Граф логической структуры темы
«История медицины как наука и предмет преподавания»
Приложение 2
Задание 1
Составить таблицу «Исторические источники информации о медицине»
Наименования наук, дающих исторические сведения о медицине | Что изучает | Материал для изучения | О чём может свидетельствовать |
Примечание: образец выполнения задания дан на примере науки палеопатологии (см. эталон выполнения задания №1).
Задание 2
Составить таблицу «Периодизация и хронология всемирной истории»
Периоды всемирной истории (а также истории медицины) | Условные хронологические рамки | Абсолютный возраст | Господствующая общественно-экономическая формация |
Эталон выполнения задания №1
Наименования наук, дающих исторические сведения о медицине | Что изучает | Материал для изучения | О чём может свидетельствовать |
Палеопатология | Патологические изменения останков первобытного человека (его скелета) | Кости скелета (изучается характер изменения или повреждения: левая бедренная кость древнейшего человека со значительными костными выростами (экзостоз) – возраст около 700 тыс. лет до н.э. (раскопки на о. Ява); кости туловища или черепа с травматическими дефектами, в т.ч. со следами трепанации черепа | Об образе жизни; о средней продолжительности жизни первобытного человека; о болезнях в первобытном обществе (например, артрит); о характере травм. |
ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
История первобытного общества является неотъемлемой составной частью всемирно-исторического процесса развития человечества и по своей продолжительности охватывает более 99% всей истории. Также следует учесть, что первобытно-общинный строй является универсальной общественно-экономической формацией, через которую прошли все народы нашей планеты без исключения. Он является основой всего последующего высшего развития, а рациональные традиции и огромный эмпирический опыт первобытного врачевания стали одним из истоков традиционной медицины последующих эпох, в том числе и современной научной медицины.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель: Уметь интерпретировать этапность становления и развития врачевания в первобытном обществе.
Конкретные цели:
Уметь:
1. Провести сопоставление между различными этапами эволюции человека и человеческого общества.
2. Определить источники информации, используемые для характеристики первобытного строя
3. Раскрыть основное содержание периодов первобытной истории.
4. Охарактеризовать достижения врачевания в первобытном обществе.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Граф логической структуры(Приложение 1).
Теоретические вопросы:
1. Периодизация и хронология первобытной истории:
1.1. Этапы эволюции человека.
1.2. Условные хронологические рамки эпохи.
1.3. Эпохи развития человеческого общества.
1.4. Периоды первобытной эры.
2. Исторические источники, используемые для изучения и реконструкции первобытного общества.
3. Основное содержание различных периодов первобытной истории, их достижения.
4. Содержание врачевания в первобытном обществе в период его:
4.1. становления;
4.2. расцвета;
4.3. разложения.
5. Роль становления и развития врачевания в первобытном обществе для развития современной научной медицины.
Источники информации
Обязательная литература
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М.: ПАИМС, 1994. – C. 17-34.
2. Кафедральное пособие по истории медицины.
3. Лекция на тему: «Врачевание в первобытном обществе».
Дополнительная литература
1. Бородулин Ф.Р. История медицини: Избранные лекции. – М., 1961. – 252 с.
2. Верхратський С.А., Заблудовський П.Ю. Історія медицини. – К.: Вища школа, 1991.
3. Голяченко О.М., Ганіткевич Я.В. Історія медицини. – Тернопіль: Лілея, 2004.
4. История медицины / Заблудовский П.Е. и соавт. – М.: Медицина, 1981. – С. 7-16.
5. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины. Первобытное общество: Учебное пособие. – М., 1987. – 168 с.
6. Ступак Ф.Я. Вступ до історії медицини. Медицина і первісне суспільство. – К.: НМУ, 2002.