Общество и самоактуализация личности
А.Маслоу считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств и способностей, которые составляют сущность его «я», и которые ему необходимо осознать и проявить в жизни и деятельности. Однако это стремление к самоактуализации нередко наталкивается на различные трудности и препятствия. Непонимание окружающих, на собственные слабости и неуверенность. Многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такое поведение останавливает рост личности, приводит к неврозам. Исследования А.Маслоу показали, что невротики – это чаще всего люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.
Какую роль играет общество в самоактуализации личности? С одной стороны, оно дает человеку возможность проявить себя, так как это осуществимо только среди людей. С другой стороны, общество препятствует стремлению человека к самоактуализации, пытается лишить личность ее сути, индивидуальности, так как задача общества – сделать человека своим шаблонным представителем.
Чтобы человек мог самоактуализироваться, он должен научиться понимать себя и свою внутреннюю природу, настраиваться на результат в соответствии с ней, направлять поведение, исходя из нее. Самоактуализация – не одномоментный акт, а непрерывный процесс, образ жизни.
У человека много потребностей, различающихся в зависимости от возраста, здоровья и внешней среды. Однако выделяют группу потребностей, которые есть всегда у любого человека независимо от каких-либо условий. Их называют основными жизненно важными или универсальными потребностями. Их необходимо удовлетворять каждому человеку в первую очередь.
Однако человек на протяжении всей своей жизни растет, развивается, постоянно контактирует с окружающей средой. В связи с этим у него возникают жизненно важные потребности, удовлетворять которые необходимо для гармоничного роста и развития в этой среде. Эти потребности обеспечивают человеку собственную безопасность - защиту от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач, стрессов. Вторую ступень пирамиды составляют потребности: спать, отдыхать; быть чистым; одеваться, раздеваться; поддерживать температуру тела; поддерживать состояние или быть здоровым; избегать опасности; двигаться.
Физиологические потребности являются потребности низшего уровня и существуют у любого человека. Задача медсестры – выявить неудовлетворение потребностей и помочь пациенту справится с возникшей проблемой. Например, потребность в кислороде (нормальном дыхании) – основная физиологическая потребность человека. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.
Физическая и биологическая безопасность – это потребности второго уровня. Для большинства людей безопасность означает надежность и удобства. Каждый из нас нуждается в крове, одежде и в то, кто может оказать помощь. Мы чувствуем себя в безопасности, если в темное время суток помещение освещено, в холодное время суток в помещении тепло, если при плохом освещении есть очки,… человек должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но инее причинять вреда окружающей среды.
Одна из важных физиологических потребностей – сексуальная. На сексуальное здоровье могут влиять болезнь дефекты развития, у женщины развитие ребенка. Многие люди об этом говорят неохотно даже при наличии серьезных сексуальных проблем. Людям не требуется удовлетворять свои сексуальные потребности ежедневно, но, как потребность в дыхании, пище, воде, сексуальная потребность присутствует всегда. Разговаривая со своими пациентами о сексуальных проблемах, многие сестры испытывают неудобства. Для того чтобы избавиться от этого чувства, необходимо:
- выбрать твердую научную основу (понимание здоровой сексуальности, знание наиболее распространенных ее нарушениях);
- понимать, как влияет сексуальная ориентация, культура и религиозные убеждения на сексуальность человека;
- определить для себя границы, в которых обсуждения с пациентом этих проблем не вызывает у вас неудобств;
- не обсуждать проблемы, выходящие за рамки сестринской компетенции, советуя обратиться к помощи специалиста.
Ступени «Выживание» и «Безопасность» составляют основание пирамиды Маслоу.
На третьей ступени пирамиды Маслоу находятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Все хотят, чтобы нас любили, понимали. Никто не желает быть покинутым, нелюбимым и одиноким. Если это случилось, значит, социальные потребности человека не удовлетворены. Помогая человеку решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.
На четвертой ступени пирамиды Маслоу представлена потребность иметь жизненные ценности.
Для удовлетворения этой потребности необходимо, чтобы труд приносил радость и успех, а отдых был насыщенным и интересным. Очень часто больные, нетрудоспособные и пожилые люди теряют это чувство, т.к. больше не для кого не представляют ни для кого интереса, некому порадовать их успеху, а потому у них нет возможности удовлетворять свою потребность в уважении. И, как мы уже говорили, чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении.
И, наконец, вершину пирамиды, пятую ступень, составляют потребности в самосовершенствовании, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности, т.к. удовлетворяя эту потребность каждый верит, что делает что-то лучше, чем другие. Для кого-то это написание книги, для другого – выращивание сада, для третьего – воспитание ребенка.
Если рассматривать пирамиду Маслоу в целом, видно, что пока человек не удовлетворит потребности, составляющие ее нижние ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психосоциальные потребности. Все эти потребности человек должен удовлетворять постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия.
Если проанализировать жизнь каждого человека, станет ясно, что, несмотря на то что потребности отдельного человека и всех людей в целом одинаковы, способ их удовлетворения индивидуален.
Способ удовлетворения потребностей называется образом жизни, поэтому у каждого человека свой образ жизни, зависящий от возраста, социокультурною окружения - экологии; знаний, умений, желания и здоровья.
В результате проведенного обследования и сформированной базы данных о пациенте медсестра должна определить те потребности, которые у данного пациента плохо удовлетворяются.
Для удовлетворения потребности в дыхании медсестра должна обеспечить пациенту удобное положение в постели, периодически проветривать комнату. Для обеспечения потребности в питье и еде она составляет меню, включая в него легкоусвояемые продукты, обеспечивающие потребности в витаминах, минеральных веществах. Учитываются ограничения по приему жидкости.
Также медсестра осуществляет контроль суточного диуреза. Для обеспечения потребности пациента в выделении она следит за регулярностью физиологических отправлений, обеспечивает комфортные условия, последующий туалет.
Чтобы помочь пациенту поддержать чистоту тела, необходимо регулярно проводить гигиенические процедуры, осуществлять смену белья, следить за опрятным видом одежды. Для поддержания нормальной температуры тела медсестра следит за температурой тела пациента, температурным режимом в комнате и в соответствии с этим регулирует количество одежды и одеял.
Для обеспечения потребности в безопасности больному должно быть уютно и комфортно во все моменты его болезни. Медсестра должна создать условия, в которых он бы не смог упасть, захлебнуться, поперхнуться и т.д.
Для реализации потребности в движении по разрешению врача проводится комплекс гимнастики в постели. После улучшения состояния медсестра поощряет самостоятельные движения пациента, ходьбу.
Так как считается, что сон лечит, медсестра должна охранять его покой. Также она организует досуг пациента, посильную умственную деятельность (чтение, игры). Для обеспечения потребности в общении следует создать атмосферу доверия, оптимистический настрой, морально поддерживать больного. Вес это способствует выздоровлению.
Задание для контроля знаний
Тест
Инструкция: выбрать один ответ.
1. Программный документ "Философия сестринского дела в России" был принят:
а) Каменск-Подольск, январь 1995 г
б) Москва, октябрь 1993 г
в) Санкт-Петербург, май 1991 г
г) Голицыно, август 1993 г
2. Путь осуществления ухода:
а) профессиональный
б) государственный
в) индивидуально-страховой
г) медицинский
3. К физиологической потребности согласно иерархии А.Маслоу относится:
а) уважение
б) знание
в) дыхание
г) общение
4. Наиболее четко классифицировал потребности:
а) Фрейд
б) Герасимова
в) Достоевский
г) А.Маслоу
5. Специализированное учреждение для оказания лечебно-профилактической помощи группам пациентов определенного профиля:
а) диспансер
б) поликлиника
в) медсанчасть
г) станция скорой помощи
6. Что изучает биомедицинская этика:
а) взаимоотношения между врачом и больным;
б) широкий круг вопросов морали, долга, профессиональной этики
в) ятрогенные заболевание
7. Основные понятия сестринского дела это все, кроме:
а) сестра в) пациент
б) окружающая среда г) болезнь
8. К физиологическим потребностям, согласно иерархии Маслоу, относятся:
а) знания в) дыхание
б) потребность в общении г) учеба
9. Автор положения, что "цель сестринского дела - помочь человеку в удовлетворении его личных потребностей", которые были описаны им как 14 видов повседневной деятельности:
а) Бакунина Екатерина Михайловна
б) Пирогов Николай Николаевич
в) Флоренс Найтингейл
г) Вирджиния Хендерсон
Эталоны ответов на тест
1 г, 2 а, 3 в, 4 г, 5 а, 6 б, 7 г, 8 в, 9 г,
Литература:
1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.
2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
4. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
5. Обуховец Т.П. ОСД. Практикум, «Феникс», 2013.
Электронная библиотека колледжа:
6. Островская И.В. Широкова Н.В. «Основы Сестринского дела» 2008.
7. Мухина С.А., Тарновская И.И. «Теоретические основы сестринского дела» 2010.
Лекция № 8 «Основные модели сестринского ухода»
Цели занятия:
Образовательные: Ознакомиться с основными моделями сестринского дела используемыми в разных странах.
Развивающие: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Воспитательные: ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
План:
1. Основные представления о моделях и системах ценностей сестринского дела.
2. Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента.
3. Сравнительная характеристика основных положений моделей Д. Орэм и В. Хендерсон. Принципы выбора модели сестринского ухода.