Артикуляционная и пальчиковая разминка
Коррекция произношения звука Й.
Индивидуальная работа с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы постановки, автоматизации и дифференциации со звуком Л'.
Предназначается для логопедов ДОУ, школ и медицинских учреждений.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие................................................................................................................................ 4
Характеристика звука Й............................................................................................................ 5
Занятие 1.................................................................................................................................... 7
Занятие 2.................................................................................................................................... 9
Занятие 3................................................................................................................................. 11
Занятие 4................................................................................................................................. 13
Занятие 5................................................................................................................................. 14
Занятие 6................................................................................................................................. 16
Занятие 7................................................................................................................................. 18
Занятие 8................................................................................................................................. 20
Занятие 9................................................................................................................................. 22
Занятие 10............................................................................................................................... 25
Занятие 11............................................................................................................................... 26
Занятие 12............................................................................................................................... 29
Занятие 13............................................................................................................................... 31
Занятие 14............................................................................................................................... 34
Занятие 15............................................................................................................................... 37
Занятие 16............................................................................................................................... 39
2. Дифференциация звуков Л' - Й......................................................................................... 42
Занятие 17............................................................................................................................... 42
Занятие 18............................................................................................................................... 43
Занятие 19............................................................................................................................... 46
Занятие 20............................................................................................................................... 48
Занятие 21............................................................................................................................... 50
Отрывки из стихов русских поэтов....................................................................................... 53
Предисловие
В брошюре изложен опыт работы логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по коррекции произношения звука Й в Краснодаре и Москве.
В своей работе авторы опирались на методику, разработанную М.Е. Хватцевым, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других специалистов отечественной логопедии.
В пособии излагаются индивидуальные занятия по автоматизации звука Й и дифференциации звуков Л'-Й с использованием лексико-грамматического материала, развивающего речь ребенка.
Работа по коррекции произношения звука Й рассчитана на 21 занятие: из них 16 по автоматизации звука Й и 5 — по дифференциации звуков Л'-Й.
При работе с данным пособием необходимо иметь набор предметных картинок на звуки Л' и Й, а также сюжетные картинки на эти звуки из пособия: Т.Б. Филичева, Т.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста».
Характеристика звука Й
Артикуляция звука Й
При произношении звука Й:
губы приближены к резцам, углы рта отодвинуты назад;
кончик языка упирается в нижние резцы;
спинка языка поднимается и образует со средней частью нёба щель;
мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость;
голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Звук Й [j] врусской фонетической системе употребляется в двух значениях:
1) неслоговый мягкий звук — так называемая нисходящая йотация: май, майка
2) слоговый звук, входящий вместе с гласными а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, обозначаемых йотированными гласными буквами я, ё, ю,е — так называемая восходящая йотация:
яма | моя | маяк |
ёлка | моё | поёт |
юла | пою | поют |
ехать | фойе | поезд |
Характеристика звука Й
согласный
щелевой
среднеязычный (средненебный)
сонорный (звонкий)
мягкий
Нарушение произношения звука Й
Йотацизм—
а) отсутствие звука;
б) искажение звука (в практике встречается крайне редко).
Парайотацизм — замена звуками И, Л',3', X'
при нисходящей йотации: при восходящей йотации:
мои — «мои» | яма — «иама» |
мой — «моль» | яма — «ляма» |
мой — «мозь» | яма — «зяма» |
мой — «мохь» | яма — «хяма» |
Подготовительные артикуляционные упражнения[1]
«Улыбка» с сомкнутыми губами.
«Улыбка» с разомкнутыми губами.
«Лопатка».
«Накажем непослушный язык».
«Киска сердится».
Постановка звука Й
(После устранения дефектов произношения свистящих, шипящих и соноров Р, Л, Р', Л').
I способ — по подражанию:
а) путем отраженного и сопряженного проговаривания звука Й;
б) от мягкого глухого звука X' с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем;
в) от гласного звука И в сочетании с гласными А, О, У, Э с постепенным ускорением:
иа-иа-иа — иа-иа-иа — йа-йа-йа
ио-ио-ио — ио-ио-ио — йо-йо-йо
иу-иу-иу — иу-иу-иу — йу-йу-йу
иэ-иэ-иэ — иэ-иэ-иэ — йэ-йэ-йэ
II способ — механический,используется в трудных случаях.
Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З: ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка:
за-за-за ® зя-зя-зя ® йа-йа-йа
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Й, как правило, начинается с восходящей йотации.
Занятие 1
Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнесение звука Й (многократное).
3. Произнесение с ускорением сочетаний звуков:
иа-иа-иа аиа-аиа-аиа
ио-ио-ио оио-оио-оио
иу-иу-иу уиу-уиу-уиу
иэ-иэ-иэ эиэ-эиэ-эиэ
4. Произнесение звукосочетаний с изменением ритмического рисунка:
йа-йа-йа — йа-йа йа-йа — йа-йа-йа
йо-йо-йо — йо-йо йо-йо — йо-йо-йо
йу-йу-йу — йу-йу йу-йу — йу-йу-йу
йэ-йэ-йэ — йэ-йэ йэ-йэ — йэ-йэ-йэ
5. Произнесение звукосочетаний (дифтонгов) и слов:
я-я-я [йа-йа-йа]— яма е-е-е [йэ-йэ-йэ]— ем
я-я-я [йа-йа-йа]— ява е-е-е [йэ-йэ-йэ] — ехать
я-я-я [йа-йа-йа]— Яков е-е-е [йэ-йэ-йэ]— егерь
я-я-я [йа-йа-йа]— як ё-ё-ё [йо-йо-йо]— ёж
я-я-я [йа-йа-йа]— Яна ё-ё-ё [йо-йо-йо]— ёлка
я-я-я [йа-йа-йа]— яхта ё-ё-ё [йо-йо-йо] — ёрш
я-я-я [йа-йа-йа] — ягода ё-ё-ё [йо-йо-йо]— ёмкость
я-я-я [йа-йа-йа]— яблоко ю-ю-ю [йу-йу-йу]— юбка
я-я-я [йа-йа-йа]— яхонт ю-ю-ю [йу-йу-йу]— юг
я-я-я[йа-йа-йа]— якорь ю-ю-ю [йу-йу-йу]— юный
я-я-я[йа-йа-йа]— яйца ю-ю-ю [йу-йу-йу]— юнга
я-я-я [йа-йа-йа]— ястреб ю-ю-ю [йу-йу-йу]— юность
я-я-я [йа-йа-йа] — ящик я-я-я [йа-йа-йа] — ящерица
ю-ю-ю [йу-йу-йу] — юмор ю-ю-ю [йу-йу-йу] — юрта
1. Игра «Запомни, повтори»:
яма — ягоды — яхта —м Яна
ем — юбка — ехать — юнга
(четыре раза меняется порядок слов)
2. Счет — 1 « 10:
яма
яхта
юбка
3. Игра «Назови ласково».
Образец: юбка — юбочка яма — ямочка, ямка
яблоко — яблочко ягода — ягодка
Яна — Яночка ёж — ёжик, ёжичек
ящик — ящичек ёлка — ёлочка