Карагандинский государственный медицинский университет

Ф КГМУ 4/3-03/02

ПП КГМУ 4/02

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра эпидемиологии и коммунальной гигиен

Краткое содержание дисциплины

Дисциплина эпидемиология изучает вопросы общей эпидемиологии: учение об эпидемическом процессе, дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, систему профилактических и противоэпидемических мероприятий, иммунопрофилактику, эпидемиологическую диагностику, эпидемиологический надзор. Вопросы частной эпидемиологии: этиологию возбудителя, источник инфекции, механизм и пути передачи возбудителя, мероприятия в эпидемическом очаге при каждой нозологической форме инфекционного заболевания.

Тематический план:

Наименование темы Форма проведения Продол- житель- ность
1. Эпидемиология как наука. Предмет, задачи и методы эпидемиологии. проблемная 1 час
2. Понятие об эпидемическом процессе. проблемная 1час
3. Принципы профилактических противоэпидемических мероприятий. Эпидемиологическая классификация инфекционных болезней. проблемная 1час
4. Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. проблемная 1час
5. Основные положения и принципы клинической эпидемиологии, связь клинической эпидемиологии с биостатистикой. проблемная 1час
6. Теоретические и методические основы военной эпидемиологии проблемная 1час
  Итого   6 часов

Тематический план практических занятий:

Наименование темы Форма проведения Продол- жительн.
1. Учение об эпидемическом процессе. семинар 2 часа
2. Структура и форма проявления эпидемического процесса. Факторы, оказывающие влияния на эпидемический процесс семинар 2 часа
3. Понятие об эпидобследовании очага инфекционного заболевания. Эпидемиологическая классификация инфекционных заболеваний. семинар 2 часа
4. Принципы профилактических и противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях на врачебном участке. семинар 2 часа
5. Принципы дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Принципы стерилизации, предстерилизационной обработки. семинар, 2 часа
6. Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. семинар, 2 часа
7. Эпидемиологическая характеристика кишечных инфекций, профилактические мероприятия при их возникновении. СBL (обучение, основан-ное на клиническом случае – на примере эпидемиологической ситуации). 2 часа
8. Эпидемиологическая характеристика воздушно-капельных инфекций и профилактические мероприятия при их возникновении. семинар 2 часа
9. Эпидемиологическая характеристика кровяных инфекции и профилактические мероприятия при них. TBL (обучение в команде). 2 часа
10. Эпидемиологическая характеристика инфекций наружных покровов и профилактические мероприятия при их возникновении. семинар 2 часа
11. Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций. Стандарты и алгоритмы мероприятий при внутрибольничных инфекциях. семинар 2 часа
  Заключительное занятие по разделу. коллоквиум 1 час
12. Теоретические и методические основы военной эпидемиологии Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в войсках в военное время семинар 1 час
13. Бактериологическое (биологическое) оружие вероятного противника. Основы противобактериологической защиты войск и этапов медицинской эвакуации семинар 2 часа
14. Бактериологическая разведка и индикация бактериологического оружия. Организация работы санитарно-эпидемиологических учреждений (подразделений) в военное время семинар 2 часа
15. Основные положения и принципы клинической эпидемиологии, связь клинической эпидемиологии с биостатистикой и доказательной медициной семинар 1 час
  Заключительное занятие по разделу. коллоквиум 1 час
Итого   30 часов

Время консультаций:

Консультации проводятся еженедельно по субботам с 1000 - 1400

Время рубежного контроля:

Специальность Курс/поток/группа Дисциплина Неделя/дата Время
Общая медицина 3 курс 1 поток: группы: (325, 331, 367, 368)   Эпидемиология     09.11. 2011г. 1600-1700
1 поток группы (304, 318, 342, 343)   10.11. 2011г
2 поток группы: (308, 310, 324, 328,337, 344, 345)     11.11.2011г
6 поток группы: (301, 302, 335, 340)   25.11.2011г.
  6 поток группы: (307, 334, 346, 348)     28.11.2011г.
  9 поток группы: (303, 315, 339)     29.11.2011г
  9 поток группы: (316, 336, 362, 366)     30.11.2011г.
  8 поток группы: (309, 312, 338, 349)     01.12.2011г
  8 поток группы: (314, 323, 350)     14.12.2011г.

Время итогового контроля: по академическому календарю.

Задания для самостоятельной работы студентов.

Тематический план СРС:

Наименование темы Форма выполнения Продолжи- тельность
1. Современные характеристики проявлений эпидемического процесса по территории и времени работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, подготовка презентаций по темам. 3 часа
2. Современные характеристики проявлений эпидемического процесса среди различных групп населения работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, подготовка презентаций по темам. 3 часа
3. Стандарты и алгоритмы мероприятий при гриппе, при птичьем гриппе работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, подготовка презентаций по темам. 3 часа
4. Стандарты и алгоритмы мероприятий при особо опасных инфекциях работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, подготовка презентаций по темам. 3 часа
5. Стандарты и алгоритмы мероприятий при паразитарных болезнях работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, подготовка презентаций по темам. 3 часа
6. Статистические методы в эпидемиологическом анализе работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, подготовка презентаций по темам. 3 часа
  Итого   18 часов

· График выполнения и сдачи заданий по дисциплине(к определенной теме СРСП)

Неделя
№ темы по СРС                        

Примечание: Задания по СРС сдаются студентом преподавателю, ведущему занятия по дисциплине, в дни и часы, предусмотренные «Графиком консультаций» кафедры

· Литература:

основная:

  1. Әміреев С.А. Эпидемиология Учебное пособие – Алматы. – 2005. - 2 том. – 693с.
  2. Белозеров Ю.М., Иоанниди Е.А. Курс эпидемиологии: Учебное пособие для леч. и пед. фак. медвузов. Элиста: Джангар. – 2005. 136с.
  3. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И. и др. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник для медицинских вузов. 2-е издание., испр – М.- ГЭОТАР – МЕД, 2008. – 816с.
  4. Матеишен Р.С., Кравец Б.В., Суторин Ю.В. Военная эпидемиология: Учеб. Пособие для медвузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 186с.
  5. Насухин Ш.Б. Жұқпалы аурулар эпидемиологиясы: Оқу құралы/ БҚММА. – Ақтөбе:Б.И., 2006.

дополнительная:

1. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.

2. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.

3. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии. (схемы, таблицы). - М.: «Медицина», 2005.

· Методы обучения и преподавания:TBL, CBL(малые группы, дискуссия, работа в парах, презентации, работа с учебниками, подготовка рефератов, решение ситуационных задач, обсуждение тем самостоятельной работы, углубленное изучение отдельных вопросов практических занятий, консультации с преподавателем по всем возникающим вопросам, тестирование, проведение рубежного контроля, ролевые игры).

· Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП*)

Шкала оценок**

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент % содержание Оценка по традиционной системе
А 4,0 95-100 Отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 Хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74     Удовлетворительно
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
Д+ 1,33 55-59
Д 1,0 50-54
F 0-49 Неудовлетворительно

Критерии оценки знаний**

Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.

Оценка «хорошо» в ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.

* Примечание:Для кредитной системы обучения.

**Примечание: Составлены на основании ГОСО РК «Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения».

· Методика подсчета рейтинга и оформления интегральной оценки по дисциплине (оформляется в соответствии с рейтинговой системой, утвержденной в КГМУ)

Наши рекомендации