попыталась определить более

конкретно достижение «здоровья для всех» на основе медико-демографических и социоло-

гических показателей. Были названы десятки критериев, в т.ч. уровень младенческой смерт-

ности, масса тела при рождении, средняя продолжительность жизни, а также водоснабжение,

питание, требования к организации медицинской помощи, грамотности населения и т.д.

В отношении медицинской помощи важнейшим считается развитие первичной меди-

ко-социальной помощи, которой посвящена и специальная программа ВОЗ.

В регионах на основе общей стратегии и достижения здоровья для всех разработаны

региональные стратегии и программы.

На ВОЗ возлагается консультативная, экспертная и техническая помощь странам, а

также предоставление необходимой информации. Когда-то ее генеральный директор, много

лет руководивший ВОЗ, М. Кандау сказал, что назначение ВОЗ «научить страны помогать

себе в решении проблем здоровья».

ВОЗ привлекает для обсуждения проблем и консультаций тысячи известных специа-

листов, проводящих заседания экспертных комитетов и советов, готовящих технические,

научные, информационные и другие материалы.

ВОЗ публикует более 20 изданий, в т.ч. рабочие документы – отчеты Генерального

директора о деятельности ВОЗ, статистические материалы, документы комитетов и совеща-

ний, в том числе отчеты ассамблеи, исполнительных комитетов, сборники резолюций и ре-

шений, а также журналы – «Бюллетень ВОЗ», «Международный форум здоровья», «Здоровье

мира», серию монографий и технических докладов.

ВОЗ разрабатывает и совершенствует международные стандарты, номенклатуру и

классификации, содействует их распространению.

Кроме того, ВОЗ проверяет и проводит медицинские исследования, оказывает техни-

ческое содействие правительствам в укреплении национального здравоохранения. ВОЗ со-

действует принятию и выполнению международных конвенций, соглашений и правил в об-

ласти здравоохранения.

ВОЗ принадлежит большая роль в успешном решении ряда проблем международного

и национального здравоохранения. По ее инициативе была осуществлена глобальная кампа-

ния по ликвидации оспы в мире (последний случай зарегистрирован в 1981 г.); ощутимых

результатов достигла компания борьбы с малярией, распространенность которой сократи-

лась более чем в 2 раза, программа иммунизации против 6 инфекционных заболеваний, организация выявления и борьбы с ВИЧ, создание справочных и других научных центров вомногих странах, организации служб ПМСП, медицинских школ и многое другое.

1. 50 Использование вычислительной техники в здравоохранении.

Компьютерная аппаратура широко используется при постановке диагноза, проведении обследований и профилактических осмотров. Примеры компьютерных устройств и методов лечения и диагностики:

компьютерная томография и ядерная медицинская диагностика — дают точные послойные изображения структур внутренних органов;

ультразвуковая диагностика и зондирование — используя эффекты взаимодействия падающих и отраженных ультразвуковых волн, открывает бесчисленные возможности для получения изображений внутренних органов и исследования их состояния;

микрокомпьютерные технологии рентгеновских исследований — запомненные в цифровой форме рентгеновские снимки могут быть быстро и качественно обработаны, воспроизведены и занесены в архив для сравнения с последующими снимками этого пациента;

задатчик (водитель) сердечного ритма;

устройства дыхания и наркоза;

лучевая терапия с микропроцессорным управлением — обеспечивает возможность применения более надежных и щадящих методов облучения;

устройства диагностики и локализации почечных и желчных камней, а также контроля процесса их разрушения при помощи наружных ударных волн (литотрипсия);

лечение зубов и протезирование с помощью компьютера;

системы с микрокомпьютерным управлением для интенсивного медицинского контроля пациента.

Компьютерные сети используются для пересылки сообщений о донорских органах, в которых нуждаются больные, ожидающие операции трансплантации.

Банки медицинских данных позволяют медикам быть в курсе последних научных и практических достижений.

Компьютеры позволяют установить, как влияет загрязненность воздуха на заболеваемость населения данного района. Кроме того, с их помощью можно изучать влияние ударов на различные части тела, в частности, последствия удара при автомобильной катастрофе для черепа и позвоночника человека.

Рис 9.1. Организация работы в компьютеризированном

отделении лечебного учреждения

Компьютерная техника используется для обучения медицинских работников практическим навыкам. На этот раз компьютер выступает в роли больного, которому требуется немедленная помощь. На основании симптомов, выданных компьютером, обучающийся должен определить курс лечения. Если он ошибся, компьютер сразу показывает это.

Компьютеры используются для создания карт, показывающих скорость распространения эпидемий.

Компьютеры хранят в своей памяти истории болезней пациентов, что освобождает врачей от бумажной работы, на которую уходит много времени, и позволяет больше времени уделять самим больным.

На риcунках показано, как организуется работа в полностью компьютеризированном отделении лечебного учреждения. Применение компьютеров переводит медицину на иной, более высокий качественный уровень и способствует дальнейшему повышению уровня и качества жизни.

Основные области применения ЭВМ в медицине и биологии следующие. 1. Диагностика заболеваний, определение прогноза и выбор оптимального варианта лечения, классификация биологических объектов. 2. Автоматическая обработка экспериментальных и клинических данных (выделение регулярных составляющих в электроэнцефалограммах и неврограммах, спектральный и корреляционный анализ биологических процессов, подсчет и классификация клеток крови или гистологических препаратов, анализ данных радиографии, обработка данных рентгенологического обследования). 3. Реализация математических и физических моделей (моделирование нервных сетей, поведения, обмена в организме или отдельных клетках, отдельных органах или системах организма, поведения популяций животных). 4. Стереотаксические расчеты во время операций на головном мозге человека. 5. Автоматизация обработки медицинских архивных материалов. 6. Предсказание фармакологических свойств веществ по их физико-химическим характеристикам. 7. Автоматическое управление искусственным дыханием и кровообращением во время операций и при наблюдении за больными в тяжелом состоянии. 8. Планирование и автоматизация длительных и дорогостоящих экспериментов. Имеется тенденция к дальнейшему расширению областей применения ЭВМ в биологии и медицине.

Наши рекомендации