Гормональные лекарственные средства коры надпочечников
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Медицинский колледж
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
____________Т.З. Галейшина
«___» ___________ 20____ г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лекции на тему: «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (стероидной структуры)»
Дисциплина «Фармакология»
Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Курс: 1
Семестр: II
Количество часов 2 часа
Уфа 20____г.
Тема: «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (стероидной структуры)»
на основании рабочей программы учебной дисциплины «Фармакология»
утвержденной «_____»______20____ года
Рецензенты по представляемой лекции:
1.
2.
Автор: М. У. Широчян
Утверждена на заседании учебно-методического совета колледжа от «_____»_______20___г.
1. Тема: «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (стероидной структуры)»
2. Курс: 1 семестр: II
3. Продолжительность: комбинированного урока 2 часа
4. Контингент слушателей – обучающиеся
5. Учебная цель: закрепить и проверить знания по теме: «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (белково-пептидной структуры)», усвоить знания по новой теме: «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (стероидной структуры)».
6. Иллюстративный материал и оснащение (мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, тестовые задания, информационный блок).
7. Обучающийся должен знать:
· Глюкокортикоиды. Противовоспалительное и противоаллергическое действие. Влияние на обмен углеводов и белков. Применение. Побочные эффекты и меры их предупреждения.
· Препараты женских половых гормонов и их синтетические заменители. Эстрогенные и гестагенные препараты их практическое значение. Показания к применению в медицинской практике. Принцип действия контрацептивных средств, назначаемых внутрь. Возможные побочные эффекты.
· Препараты мужских половых гормонов. Показания и противопоказания к применению.
· Анаболические стероиды, их действия и применение.
Формируемые компетенции: изучение темы способствует формированию
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ХРОНОКАРТА КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА по теме:
«Препараты гормонов, их синтетические аналоги (стероидной структуры)»
№ п/п | Содержание и структура занятия | Время (мин.) | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Методическое обоснование |
1. | Организационный момент | -приветствие обучающихся -проверка готовности аудитории к уроку -отметка отсутствующих | -приветствие преподавателя -доклад дежурного об отсутствующих обучающихся | -осуществление психологического настроя к учебной деятельности, воспитание организованности, дисциплинированности, делового подхода -активизация внимания обучающихся | |
2. | Определение целей занятия | -доведение плана проведения занятия | -продумывают ход этапов учебной деятельности | -создание целостного представления о занятии -концентрация внимания на предстоящей работе -формирование интереса и осмысление мотивации учебной деятельности. | |
3. | Контроль и коррекция знаний по предыдущей теме: «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (белково-пептидной структуры)» | -опрос фронтальный -решение КИМов для текущего контроля | - отвечают на вопросы по предыдущей теме -демонстрируют уровень самостоятельной подготовки к уроку -коллективно корректируют пробелы в знаниях | -определение уровня самостоятельной подготовки обучающихся к уроку, полноты выполнения домашнего задания -коррекция пробелов в знаниях -развитие само и взаимоконтроля | |
4. | Мотивация темы | -подчеркивает актуальность темы | -записывают тему в тетрадь | -формирование познавательных интересов, концентрация внимания на изучаемой теме | |
5. | Лекция-беседа с элементами интерактивности | -обеспечивает осознанность формирования знаний по теме | конспектирование темы в тетрадь | -формирование знаний по теме «Средства, влияющие на систему крови» | |
6. | Подведение итогов занятия, закрепление материала | -отражает основные вопросы темы -с помощью обучающихся анализирует достижение целей занятия; | -определяют уровень освоения материала и достижения целей урока | -развитие аналитической деятельности -формирование самоконтроля и взаимоконтроля | |
7. | Домашнее задание, задание для самостоятельной работы | -предлагает записать домашнее задание: подготовить тему «Препараты гормонов, их синтетические аналоги (стероидной структуры)» к следующему теоретическому занятию. | -записывают домашнее задание | -стимулирование познавательной деятельности и интереса обучающихся к освоению учебного материала |
К гормонам стероидной структуры относятся гормоны коры надпочечников (глюкокортикоиды и минералокортикоиды), женские и мужские половые гормоны. Предшественником всех стероидных гормонов в организме человека является прегненолон, который синтезируется из холестерина.
Гормональные лекарственные средства коры надпочечников
Надпочечники - парный орган, находящийся на верхнем полюсе каждой почки, состоящий из наружного вещества (коры) и внутреннего мозгового вещества, выделяющего адреналин и норадреналин. Кора надпочечников состоит из трех зон, которые выделяют большое число (более 50) гормонов, называемых кортикостероидами.
Острая недостаточность коры надпочечников сопровождается снижением артериального давления и температуры тела, нарушением всех видов обмена веществ и может привести к смерти через несколько часов. Хроническая недостаточность коры надпочечников (аддисонова болезнь) проявляется снижением массы тела, мышечной слабостью, гиперпигментацией («бронзовая болезнь»), нарушением белкового, углеводного и водно-солевого обменов.
При гиперфункции наступает преждевременное половое созревание или проявляются функции противоположного пола (феминизация и маскулинизация). Стимулятором надпочечников является адренокортикотропный гормон гипофиза (АКТГ).
Кортикостероиды делятся на:
1 – глюкокортикоиды, регулирующие в основном углеводный и белковый обмены (кортизон, гидрокортизон);
2 – минералокортикоиды, регулирующие в основном водно-солевой обмен (альдостерон, дезоксикортикостерон).
Глюкокортикоиды
Обладают широким спектром действия. Активно влияют на углеводный и белковый обмены, несколько меньше на липидный и водно-солевой. Наиболее активными естественными глюкокортикоидами являются гидрокортизон (кортизол) и кортизон.
Глюкокортикоиды оказывают противошоковое, противовоспалительное, противоаллергическое, иммунодепрессивное, антитоксическое действие.
Основными показаниями к применению глюкокортикоидов является ревматизм, коллагенозы, ревматоидный артрит, полиартрит, бронхиальная астма, кожные аллергические заболевания (нейродермиты, экзема, дерматит и др.), острый лейкоз, системная красная волчанка, профилактика и лечение шоков различного происхождения. На основании иммунодепрессивного действия глюкокортикоиды используются при трансплантации органов и тканей для подавления реакции отторжения, а также при различных аутоиммунных заболеваниях.
По длительности действия глюкокортикоиды различают:
Короткого действия (5-12 часов) – гидрокортизон, кортизон;
Средней продолжительности действия (12-30 часов) – преднизолон, метилпреднизолон;
Длительного действия (36-72 часа) – триамцинолон, бетаметазон, дексаметазон.
Природные глюкокортикоиды
Кортизона ацетат применяют внутрь и внутримышечно. В вену кортизона ацетат вводить нельзя, т.к. он практически не растворим в воде, и образуется суспензия. Он влияет на углеводный и белковый обмены, слабее – на водно-солевой обмен. Действие после однократного приема внутрь продолжается 6-8 часов, после введения в мышцу – 8-12 часов.
Гидрокортизон является аналогом гормона кортизола. Лекарственные формы: раствор для внутривенного введения, суспензия для внутримышечного и околосуставного введения, суспензия для внутрисуставного и периартикулярного введения, таблетки.
В медицинской практике применяют гидрокортизон, гидрокортизона ацетат, гидрокортизона сукцинат. По действию на организм близок к кортизону, но несколько более активен.
Гидрокортизон для приема внутрь применяется редко. Используется главным образом для изготовления гидрокортизоновой мази, входит в состав аэрозолей.
Гидрокортизона ацетат практически нерастворим в воде. Применяется наружно в виде мази при аллергических заболеваниях кожи, в виде суспензии вводится в мышцу, в полость суставов, оказывая при этом сильное противовоспалительное действие без общих побочных эффектов.
В глазной практике при конъюнктивитах, блефаритах, кератитах и других заболеваниях применяют 0,5% глазную мазь.
Гидрокортизона сукцинат выпускают в виде натриевой соли для инъекций. Применяют при острой недостаточности надпочечников при бронхоастматическом статусе, для профилактики и лечения шоков и других острых состояниях.