После выполнения домашнего задания обучающийся должен
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся по дисциплине
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
№ раздела | Наименование раздела, темы | Виды самостоятельной работы | К-во часов |
I | Введение | -Выучить слова (35 единиц) -Рефераты (доклады) по темам: «История латинского языка», «Латынь в современном мире», «Римляне на Святой земле», «Римляне в Англии», «Римляне в Германии», «Римляне в Испании», | |
II | Раздел 1. Фонетика | -Выучить слова (35 единиц) -Подготовить письменно транскрипцию латинских слов упр.5 стр.23-24 | |
III | Раздел 2. Морфология | ||
3.1 | Глагол | -Выучить слова (25 единиц) -Конспект стр. 36, 40 Городкова Ю.И. Латинский язык. Изд 19-е.стер. – Ростов н\Д: Феникс, 2014 | |
IV | Раздел III. Словообразование. | -Выучить слова (25 единиц) -Используя корневые и конечные терминоэлементы, и терминоэлементы- приставки, составить максимально возможное количество клинических терминов (раздаточный материал) | |
V | Раздел IV. Рецептура | ||
5.1 | -Выучить слова (25 единиц) -Составить таблицу «Лекарственные формы», используя учебник Городкова Ю.И. Латинский язык. Изд 19-е.стер. – Ростов н\Д: Феникс, 2014 | ||
5.2 | -Выучить слова (25 единиц) -Составить таблицу «Лекарственное сырье», используя учебник Городкова Ю.И. Латинский язык. Изд 19-е.стер. – Ростов н\Д: Феникс, 2014 |
Учебное пособие
Для внеаудиторной самостоятельной подготовки обучающихся
К практическим занятиям
По дисциплине
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
обучающейся(егося) группы______ подгруппы______
___________________________________
___________________________________
специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
курс I
семестр I
г.Уфа
2016 г.
Предисловие
Настоящее пособие предназначено для внеаудиторной самостоятельной подготовки обучающихся к практическим занятиям по латинскому языку.
Объектом изучения в курсе медицинской латыни являются слова и словосочетания, которые обозначают специальные понятия медицинской науки. Такие слова и словосочетания именуются терминами, а их совокупность образует медицинскую терминологию — профессиональный язык медицинских работников. Медицинская терминология складывается на протяжении всей истории медицины и продолжает развиваться вместе с медицинской наукой. Специалист-медик должен грамотно пользоваться постоянно обновляющимся профессиональным языком и понимать законы, определяющие возникновение терминов.
Главной целью изучения латинского языка в медицинском колледже является приобретение знаний, которые понадобятся обучающимся при изучении общепрофессиональных и клинических дисциплин. По окончании курса латинского языка обучающиеся медицинского колледжа должны:
1. Уметь читать и писать по латыни.
2. Знать основы грамматики, необходимые для построения фармацевтических терминов.
3. В пределах пройденной лексики уметь переводить с русского языка на латинский простые и многословные фармацевтические термины.
4. В пределах пройденной лексики уметь переводить рецепты с русского языка на латинский и обратно.
5. Руководствуясь пройденными словообразовательньими элементами, уметь «извлекать понятие» из клинического термина и конструировать «клинические» термины.
6. Знать в качестве активного запаса около 500 лексических единиц.
Пособие составлено в дополнение к учебнику Городковой Ю.И. Латинский язык, Ростов н/Д « Феникс», 2014г.
Тематический план
Практических занятий
№ темы | Наименование темы | К-во часов |
1. | Введение. Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение. Общие сведения о медицинской терминологии. Подсистемы медицинской терминологии. Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога. | |
2. | Глагол. Грамматические категории: лицо, число, время, наклонение. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. | |
3. | Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Определение склонения. Существительные 1-го и 2-го склонения. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на – on. | |
4. | Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение. | |
5. | 3-е склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения. 4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений. | |
6. | Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта, его форма. Сослагательное наклонение в рецепте. Рецептурные сокращения. Латинская часть рецепта. Особенности выписывания лекарственных препаратов в рецепте. | |
7. | Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты. | |
8. | Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинической терминологии. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении. | |
9. | Терминологическое словообразование. Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Латинские пословицы и афоризмы. | |
10. | Дифференцированный зачет |
Практическое занятие №1
Тема: «Фонетика, долгота и краткость слогов, ударение»
После выполнения домашнего задания обучающийся должен
знать:
ü алфавит;
ü правила чтения букв и буквосочетаний;
ü правила ударения;
ü лексический минимум.
уметь:
ü определять долготу или краткость второго слога от конца слова;
ü ставить ударение;
ü читать и писать по латыни.
Обязательные для выполнения задания: