Психомоторного и соматического развития ребенка грудного возраста
Возраст, окружность головы, вес | Динамика цепных симметричных рефлексов | Моторные навыки | Психическое развитие |
1 мес. 36 – 37 см 3-4 кг | Выпрямляющий рефлекс на голову. Опора на ноги. Разгибание головы. | Попытки фиксации взора | Реакция на звук, слежение за предметом. |
3 мес. 40-41 см 5 кг | Опора на предплечье. Держит голову. | Содружественные движения глаз. | Улыбается, гулит, смеется, тянется к предметам. |
6 мес. 43-44 см 7,5 кг | Выпрямляющая реакция на голову, повороты тела. Туловищная реакция. | Поднимает голову из положения лежа на спине. Сидит. (5-7 мес.) | Тянется к предметам, лепечет, узнает близких. |
9 мес. 45-46 см 8-9 кг | Поворот спины на живот. Стоит. | Машет рукой, говорит слоги. | |
12 мес. 46-48 см 10 кг | Туловищный рефлекс | Ходит. Бросает предметы. | Говорит слова. Копирует. Понимает слово «нет». |
Показатели нервно-психического развития детей 2 года жизни:
· понимаемая речь;
· активная речь;
· сенсорное развитие;
· развитие игры и действий с предметами;
· движения;
· навыки.
Показатели нервно-психического развития детей 3 года жизни:
Первое полугодие:
· развитие активной речи;
· игра;
· конструктивная деятельность;
· сенсорное развитие;
· развитие движений и навыков в процессах.
Второе полугодие:
· развитие активной речи;
· игра;
· изобразительная и конструктивная деятельность;
· сенсорное развитие;
· развитие движений и навыков.
Методы контроля за нервно-психическим развитием:
Первый год жизни:
· Патронаж медсестры дома.
· Врач педиатр в поликлинике.
· Комната здорового ребёнка (за назначениями).
Второй и третий годы жизни:
· Патронаж медсестры не реже 1 раза в шесть месяцев.
· Комната здорового ребенка (диагностика НПР).
· Врач-педиатр (в поликлинике должен быть психолог-педагог, курирующий нервно-психическое развитие ребенка в комнате здорового ребёнка).
III Критерий здоровья: оценка физического развития
Физическое развитие детей - это динамический процесс роста и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Основными критериями оценки физического развития ребенка являются:
- масса тела;
- длина тела (рост);
- окружность головы;
- окружность грудной клетки;
- пропорциональность этих показателей.
В 2006 г. экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР), проведенного в 1997-2003 гг. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.
В представленных ниже таблицах показаны значения индекса массы тела у девочек и мальчиков в возрасте от 0 до 13 недели.
Наряду с указанными выше подходами допустимы традиционные методы оценки динамики массы у детей первого года жизни.
Таблица 3