Граф логической структуры темы

«История медицины как наука и предмет преподавания»

 
  граф логической структуры темы - student2.ru

Приложение 2

Задание 1

Составить таблицу «Исторические источники информации о медицине»

Наименования наук, дающих исторические сведения о медицине Что изучает Материал для изучения О чём может свидетельствовать
         

Примечание: образец выполнения задания дан на примере науки палеопатологии (см. эталон выполнения задания №1).

Задание 2

Составить таблицу «Периодизация и хронология всемирной истории»

Периоды всемирной истории (а также истории медицины) Условные хронологические рамки Абсолютный возраст Господствующая общественно-экономическая формация
         

Эталон выполнения задания №1

Наименования наук, дающих исторические сведения о медицине Что изучает Материал для изучения О чём может свидетельствовать
Палеопатология Патологические изменения останков первобытного человека (его скелета) Кости скелета (изучается характер изменения или повреждения: левая бедренная кость древнейшего человека со значительными костными выростами (экзостоз) – возраст около 700 тыс. лет до н.э. (раскопки на о. Ява); кости туловища или черепа с травматическими дефектами, в т.ч. со следами трепанации черепа Об образе жизни; о средней продолжительности жизни первобытного человека; о болезнях в первобытном обществе (например, артрит); о характере травм.

ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

История первобытного общества является неотъемлемой составной частью всемирно-исторического процесса развития человечества и по своей продолжительности охватывает более 99% всей истории. Также следует учесть, что первобытно-общинный строй является универсальной общественно-экономической формацией, через которую прошли все народы нашей планеты без исключения. Он является основой всего последующего высшего развития, а рациональные традиции и огромный эмпирический опыт первобытного врачевания стали одним из истоков традиционной медицины последующих эпох, в том числе и современной научной медицины.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Общая цель: Уметь интерпретировать этапность становления и развития врачевания в первобытном обществе.

Конкретные цели:

Уметь:

1. Провести сопоставление между различными этапами эволюции человека и человеческого общества.

2. Определить источники информации, используемые для характеристики первобытного строя

3. Раскрыть основное содержание периодов первобытной истории.

4. Охарактеризовать достижения врачевания в первобытном обществе.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Граф логической структуры(Приложение 1).

Теоретические вопросы:

1. Периодизация и хронология первобытной истории:

1.1. Этапы эволюции человека.

1.2. Условные хронологические рамки эпохи.

1.3. Эпохи развития человеческого общества.

1.4. Периоды первобытной эры.

2. Исторические источники, используемые для изучения и реконструкции первобытного общества.

3. Основное содержание различных периодов первобытной истории, их достижения.

4. Содержание врачевания в первобытном обществе в период его:

4.1. становления;

4.2. расцвета;

4.3. разложения.

5. Роль становления и развития врачевания в первобытном обществе для развития современной научной медицины.

Источники информации

Обязательная литература

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М.: ПАИМС, 1994. – C. 17-34.

2. Кафедральное пособие по истории медицины.

3. Лекция на тему: «Врачевание в первобытном обществе».

Дополнительная литература

1. Бородулин Ф.Р. История медицини: Избранные лекции. – М., 1961. – 252 с.

2. Верхратський С.А., Заблудовський П.Ю. Історія медицини. – К.: Вища школа, 1991.

3. Голяченко О.М., Ганіткевич Я.В. Історія медицини. – Тернопіль: Лілея, 2004.

4. История медицины / Заблудовский П.Е. и соавт. – М.: Медицина, 1981. – С. 7-16.

5. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины. Первобытное общество: Учебное пособие. – М., 1987. – 168 с.

6. Ступак Ф.Я. Вступ до історії медицини. Медицина і первісне суспільство. – К.: НМУ, 2002.

Наши рекомендации