Препарирование кариозных полостей i класса по блэку.

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Практического занятия № 12

(для преподавателей)

МОДУЛЯ

«Особенности препарирования кариозных полостей

I-Vкласса по Блэку»

СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ІІІ-ІV УРОВНЕЙ АККРЕДИТАЦИИ

«Особенности препарирования кариозных полостей

I, Vкласса по Блэку»

Составила асс. Савельева Н.Н.

Харьков 2011 г.

Тема: « Особенности препарирования кариозных полостей

I, Vкласса по Блэку».

Технологическая карта проведения практического занятия:

N г/п Этапы   Время в мин.       Место проведения
Учебные средства обучения Оснащение
1.   Определение и коррекция исходного уровня знаний     Устный опрос. Банк тестовых заданий для контроля исходного уровня знаний Оборудование и оснащение учебной аудитории, таблицы, фантомы, гипсовые муляжи зубов, наборы интактных зубов, распилы зубов, пластилин, атласы, наборы стоматологического инструментария,бормашины, наконечники, наборы боров. Учебная аудитория
22. Самостоятельное изучение: - особенностей препарирования кариозных полостей I класса по Блэку (в зависимости от локализации). - особенностей препарирования кариозных полостей V класса по Блэку. - приемов, формирования кариозной полости, повышающих надежность фиксации пломбы. - ошибок и осложнений возможных при препарировании полостей I, V классов по Блэку   Фантомы, таблицы, рисунки, видеофильмы, атласы   Оборудование и оснащение учебной аудитории, таблицы, фантомы, гипсовые муляжи зубов, наборы интактных зубов, распилы зубов, пластилин, атласы, наборы стоматологического инструментария,бор.машины, наконечники, наборы боров. Учебная аудитория
3.   Разбор и коррекция усвоения изучаемой темы       Рабочие тетради   Учебная аудитория
44. Тестовый контроль   Банк тестовых заданий   Учебная аудитория

Актуальность темы:

Основным методом лечения кариеса в наше время является препарирование кариозной полости с последующим ее пломбированием и восстановлением анатомической формы зуба пломбировочными материалами. Знание этапов, правил и особенностей препарирования кариозных полостей I, V классов по Блэку предупреждает дальнейшее прогрессирование кариозного процесса и создает необходимые условия для надежной фиксации пломбы.

Общая цель занятия:

Изучить особенности препарирования кариозных полостей I, V классов по Блэку, приемы формирования кариозных полостей, повышающие надежность фиксации пломбы, ошибки и осложнения возможные при препарировании кариозных полостей I, V классов.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

Цели исходного уровня знаний Конкретные цели
  1. Знать классификацию кариозных полостей по Блэку, классификацию стоматологического инструментария, виды наконечников, классификацию и стандартизацию боров по ISO (кафедра терапевтической стоматологии, курс пропедевтики).
 
  1. Знать принципы, правила и этапы классического препарирования кариозных полостей, элементы сформированной полости (кафедра терапевтической стоматологии, курс пропедевтики).
 
  1. Знать особенности препарирования кариозных полостей I, V классов по Блэку (кафедра терапевтической стоматологии, курс пропедевтики).
1. Изучить особенности препарирования кариозных полостей I класса по Блэку. Изучить особенности препарирования кариозных полостей V класса по Блэку.     2. Изучить приемы формирования кариозных полостей, повышающие надежность фиксации пломбы.     3. Изучить ошибки и осложнения возможные при препарировании кариозных полостей I, V классов по Блэку, их предупреждение и устранение.

Теоретические вопросы, на основе которых возможно

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

1. Какие кариозные полости относятся к І классу по Блэку?

2. Какие кариозные полости относятся к V классу по Блэку?

3. Этапы классического препарирования кариозных полостей.

4. Особенности препарирования кариозной полости І класса в зависимости от локализации.

5. Особенности препарирования кариозной полости V класса.

6. Какие особенности формирования дна полости при глубоком кариесе (І, V класс по Блэку)?

7. Приемы формирования кариозной полости, которые повышают надежность фиксации пломбы.

8. Ошибки и осложнения, которые возможны при препарировании кариозных полостей І класса по Блэку. Их предупреждение и устранение.

9. Возможные осложнения при препарировании полостей V класса по Блэку, их предупреждение и устранение.

Учебная информация, необходимая для изучения данной темы:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Магид Е.А., Мухин Н.А.Фантомный курс терапевтической стоматологии. Атлас. – М.: Медицина, 1987. – 304 с.

2. Данилевский Н.Ф., Борисенко А.В., Политун А.М. и др. Терапевтическая стоматология: учебник; в 4 т. Том 1. Фантомный курс. – К.: Медицина, 2009. – 400 с.

3. Максимовский Ю.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии: Учебное пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005. – 328 с.

4. Данілевський М.Ф. Практикум з терапевтичної стоматології (фантомний курс). – Львів: Світ, 1993. – 194 с.

5. Терапевтична стоматологія: Підручник для студентів стоматологічних факультетів у двох томах/ За ред. проф. А.К. Ніколішина. – Т.1. – Вид. 2. – Полтава: Дивосвіт, 2007. – 392 с.

6. Базикян Э.А., Волчкова Л.В., Робустова Т.Г. Пропедевтическая стоматология: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Базикяна Э.А. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2003. – 768 с.

7. Препарирование кариозных полостей: современые инструменты, методики, критерии качества /А.И. Николаев. – М.:МЕДпресс-информ, 2006. – 208 с.

8. Борисенко А.В. Секреты терапевтической стоматологии в 4 томах. – Том 1. – Фантомный курс. – МЕДпресс-информ. – 2009. – 320 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Скорикова А.А., Волков В.А., Баженова Н.П. Пропедевтика стоматологических заболеваний: Учебное пособие для мед. ВУЗов. Ростов: Феникс.2002.- 640 С.

Организационная структура практического занятия (короткие методические указания к работе на практическом занятии):

В начале занятия, которое проводится в учебной аудитории, преподаватель напоминает тему, общие и конкретные цели. Дальше проводит тестовый контроль исходного уровня знаний студентов.

Затем студенты самостоятельно изучают особенности препарирования кариозных полостей I,V классов по Блэку, приемы формирования кариозных полостей, которые повышают надежность фиксации пломбы, ошибки и осложнения, возможные при препарировании полостей I,V классов, их предупреждение и устранение.

В конце занятия проводится коррекция результатов усвоения темы и итоговый контроль с помощью тестовых заданий.

Подводится итог, анализируются действия студентов во время занятия. Дается задание к следующему занятию.

Содержание темы:

ПРЕПАРИРОВАНИЕ КАРИОЗНЫХ ПОЛОСТЕЙ I КЛАССА ПО БЛЭКУ.

При препарировании кариозных полостей I классав зависимости от лока­лизации и распространения процесса формируют такие виды полостей: пря­моугольную, ромбовидную, крестообразную, овальную и др. Сформирован­ные кариозные полости I класса имеют наиболее типичную ящикообразную форму с отвесными стенками и плоским дном. При препарировании глубоких кариозных полостей формирование плоского дна может быть невозможным вследствие опасности вскрытия пульпы, в особенности в местах проекции ее рогов. Поэтому в таких случаях формируют дно полости, которое своей фор­мой повторяет контуры полости зуба (пульповой камеры). Кариозная полость, расположенная на жевательной поверхности зуба в области фиссур, называет­ся центральной. При двух и более кариозных полостях, расположенных на же­вательных поверхностях моляров и премоляров, которые разделены участками здоровой ткани, полости следует препарировать и пломбировать каждую в отдельности. Если же кариозные полости разделяются перегородками твердых тканей зуба сомнительной прочности (очень тонкими), целесообразным будет их объединение в одну полость (рис. 1).

препарирование кариозных полостей i класса по блэку. - student2.ru

Рис. 1. Варианты формы отпрепарированных кариозных полостей I класса

Различают несколько вариантов расположения кариозных полостей I клас­са, и соответственно им происходит формирование полостей. Если полости расположены на вестибулярной поверхности моляра выше экватора коронки с тонким слоем неповрежденной жевательной поверхности, создание полости лишь на щечной поверхности зуба будет недостаточным. В этом случае, как и при одновременном поражении щечной и жевательной поверхностей зуба, формируют полость с дополнительной площадкой на жевательной поверхнос­ти. Пигментированные глубокие фиссуры жевательной поверхности следует включать в пределы полости, которая создается, в особенности, когда при зондировании этих фиссур в них застревает кончик зонда. При небольшой кариозной полости на щечной или язычной поверхностях моляров, если со­хранился значительный слой неизмененных тканей зуба на жевательной по­верхности, формируют полость лишь в пределах вестибулярной поверхности коронки зуба.

К кариозным полостям I класса принадлежат также те, которые образуют­ся в ямках язычной (небной) поверхности резцов (в особенности верхних) или в центре их вестибулярных поверхностей. При препарировании таких полос­тей следует помнить о близком расположении пульпы. Полость в этих зубах создают цилиндрической, овальной или прямоугольной формы.

Наши рекомендации