Схема интегративных связей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студентов

по учебной дисциплине “Медицина катастроф”

студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов.

ТЕМА №7:“Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий)”.

Занятие 1:“Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий землетрясений”.

Обсуждена на заседании кафедры

«___» _____________ 200_ г.

Протокол №____

Ставрополь, 200_ г.

1. Тема: “Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий)”.

2. Актуальность темы:

Природные катастрофы (стихийные бедствия) -это катастрофические ситуации, возникающие внезапно в результате действия природных сил, при­водящие, как правило, к нарушению повседневного уклада жизни больших групп людей, в подавляющем большинстве случаев сопровождающиеся чело­веческими жертвами, уничтожением материальных ценностей, разрушением жилого фонда, объектов экономики и экологическим загрязнением окружаю­щей среды. Последствия многих крупных разрушительных стихийных бедст­вий часто являются катастрофическими для жителей пострадавших регионов.

3. Учебные и воспитательные цели:

3.1 Общая цель занятия: на практическом занятии, посвящённом землетрясениям студенты должны осознать и уяснить, что землетрясение являются одним из опаснейших и разрушительных стихийных бедствий, при котором имеют место массовые медико-санитарные потери. Поэтому необходимо знать не только правила действий при землетрясениях, но и уметь оказывать и правильно организовать оказание медицинской помощи поражённым.

3.2 Частные цели занятия: в результате практического занятия студенты должны знать характеристику землетрясений и основы организации медицинского обеспечения при ликвидации их последствий. Уметь анализировать и представить, как правильно организовывать медицинскую помощь в очаге землетрясения. Ознакомиться с основными силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации землетрясений.

Схема интегративных связей

Для подготовки к данному занятию студенты должны освежить в памяти знания по военно-полевой терапии, военно-полевой хирургии,

реаниматологии и интенсивной терапии, травматологии.

5. Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время:

5.1 Характеристика землетрясений

· Дайте определение понятию “эпицентр”. Что такое шкала Рихтера?

· Как вы считаете, чем особенно опасны землетрясения, по сравнению с другими стихийными бедствиями?

· Определите интенсивность землетрясения по шкале Рихтера: имеются лёгкие повреждения зданий, ощущается всеми людьми, некоторые выбегают из домов. Лёгкая мебель сдвигается, падает посуда. В горных районах – единичные случаи оползней.

· Определите интенсивность землетрясения по шкале Рихтера: здания типа «А» - разрушения и обвалы, типа «Б» - повреждения и разрушения, типа «В» - от лёгких до значительных повреждений. Общий страх, признаки паники, все выбегают из помещений. Падают памятники и балки на высоких опорах, обламываются ветви деревьев.

· Определите интенсивность землетрясения по шкале Рихтера: в зданиях типа «Б» - обвалы, в зданиях типа «В» - разрушения и обвалы. Многочисленные повреждения домашнего обихода, серьёзный ущерб домам и причалам. Местные искривления железнодорожных рельсов.

· От чего зависит величина санитарных потерь при землетрясениях?

5.2 Основы организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий землетрясений

· Какие, по вашему мнению, поражающие факторы будут превалировать при землетрясениях?

· Продумайте, какие особенности ЛЭО будут присутствовать при землетрясениях

5.3 Силы и средства, привлекаемые для ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений

· Какие силы и средства будут задействованы для ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений?

· Задумайтесь, силы и средства, каких уровней будут привлекаться для ликвидации медико-санитарных последствий, в зависимости от мощности и внезапности землетрясения?

5.4 Основы организации оказания медицинской помощи в очаге землетрясения

· Какие первоочередные мероприятия будут выполняться в очаге землетрясения по прибытию сил и средств ликвидации ЧС?

· Как и кем оказывается первая медицинская и доврачебная помощь в очаге?

Рекомендуемая литература:

а) Обязательная:

· “Медицина катастроф – организационные вопросы ” – И. И. Сахно, В. И. Сахно. Москва, 2002 г.

б) Дополнительная:

· Федеральный закон “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” – принят Госдумой 11.11.1994 г.

· Указ президента РФ от 11 июля 2004 г. №868 “Вопросы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий”.

· Постановление правительства РФ от 4 сентября 2003 г. №547 “О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера”.

· Постановление правительства РФ от 3.05.1994 г. №240 “О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами”.

· “Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других ЧС” – В. В. Мешков. Москва, 1991г.

· Особенности патологии поражения, диагностики и оказа­ния экстренной медицинской помощи населению при стихий­ных бедствиях и других катастрофах (частные вопросы меди­цины катастроф) под ред. Г.А.Рябова. М.: 1993.

· Шойгу С.К., Гончаров С.Ф., Лобанов Г.П. Землетрясения: закономерности формирования и характеристика потерь на­селения. М.: ВЦМК «Защита», 1998.

6. Вопросы для самоконтроля:

1) Дать определение понятию “землетрясение”

2) Каков механизм формирования землетрясения

3) Назвать наиболее разрушительные землетрясения, вошедшие в историю

4) Какое министерство ведёт мониторинг сейсмической активности на территории РФ?

5) Чем осложняется медико-тактическая обстановка при мощных землетрясениях?

6) Как и в зависимости от чего, будет выполняться лечебно-эвакуационное обеспечение при землетрясениях?

7) Силы и средства, каких уровней будут задействованы при землетрясениях, в зависимости от мощности и масштаба?

8) Структура медико-санитарных потерь при землетрясениях, в зависимости от мощности по шкале Рихтера

9) Какие мероприятия необходимо соблюсти для обеспечения чёткой эвакуации поражённых?

7. Аннотация к теме: находится в приложении к данной методической разработке

8. Контроль результатов усвоения темы:контрольные тесты к теме находятся в приложении №2 седьмой темы – занятие 2.

9. Методические указания студентам по выполнению программы самоподготовки:

9.1. Ознакомьтесь с целями практического занятия и самоподготовки

9.2. Восстановите приобретённые знания на предыдущих курсах по военно-полевой терапии, военно-полевой хирургии, реаниматологии и интенсивной терапии, травматологии

9.3. Усвойте основные понятия и положения, касающиеся данной темы занятия

9.4. Уясните, как нужно оказывать и организовывать оказание медицинской помощи при землетрясениях

9.5. Обратите внимание на возможные ошибки при организации лечебно-эвакуационного обеспечения

9.6. Проанализируйте проделанную работу, выполните контрольные задания

Методическая разработка составлена Преподавателем ________ Ярошкевичем В.А. «___» ____________ 200_ г. Ставрополь, 200_ г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Аннотация к теме №7: “Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий)”

Занятие 1: “Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий землетрясений”

Наши рекомендации