ПРОВЕДИТЕ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ОСМОТР ПРИ ПНЕВМОНИИ. Последующее Наблюдение
Интегрированное
Ведение Болезней
Детского Возраста
Последующее Наблюдение
Всемирная Организация Здравоохранения ЮНИСЕФ
Отдел Здоровье Ребенка и Развитие (CHD)
Министерство здравоохранения Республики Казахстан
Учебный курс Интегрированное Ведение Болезней Детского Возраста был подготовлен Отделом Здоровье Ребенка и Развитие (CHD) Всемирной Организации Здравоохранения и ЮНИСЕФ по контракту с ACT International, Атланта, Джорджия, США.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ВЕДЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
ПОСЛЕДУЮЩЕЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Всемирная Организация Здравоохранения и ЮНИСЕФ
Министерство здравоохранения Республики Казахстан
2008
Ó Всемирная Организация Здравоохранения 1998
Данный документ не предназначен для широкой публикации, все права резервированы за Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Данный документ не может быть беспрепятственно использован для обзоров и рефератов, воспроизведен или переведен целиком или частично без письменного предварительного разрешения ВОЗ. Ни одна часть этого документа не может храниться в базе данных или передаваться любым путем - электронным, механическим или иным, без предварительного разрешения ВОЗ.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 1
1.0 ПРОВЕДИТЕ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ОСМОТР ПРИ ПНЕВМОНИИ.......................... 4
2.0 ПРОВЕДИТЕ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ОСМОТР ПРИ ПНЕВМОНИИ НЕТ. АСТМОИДНОЕ ДЫХАНИЕ.......................................................................................
.6
УПРАЖНЕНИЕ А.......................................................................................................... 8
3.0 ПРОВЕДИТЕ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ОСМОТР ПРИ
ЗАТЯЖНОЙ ДИАРЕЕ.................................................................................................. 12
4.0 ПРОВЕДИТЕ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ОСМОТР ПРИ ДИЗЕНТЕРИИ......................... 13
УПРАЖНЕНИЕ Б......................................................................................................... 15
5.0 ПРОВЕДИТЕ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ОСМОТР ПРИ ЛИХОРАДКЕ ......................... 19
УПРАЖНЕНИЕ В.......................................................................................................... 21
6.0 ПРОВЕДИТЕ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ОСМОТР ПРИ КОРИ
С ОСЛОЖНЕНИЯМИ - ГЛАЗА И РОТ..................................................................... 24
7.0 ПРОВЕДИТЕ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ОСМОТР ПРИ СТРЕПТОКОККОВОМ
И НЕСТРЕПТОКОККОВОМ ФАРИНГИТЕ.......................................................... 26
8.0 ПРОВЕДИТЕ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ОСМОТР ПРИ ИНФЕКЦИИ УХА.................. 27
9.0 ПРОВЕДИТЕ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ОСМОТР ПРИ ПРОБЛЕМЕ
КОРМЛЕНИЯ................................................................................................................ 28
10.0 ПРОВЕДИТЕ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ОСМОТР ПРИ БЛЕДНОСТИ......................... 29
11.0 ПРОВЕДИТЕ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ОСМОТР ПРИ НИЗКОМ ВЕСЕ...................... 30
УПРАЖНЕНИЕ Г.......................................................................................................... 32
ПОСЛЕДУЮЩЕЕ НАБЛЮДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Некоторые больные дети должны вернуться к медицинскому работнику для проведения последующего наблюдения. Медицинские работники объясняют матерям, когда они должны вернуться в медицинское учреждение для последующего визита (например, через 2 дня или через 14 дней). Во время последующего осмотра медицинский работник может проверить, улучшает ли состояние ребенка назначенный лекарственный препарат или лечение. Организм некоторых детей может не реагировать на определенный антибактериальный препарат, в таком случае вам следует попробовать другое средство. Дети с затяжной диареей также нуждаются в последующем визите для того, чтобы удостовериться, что диарея прекратилась. Детей, у которых лихорадка или инфекция глаза, нужно осмотреть повторно только в том случае, если их состояние не улучшается. Последующее наблюдение особенно важно для детей с проблемой кормления, это позволяет проверить, рационально ли кормится ребенок и набирает ли он вес.
Учитывая важность последующего наблюдения, в вашем медицинском учреждении необходимо обеспечить все условия для того, чтобы последующие визиты были удобны для матерей. Если возможно, матери не должны стоять в очереди при последующем визите. Другим путем обеспечения удобных и приемлемых для матерей условий осуществления последующих визитов является их бесплатное проведение. Некоторые медицинские учреждения используют систему, облегчающую поиск амбулаторных карт детей, приходящих для последующего наблюдения.
Во время последующего визита вы должны выполнить действия, отличные от выполненных во время первичного визита ребенка по данной проблеме. Виды лечения, назначенные во время последующего визита, часто отличаются от назначенных во время первичного визита.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
В данном модуле будет описано, что нужно сделать, когда ребенок вернется в медицинское учреждение для последующего осмотра. Данный модуль не рассчитан на детей, которые вернулись в медицинское учреждение потому, что их состояние ухудшилось. Такие дети должны быть обследованы так же, как и во время первичного визита. В данном модуле вам будет дана возможность попрактиковаться в выполнении этапов последующего наблюдения:
* Решать, является ли данный визит ребенка последующим осмотром
* Если ребенка принесли для последующего наблюдения, оценивать признаки, перечисленные в рамке последующего наблюдения для предшествующей классификации заболевания ребенка
* Выбирать лечение, основываясь на признаках ребенка
* Если у ребенка появились новые проблемы, оценивать и классифицировать их, как бы вы это сделали во время первичного визита
В Какой Части Схемы Ведения Больного Ребенка Обсуждается Последующее Наблюдение?
Для некоторых классификаций из колонки “Определите Лечение” на схеме ОЦЕНИТЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ приведены указания, как объяснить матери, когда вернуться для последующего наблюдения. В рамке “Когда Вернуться” на схеме КОНСУЛЬТИРУЙТЕ кратко перечислены графики последующих визитов.
Специальные указания для проведения каждого последующего визита приведены в разделе “Осуществляйте Последующее Наблюдение” на схеме ЛЕЧИТЕ РЕБЕНКА. В каждой рамке объясняется, как повторно оценить и лечить ребенка. Указания по проведению лечения, например, дозировка антибактериальных препаратов второго ряда препаратов, приведены на схеме ЛЕЧИТЕ РЕБЕНКА.
Указания для проведения последующего наблюдения для младенцев приведены на схеме МЛАДЕНЕЦ.
Как Вести Ребенка, Который Вернулся в Медицинское Учреждение для Последующего Наблюдения:
Как всегда, расспросите мать о проблеме ребенка. Вы должны узнать, это последующий или первичный визит по данному заболеванию. Способ определения, какой это визит, зависит от того, как в вашем медицинском учреждении ведется учет больных и как медицинский персонал определяет, почему больной обратился за помощью.
Например, мать может сказать вам или другому медицинскому работнику, что ее попросили вернуться в медицинское учреждение по конкретной проблеме. Если в вашем медицинском учреждении матери получают памятки последующего наблюдения, в которых указано, когда они должны вернуться в медицинское учреждение, попросите мать показать вам эту памятку. Если в вашем медицинском учреждении на каждого больного заводится история болезни, вы можете увидеть, что этот ребенок был осмотрен несколько дней назад по тому же заболеванию.
Как только вы узнаете, что ребенка принесли в медицинское учреждение для последующего наблюдения, спросите мать, появились ли у ребенка новые проблемы. Например, если ребенка принесли для последующего наблюдения при пневмонии, но сегодня у него еще появилась диарея, у такого ребенка есть новая проблема. Такой ребенок нуждается в полной оценке. Проверьте, есть ли общие признаки опасности, оцените все основные симптомы и состояние питания. Классифицируйте и лечите диарею у ребенка (новая проблема), как бы вы это сделали во время первичного визита. Повторно оцените и лечите пневмонию в соответствии с рамкой последующего наблюдения на схеме.
Если у ребенка нет новой проблемы, найдите рамку последующего наблюдения, соответствующую предшествующей классификации ребенка. Затем следуйте указаниям, приведенным в этой рамке.
* Оцените ребенка в соответствии с указаниями в рамке последующего наблюдения. Вам возможно потребуется оценить основной симптом, как описано на схеме ОЦЕНИТЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ. Вам возможно также потребуется оценить дополнительные признаки.
Примечание: Не используйте классификационную таблицу для классификации основного признака. Пропустите колонки “Классифицируйте” и “Определите Лечение” на схеме ОЦЕНИТЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ. Это поможет избежать назначения ребенку не имеющих смысла повторных видов лечения. Существует одно исключение: Если у ребенка есть любой вид диареи, вы должны классифицировать и лечить диарею, как бы вы это сделали во время первичного визита.
* Для того, чтобы выбрать подходящее лечение, используйте информацию о признаках ребенка.
* Проведите лечение.
Проведите полную оценку, если мать возвращается в медицинское учреждение со своим ребенком, у которого кашель или диарея (во время предыдущего визита у него не было дизентерии или затяжной диареи), потому что через 5 дней его состояние не улучшилось.
Некоторые дети будут возвращаться в медицинское учреждение много раз с хроническими проблемами, на которые назначенное лечение не оказывает желаемого действия. Например, у некоторых детей больных СПИДом может быть затяжная диарея или повторяющиеся случаи пневмонии. Организм детей, больных СПИДом, может плохо реагировать на лечение пневмонии, и у таких детей могут развиться сопутствующие инфекции. Такие дети, если их состояние не улучшается, должны быть направлены в стационар. Детей, инфицированных ВИЧ, но у которых не развился СПИД, трудно клинически отличить от детей, не зараженных инфекцией ВИЧ. Если такие дети заболевают пневмонией, их можно лечить стандартными методами лечения.
Важное: Если у ребенка, которого принесли для последующего наблюдения, есть несколько проблем и его состояние ухудшается, НАПРАВЬТЕ РЕБЕНКА В СТАЦИОНАР. Вы также должны направить ребенка в стационар, если вы не располагаете лекарственным препаратом второго ряда, или, если вы волнуетесь за состояние ребенка или не знаете, как помочь ребенку. Если состояние ребенка не улучшилось после лечения, у такого ребенка может быть какое-то другое заболевание, не указанное в схеме. Такой ребенок может нуждаться в другом лечении.
Запомните: Если у ребенка есть какая-либо новая проблема, вы должны оценить ребенка, как бы вы это сделали во время первичного визита. |
ПРОВЕДИТЕ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ОСМОТР ПРИ ПНЕВМОНИИ
Когда ребенка, получающего антибактериальный препарат для лечения ПНЕВМОНИИ, приносят назад в медицинское учреждение через 2 дня для последующего наблюдения, вы должны следовать следующим указаниям:
ПНЕВМОНИЯ
Через 2 дня: Проверьте, есть ли у ребенка общие признаки опасности. Оцените, есть ли кашель и затрудненное дыхание. Спросите: Дышит ли ребенок медленнее? Уменьшилась ли лихорадка? Стал ли ребенок лучше есть? Есть ли астмоидное дыхание? Лечение: Если есть учащенное и астмоидное дыхание или втяжение грудной клетки или любой общий признак опасности, дайте одну дозу ампициллина и гентамицина внутримышечно. Также дайте одну дозу быстродействующего бронхолитика. Затем СРОЧНО направьте в стационар. Если нет астмоидного дыхания, но есть учащенное дыхание, температура и аппетит без изменений, направьте в стационар. (Если ребенок болел корью в последние 3 месяца, направьте в стационар). Если частота дыхания и температура уменьшились и ребенок стал есть лучше, закончите 3-дневный курс антибактериального препарата. Если также астмоидное дыхание, лечите как предложено ниже. Если есть астмоидное дыхание, но нет общих признаков опасности, учащенного дыхания или втяжения грудной клетки: Если это первый эпизод астмоидного дыхания или у ребенка уже имелись подобные эпизоды, но он не направлялся на обследование - продолжите сальбутамол и направьте на обследование. Если у ребенка уже наблюдался, по крайней мере, один эпизод астмоидного дыхания и он был уже направлен на обследование, посоветуйте матери продолжить назначенное лечение. Посоветуйте матери вернуться с ребенком, если дыхание ребенка будет более затрудненным. Если ребенок возвратится из-за ухудшения состояния, направьте его на дальнейшее лечение |
В рамке сначала описано, как провести оценку состояния ребенка. Оценка ребенка включает проверку, есть ли общие признаки опасности и повторную оценку кашля и затрудненного дыхания. После этих указаний, вас просят обратиться к схеме ОЦЕНИТЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ. Это означает, что вы должны оценить общие признаки опасности и основные симптомы кашля точно таким же образом, как это описано на схеме ОЦЕНИТЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ. Далее в рамке перечислены дополнительные признаки для проверки:
Спросите:
- Дышит ли ребенок медленнее?
- Уменьшилась ли у ребенка лихорадка?
- Стал ли ребенок есть лучше?
- Есть ли астмоидное дыхание?
После того, как вы оценили состояние ребенка, используйте информацию о признаках ребенка для выбора правильного лечения.
¨ Если у ребенка есть учащенное и астмоидное дыхание или втяжение грудной клетки или любой общий признак опасности (не может пить или сосать грудь, рвота после любой пищи или питья, судороги, летаргичен или без сознания), значит состояние ребенка ухудшилось. Такого ребенка необходимо срочно направить в стационар. Поскольку после лечения заболевания антибактериальным препаратом первого ряда состояние ребенка ухудшилось, перед направлением в стационар дайте первую дозу антибактериального препарата второго ряда (если возможно) или дайте ампициллин+гентамицин внутримышечно. Также дайте одну дозу быстродействующего бронхолитика. Если нет астмоидного дыхания, но есть учащенное дыхание ,температура и аппетит без изменений, дайте ребенку антибактериальный препарат второго ряда для лечения пневмонии. (Эти признаки не могут быть точно такими же, как 2 дня назад, однако состояние ребенка не ухудшилось и не улучшилось. У ребенка по-прежнему учащенное дыхание, лихорадка и он плохо ест). Перед тем, как вы дадите антибактериальный препарат второго ряда, спросите мать, принимал ли ребенок антибактериальные препараты в течение 2 последних дней.
а) Возможно, существует проблема, из-за которой ребенок не получил антибактериальный препарат, получил слишком мало или со слишком большими перерывами между дозами. В таком случае, этому ребенку можно попытаться еще раз прописать тот же препарат.
б) Если ребенок получил антибактериальный препарат, перейдите на антибактериальный препарат второго ряда для лечения пневмонии, если ваше медицинское учреждение им располагает. Давайте его в течение 5 дней. Например:
- Если ребенок получал ампицилин, перейдите на цефаклор.
Дайте первую дозу антибактериального препарата в медицинском учреждении. Научите мать, как и когда давать препарат. Попросите мать снова принести ребенка назад в медицинское учреждение через 2 дня.
в) Если ребенок получал антибактериальный препарат, и вы не располагаете другим подходящим антибактериальным препаратом, направьте такого ребенка в стационар.
Если у ребенка с пневмонией была корь в течение 3 последних месяцев, направьте ребенка в стационар.
Если частота дыхания и температура уменьшились (то есть, лихорадка стала ниже или полностью прекратилась) и ребенок стал есть лучше, состояние такого ребенка улучшается. У ребенка может быть кашель, однако у большинства выздоравливающих детей прекращается учащенное дыхание. Объясните матери, что ребенок должен прекратить принимать антибактериальное средство через 5 дней. Объясните ей еще раз важность проведения 5- дневного курса лечения полностью.
Если также астмоидное дыхание, лечите как предложено ниже:
Если есть астмоидное дыхание, но нет общих признаков опасности, учащенного дыхания или втяжения грудной клетки:
Если это первый эпизод астмоидного дыхания или у ребенка уже имелись подобные эпизоды, но он не направлялся на обследование, – продолжите сальбутамол и направьте на обследование.
Если у ребенка уже наблюдался, по крайней мере, один эпизод астмоидного дыхания, и он был уже направлен на обследование, посоветуйте матери продолжать назначенное лечение. Посоветуйте матери вернуться с ребенком, если дыхание ребенка будет затрудненным. Если ребенок возвратится из-за ухудшения состояния, направьте его на дальнейшее лечение.