Права и обязанности пациентов

Базовые принципыправ пациентов изложены в ст. 30 «Основ...».

При обращении за медицинской помощью и ее получе­нии пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны ме­дицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также на выбор лечебно-про­филактического учреждения в соответствии с дого­вором обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, со­ответствующих санитарно-гигиеническим требова­ниям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консульта­ций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способа­ми и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, ди­агнозе и иных сведений, полученных при его обследо­вании и лечении, в соответствии со ст. 61 «Основ...»;

7) информированное добровольное согласие на меди­цинское вмешательство в соответствии со ст. 32 «Ос­нов...»;

8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст. 33 «Основ...»;

9) получение информации о своих правах и обязанно­стях и состоянии своего здоровья в соответствии со ст. 31 «Основ...», а также на выбор лиц, которым в ин­тересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках про­грамм добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в соответствии со ст. 68 «Основ...» в случае причинения вреда его здоровью при оказа­нии медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного предста­вителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправле­ния религиозных обрядов, в том числе на предостав­ление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

В случае нарушения прав пациента он может обращать­ся с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учрежде­ния, в котором ему оказывается медицинская помощь, в со­ответствующие профессиональные медицинские ассоциа­ции и лицензионные комиссии, а также в суд.

Права пациента законодательно закреплены Граждан­ским кодексом (ГК) РФ, законами РФ «О защите прав по­требителей», «О медицинском страховании граждан в Рос­сийской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и договорами обязательного и Добровольного медицинского страхования.

Знание прав пациента необходимо как для пациента, так и Для медицинского работника в целях неукоснительного их соблюдения и для правовой чистоты и придания им юри­дической силы.

Специфика отрасли здравоохранения заключается в том, что помимо кодексов, законов и «Основ...» обязательны для исполнения также и нормативные правовые акты, издавае­мые отраслевым министерством РФ.

Необходимо знать, что гуманное и уважительное от­ношение со стороны медицинского персонала заложено в еще действующем приказе Министерства здравоохране­ния СССР от 16.11.1987 г. № 1204 «О лечебно-охранитель­ном режиме в лечебно-профилактических учреждениях».

В Этическом кодексе российского врача (1995 г.) гово­рится, что врач должен уважать честь и достоинство па­циента. Унижение чести и достоинства пациента, грубое, негуманное и неприязненное отношение к пациенту — не­допустимы. Бестактное и пренебрежительное отношение к больному может служить поводом к компенсации мораль­ного вреда, выражающегося в денежном выражении, в со­ответствии со ст. 151, 1099-1101 ГК РФ.

Право пациента на выбор врача регламентировано п. 2 ст. 30 «Основ...» и ст. 6 Закона РФ «О медицинском стра­ховании граждан в Российской Федерации». Медицинская помощь больному должна быть оказана с учетом желания получить ее у конкретного врача (при согласии врача). При этом отказ больного лечиться у определенного врача не оз­начает того, что его можно оставить без оказания медицин­ской помощи. Руководитель лечебно-профилактического учреждения обязан принять меры к замене на другого спе­циалиста.

Пациент имеетправо также ина выбор лечебно-про­филактического учреждения, в соответствии с договора­ми медицинского страхования (п. 2 ст. 30 «Основ...» и ст. 6 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Рос­сийской Федерации»), т. е. не по месту регистрации па­циента, а там, где ему необходимо. Для реализации этого права пациент обязан поставить в известность страховую компанию, написав заявление в эту страховую компанию и, соответственно, главному врачу лечебно-профилактиче- ского учреждения о приеме на лечение.

Пациент имеет право на лечение и обследование в ус­ловиях, соответствующих санитарно-гигиеническим тре­бованиям (п. 3 ст. 30 «Основ...» и ст. 2 Закона РФ «О санитар­но-эпидемиологическом благополучии населения»). Сани­тарные нормы и правила должны размещаться для показа в палатах лечебно-профилактического учреждения, а про­тивоэпидемический и санитарный режим — в лечебно-про­филактическом учреждении.

Право на проведение пациенту по его просьбе конси­лиума и консультации других специалистов (п. 4 ст. 30 «Основ») реализуется только при условии обоснованности такой просьбы, для более полного обследования и лечения пациента, в соответствии с Постановлением Правительства РФ (1998 г.), Программой государственных гарантий обес­печения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, с учетом Территориальной программы государственных га­рантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, издаваемой ежегодно органом исполнительной власти субъекта РФ.

Пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, дос­тупными способами и средствами (п. 5 ст. 30 «Основ...»). Недопустимо не применять обезболивающие средства, на­пример, при аборте, в качестве «воспитательных» мер.

Право граждан РФ на обязательное и добровольное медицинское страхование в системе обязательного ме­дицинского страхования (ОМС) обусловлено ст. 6 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Фе­дерации» и п. 10 «Основ...». Законодательством предусмот­рены соответствующие права граждан РФ, на:

— обязательное и добровольное медицинское страхование; ■— выбор медицинской страховой организации; ■— выбор медицинского учреждения и врача в соответ­ствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

— получение медицинской помощи на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жи­тельства;

— получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора,независимо от размеров фактически выполненного страхово­го взноса;

— предъявление иска страхователю, страховой меди­цинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причинен­ного по их вине ущерба, независимо от того, преду­смотрено это или нет в договоре медицинского стра­хования.

Право на безопасность услуги, а также ее сертифика­цию установлено в соответствии со ст. 7 Закона РФ «О за­щите прав потребителей», где прописано, что «товар (ра­бота, услуга), на который законами или стандартами ус­тановлены требования,обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, а также средства, обес­печивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обя­зательной сертификации, утверждается Правительством РФ». Ответственным за безопасность услуги является ис­полнитель этой медицинской услуги.

Право на информацию о лечебном учреждении ус­тановлено ст. 9-10 и 36 Закона РФ «О защите прав потре­бителей»: исполнитель услуги обязан довести до сведения потребителя наименование своей организации, место ее нахождения, юридический адрес, информацию о наличии лицензии на вид медицинской деятельности, срок ее дейст­вия, а также информацию об услугах для обеспечения воз­можности их правильного выбора. В информации должны быть представлены сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), показаниях и противо-у показаниях к применению, цена, правила и условия эф­фективного и безопасного использования товаров (работ,

услуг), а также сведения о сертификации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации.

Более того, исполнитель обязан своевременно информи­ровать потребителя о том, что соблюдение указаний потре­бителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество выполняемой работы (оказывае­мой услуги).

Качественная медицинская услуга в настоящее время в значительной степени зависит от фактора осведомленно­сти. Очень важна осведомленность населения об экологи­ческой обстановке в регионе, о заболеваниях, о способах и методах их диагностики и лечения, о лечебно-профилак- тическом учреждении, медицинском персонале, работаю­щем в учреждении, степени его квалификации и т. д. Для пациента также значима информация о том, в каком меди­цинском учреждении он может рассчитывать на излечение своего заболевания.

Кроме того, гарантию конфиденциальности во взаимо­отношениях медицинского работника и пациента следует рассматривать не только как моральную обязанность, но и как юридическую норму.

Лечебно-профилактическое учреждение имеет много за­конодательно закрепленных обязательств по отношению к своим пациентам. Это диагностика заболеваний и лечение пациентов, соблюдение лечебно-охранительного режима, проявление к пациентам милосердия, но, в то же время, — проверка наличия полиса у пациента, его платежеспособно­сти. Отсутствие полиса сейчас ставит лечебно-профилак- тическое учреждение в очень затруднительное положение в плане безоговорочного оказания медицинской помощи пациенту, выполнения медицинским работником своего профессионального и неотложного долга.

В связи с развитием в настоящее время государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения рази­тельно меняется и рынок услуг здравоохранения, что в зна­чительной степени влияет на охрану здоровья граждан в це­лом, представляющую собой не что иное, как совокупность

3. Зак. 21мер политического, экономического, правового, социаль­ного, культурного, научного, медицинского, санитарно-ги­гиенического и противоэпидемического характера, направ­ленных на сохранение и укрепление физического и психи­ческого здоровья человека, поддержание его долголетней активной жизни.

Право на сохранение сведений, составляющих вра­чебную тайну (п. 6 ст. 30 и ст. 61 «Основ...»). Каждый гра­жданин имеет право на сохранение в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоя­нии его здоровья, диагнозе его заболевания и иных све­дений, полученных при его обследовании и лечении. Это составляет врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передавае­мых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицам, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей (кроме случаев, установленных ч. 3 и 4 ст. 61 «Основ...»).

С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для прове­дения научных исследований, публикаций в научной лите­ратуре, использования этих сведений в учебном процессе и в иных специфических целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного пред­ставителя допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не спо­собного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболе­ваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или су­дебным разбирательством;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родите­лей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Лица, которым в установленном законом порядке пере­даны сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с уче­том причиненного гражданину ущерба несут за разглаше­ние врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законода­тельством РФ.

Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство установлено п. 7 ст. 30,

31 и 32 «Основ...». До проведения медицинского вмеша­тельства каждый гражданин имеет право на то, чтобы ему в доступной форме была предоставлена информация о со­стоянии его здоровья, включая сведения о результатах об­следования, наличии заболевания, его диагнозе и прогно­зе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения, т. е. лечащий врач ин­формирует пациента о его заболевании, методах диагно­стики и лечения, а также каким образом все это будет осу­ществляться.

Информация о состоянии здоровья гражданина предос­тавляется ему лично, а в отношении лиц, не достигших 15-летнего возраста, и граждан, признанных в установлен­ном законом порядке недееспособными, — их законным представителям только лечащим врачом, либо заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения, либо другим специалистом, принимающим непосредственное участие в обследовании и лечении, но ни в коем случае ли­цами, которым эти сведения стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обя­занностей (ст. 61 «Основ...»). При этом гражданин имеет з* право непосредственно знакомиться с медицинской доку­ментацией, отражающей состояние его здоровья, а также получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии ме­дицинских документов, отражающих состояние его здоро­вья, если в них не затрагиваются интересы третьей сторо­ны (ст. 31 «Основ...»).

Согласие пациента на медицинское вмешательство, согласно ст. 32 «Основ...», оформляется записью в меди­цинской документации с подписью в ней пациента. Меди­цинскими документами, имеющими юридическую силу, являются «история болезни», «медицинская карта амбула­торного больного» и т. п.

В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неот­ложно, этот вопрос решается консилиумом. Если консилиум собрать невозможно, то данный вопрос решает непосредст­венно лечащий (дежурный) врач с последующим уведом­лением должностных лиц лечебно-профилактического уч­реждения.

В отношении лиц, не достигших 15 лет, и граждан, приз­нанных в установленном законом порядке недееспособны­ми, согласие на медицинское вмешательство дают его за­конные представители (в соответствии с законодательством ими являются: родители, опекуны, попечители). При их от­сутствии также созывается консилиум, при невозможности его созвать — лечащий (дежурный) врач самостоятельно принимает решение с обязательным уведомлением должно­стного лица лечебно-профилактического учреждения.

Право пациента на отказ от медицинского вмеша­тельства согласно п. 8 ст. 30 и 32 «Основ...» после соответ­ствующего разъяснения лечащим врачом пациенту о воз­можных последствиях оформляется соответствующей под­писью пациента в медицинской документации.

При отказе родителей или иных законных предста­вителей лица, не достигшего 15-летнего возраста, а так­же лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Исключение составляют заболевания, при которых отказ от медицинского вмешательства неприемлем, о чем боль­ной должен быть уведомлен. В соответствии с ч. 1 ст. 34 «Основ...», ст. 97-104 Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации и ст. 20 Закона РФ «О психиатрической помо­щи и гарантиях прав граждан при ее оказании» исключе­ние составляют:

— заболевания, представляющие опасность для окру­жающих;

— тяжелые психические расстройства;

— совершение общественно опасных деяний.

Право пациентов на возмещение вреда здоровью (мо­рального и материального) в случае причинения такового при оказании медицинской помощи предусмотрено ст. 151, 1084,1085,1099-1101 ГК РФ и п. 11 ст. 30 и ст. 68 «Основ...».

Жизнь и здоровье, согласно ст. 150 ГК РФ, относятся к не­материальным благам гражданина.

Моральным вредом признается наличие нравственных и физических страданий гражданина, причиненных дейст­виями, нарушающими либо посягающими на его личные неимущественные права (ч. 1 ст. 151 ГК РФ).

Характер физических и нравственных страданий оце­нивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и с учетом инди­видуальных особенностей потерпевшего (ч. 2 ст. 151 и п. 2 ст. 1101 ГК РФ).

Права на защиту своих прав и допуск к пациенту адво­катов или иных законных представителей установлены как ст. 12 «Основ...», так и ст. 182 ГК РФ — право на пред­ставительство своих прав, которое осуществляется в силу закона родителями, опекунами, попечителями, а также по нотариально оформленной доверенности.

Право на допуск к пациенту священнослужителя ос­новано на конституционной свободе граждан на вероиспо­ведание (ст. 28 Конституции РФ и ст. 13 «Основ...»). Кроме того, пациенту должна быть предоставлена возможность (отдельное помещение) для отправления религиозных об­рядов, при условии, если это не нарушает внутренний рас­порядок больничного учреждена.

Обязанности пациента при оказании ему медицин­ской помощи сводятся к общегражданским нормам, как то: ст. 10 ГК РФ не допускает действий граждан с намере­нием причинить вред другому лицу, а также злоупотребляя своими правами.

Пациент также обязан, согласно ст. 1064 ГК РФ, возмес­тить вред, причиненный имуществу юридического лица (ле­чебно-профилактическому учреждению) в полном объеме.

Кроме того, обязанности пациента при оказании ему ме­дицинской помощи описаны в «Правилах приема и выписки больных», утверждаемых главным врачом лечебно-профи­лактического учреждения. С этими правилами пациент зна­комится в приемном отделении стационара, удостоверяя акт своей подписью в «истории болезни». В соответствии с этими правилами пациент обязан: соблюдать распорядок дня, чистоту и порядок в помещениях лечебно-профилак­тического учреждения, находиться во время врачебных об­ходов в палате, не курить, не употреблять алкоголь, не на­рушать общественный порядок, не играть в азартные игры, принимать лекарства в соответствии с предписаниями вра­ча и т. д. При нарушении больничного режима и лечебных назначений, лечащий врач, уведомив должностное лицо лечебно-профилактического учреждения, может отказать­ся от исполнения лечения и выписать больного из учрежде­ния, при условии, что этот отказ не угрожает жизни паци­ента и здоровью окружающих.

ВИЧ-инфицированные пациенты обязаны соблюдать меры предосторожности, чтобы не подвергать опасности за­ражения других лиц (согласно п. 1 ст. 13 Закона РФ «О преду­преждении распространения в Российской Федерации забо­левания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». В противном случае, при несоблюдении этой обязанности наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 122 УК РФ.

Пациент обязан в письменной форме дать либо согла­сие на медицинское вмешательство (п. 7 ст. 30 и ч. 1 ст. 32 «Основ...»), либо отказаться от него (п. 8 ст. 30 и ч. 1 ст. 33 «Основ...»).

Наши рекомендации